Найти в Дзене
Про джаз

Честный гений Стен Гетц. Продолжение. Карнеги Холл

Начало здесь. Эксклюзивный контракт с MGM / Verve позволял Стену Гетцу участвовать в качестве приглашённого гостя в рекорд-сессиях по договоренности с другими артистами и даже для других лейблов. Именно благодаря этой привилегии он принял участие в записи для лейбла Columbia 25 мая 1964 года, сначала с Тони Беннеттом, и затем в тот же день с Бобом Брукмейером. Ритм-секция была одинаковой на обеих сессиях и состояла из Херби Хэнкока (фортепиано) и Рона Картера (бас) - оба в то время были участниками квинтета Майлза Дэвиса – а так же барабанщика Элвина Джонса, «одолженного» у Джона Колтрейна. На этой сессии был исполнен только один номер - простая, серьёзная версия "Danny Boy", в которой Гетц исполнил обязательное, но удивительно сдержанное соло. Ещё три номера - "Clear Out Of This World", "Just Friends" и " Have You Met Miss Jones " - были записаны во время более поздней сессии, состоявшейся 15 октября 1964-го года. Все четыре трека вошли как лучшая часть в двойной альбом Тони Беннетта
Stan Getz/Photo by Tom Copi/Michael Ochs Archives/Getty Images
Stan Getz/Photo by Tom Copi/Michael Ochs Archives/Getty Images

Начало здесь.

Эксклюзивный контракт с MGM / Verve позволял Стену Гетцу участвовать в качестве приглашённого гостя в рекорд-сессиях по договоренности с другими артистами и даже для других лейблов. Именно благодаря этой привилегии он принял участие в записи для лейбла Columbia 25 мая 1964 года, сначала с Тони Беннеттом, и затем в тот же день с Бобом Брукмейером. Ритм-секция была одинаковой на обеих сессиях и состояла из Херби Хэнкока (фортепиано) и Рона Картера (бас) - оба в то время были участниками квинтета Майлза Дэвиса – а так же барабанщика Элвина Джонса, «одолженного» у Джона Колтрейна.

На этой сессии был исполнен только один номер - простая, серьёзная версия "Danny Boy", в которой Гетц исполнил обязательное, но удивительно сдержанное соло. Ещё три номера - "Clear Out Of This World", "Just Friends" и " Have You Met Miss Jones " - были записаны во время более поздней сессии, состоявшейся 15 октября 1964-го года. Все четыре трека вошли как лучшая часть в двойной альбом Тони Беннетта «Jazz», изданный лишь в 1987-ом году. Стен Гетц часто говорил, как ему нравится работать с певцами, и однажды даже признался, что "как невеста, ожидающая жениха", он всегда жил надеждой, что однажды Фрэнк Синатра сделает ему предложение. Его работа с Тони Беннеттом позволяет предположить, что, случись это, та встреча была бы незабываемой.

Tony Bennett/Jazz/ Album's cover
Tony Bennett/Jazz/ Album's cover

На других двух сессиях для лейбла Columbia, состоявшихся 26 и 27 мая 1964-го года, к группе Боба Брукмейера присоединился Гэри Бёртон, и в результате материала набралось достаточно для целого альбома, выпущенного в следующем году под названием Bob Brookmeyer And Friends.

Bob Brookmeyer And Friends/Album's cover
Bob Brookmeyer And Friends/Album's cover

Обычная магия тандема Гетц-Брукмейер снова сработала, и все восемь номеров получились превосходными, от задорного "Jive Hoot" Брукмейера до ярких записей Стена Гетца "Skylark" и "Misty". В пьесе Джорджа Гершвина " Who Cares", Стен Гетц играет с максимальным драйвом и интенсивностью. И кажется, что он наслаждается этой новой возможностью сыграть быстрый свинг. Особенно привлекательно произведение - " Sometime Ago ", минорный джазовый вальс, которому оставалось чуть-чуть на пути превращения в джазовый стандарт. Поражает, с какой лёгкостью и взаимопониманием Стен Гетц и Боб Брукмейер умели разделить общую тему и подхватить сольные идеи друг друга в непринуждённой манере, которая так характерна для всего их совместного творчества.

Stan Getz and Bob Brookmeyer
Stan Getz and Bob Brookmeyer

Мода на босса-нову к тому времени постепенно сходила на нет, но её коннотации молодости, любви и свободы всё ещё были достаточно сильны для того, чтобы песня "Девушка из Ипанемы", спетая Аструд Жильберто с квартетом Стена Гетца, вошла в саундтрек к фильму " Get Yourself a College Girl (Стань студенткой колледжа)", режиссёра Сидни Миллера, в котором, между прочим, в главной роли снялась Нэнси Синатра, дочь того самого Фрэнка Синатры, с которым так хотелось сыграть Стену Гетцу.

Gary Burton, Stan Getz and Astrud Gilberto in film Get Yourself a College Girl/Astrud sing a song  Girl From Ipanema
Gary Burton, Stan Getz and Astrud Gilberto in film Get Yourself a College Girl/Astrud sing a song Girl From Ipanema

Последним великим событием в годы расцвета босса-новы был, конечно же, концерт в Карнеги-холле 9 октября 1964 года, в котором приняли участие квартет Стена Гетца с Аструд Жилберто и Жуан Жилберто со своей новой группой.

Делая небольшой экскурс в историю заметим, что Стэн Гетц дебютировал в Карнеги-Холле ещё в далёком 1949 году в составе группы суперзвёзд, в которую входили оркестр Вуди Германа и певцы Нэт "Кинг" Коул и Гарри Белафонте. (Гетц в то время играл в саксофонной секции оркестра Вуди Германа, которую часто называют Woody Herman’s Second Herd). Ко времени, когда он объединил усилия с бразильским гитаристом и вокалистом-шептуном Жуаном Жилберто, в рамках промо-тура их новаторского альбома Getz / Gilberto, выпущенного всего за семь месяцев до концерта в Карнеги Холл в октябре 1964 года, Стен Гетц уже был завсегдатаем этого культового зала. Жуан Жилберто дебютировал там двумя годами ранее в составе сегодня уже эпохального концерта "Босса—нова в Карнеги-Холле", в устройстве которого Стен Гетц также сыграл свою роль. Впоследствии Стен Гетц, уже оставив босса—нову позади, выступал в Carnegie Hall более 20 раз на протяжении оставшейся части своей жизни. Его последнее выступление состоялось в июне 1990 года, за год до смерти.

-6

В тот октябрьский вечер 1964-го года квартет Стена Гетца и трио Жуана Жильберто сыграли по отдельному сету, записи которых лейбл Verve Records в 1966-ом году издал на альбоме «Getz/ Gilberto #2». Но в финале концерта был сыгран ещё один, третий сет, когда все участники, включая и вокалистку Стена Гетца, Аструд Жильберто, объединились для исполнения заключительных номеров. По какой-то причине эта часть концерта долго не издавалась. Причиной было, скорее всего, то, что выпустить концерт целиком на одинарном виниле не получалось-не хватало места. А для двойного винила материала было не достаточно. Вот Крид Тейлор и решил обойтись урезанной версией концерта. Тем более, что часть треков с Аструд Жильберто уже издали на концертнике “Getz Au Go Go”.

И только в 1990-ом году лейблом Giants of Jazz концерт в Карнеги Холл был издан в полном объёме на виниле с названием "Stan Getz meets Joao & Astrud Gilberto", а в 1993-ем году вышло издание Verve Records на CD с названием «Getz/ Gilberto #2», содержавшее все 15 треков, исполненных участниками концерта 9 октября 1964 года. Имеется и более поздняя версия издания этого концерта тоже на CD с названием «Stan Getz / João Gilberto – Meditation», неофициально выпущенная в России лейблом ArsNova в 2004 году. А в 2019 году полную версию концерта издал (тоже неофициально) европейский лейбл Audio Clarity на виниле с названием «Stan Getz, João Gilberto, Astrud Gilberto – Recorded October 9, 1964 At Carnegie Hall, New York».

Концерт вызвал огромный интерес у публики. Билеты были раскуплены задолго до выступления. Более чем за неделю до концерта все звонки от желающих приобрести билеты были напрасными. В день представления у входа в «Карнеги Холл» толпились желающие попасть на концерт, но счастливые обладатели билетов, проходя сквозь этот плотный кордон, на сакраментальный вопрос «извините, не найдётся лишнего балета?», отвечали отрицательно. А перед кассами висело объявление: "Извините, всё распродано".

На оборотной стороне конверта первого издания с записью этого концерта James T. Maher, автор примечаний, оставил очень красочное и образное описание того незабываемого вечера. Вот оно:

«…Распроданы были все места в зале. Даже складные стулья на сцене. И в зрительном зале в задних рядах, и в проходах вдоль стен. Стэн Гетц ещё раз продемонстрировал свою притягательную силу - размер и лояльность своей аудитории. Он стал, говоря на бродвейском жаргоне «a hot ticket», то-есть, "желанным гостем". Аншлаг. "Здорово!" - говорите вы себе, пробираясь сквозь толпу. Вспомните годы поисков Стена Гетца, когда у него не было ничего, кроме артистической совести зрителя. Вспомните долгие годы, когда он формировал свой стиль и находил поклонников. Стиль - это человек, а артист - это его аудитория: он создает и стиль, и последователей. Стен Гетц создал музыку, столь же индивидуальную, как запоминающийся смех и забытая ярость. И вот его слушатели устремились в знаменитый старый зал.
"Продано". Тем не менее, в течение этих последних нескольких минут перед занавесом, прежде чем вы присоединитесь к толпе в фойе, вас снова и снова похлопывали по руке приятные, даже застенчивые незнакомцы, которые с тревогой спрашивали, не найдётся ли у вас лишнего билета на продажу. И как только вы устроились, чувствуя себя по-настоящему счастливым, вы оглядываете зал и понимаете, что это хорошая публика, то редкое собрание, которое не только делает комплименты артисту, но и дополняет его искусство: организованное, непринужденное, но в то же время напряженное и любящее.
Они пришли насладиться прекрасной музыкой, и - в этом заключалась суть дела по мере развития вечера - великолепная музыка, исполненная с лирической чувственностью, двигалась вперед, плавно свингуя, но, что более важно, проникая в память и нервные окончания слушателя. Можно было почти почувствовать тайную реакцию: радость, загадочное и внезапное "о" (едва слышное), ироничный и ужасно личный восклицательный знак в затемнённом зале.
Стэн Гетц - идеальный музыкант для такого вечера. Он может провести извилистую линию в тишине или подвести вас к остроумному украшению в стиле рококо. Но его стиль, по своей лирической сути, сдержанный. Он предпочитает подсказывать. Год за годом он избавлялся от всех излишеств, как колористических, так и технических, которые могли бы исказить суть его музыки. По этой причине со стороны не хочется преувеличивать, однако можно с уверенностью сказать, что в тернистом мире концертного джаза он стал primus inter pares, первым среди равных.
Его аудитория в тот вечер знала всё это и приветствовала его овациями. Но похвалы тоже нужны, и такая всеобщая похвала ставит исполнителя в неоплатное положение перед первым же провалом. Стен Гетц превзошел свои обязательства.
Публика также была готова вновь отдаться завораживающей музыке Жуана Жилберто, замечательного бразильского композитора, певца и гитариста. Жильберто и его соотечественник Антонио Карлос Жобим вернули повседневной музыке - музыке, которую вы напеваете, насвистываете или слышите, как она крутится у вас в голове, - свежесть и простоту, которые поразили американское ухо.
Стен Гетц обладает удивительно чутким слухом, способным различить в череде банальных популярных песен небанальную мелодию, которая заслуживает того, чтобы её запомнили. О своих южноамериканских друзьях, Жилберто и Жобиме, он писал: "Их музыка появилась здесь в то время, когда в нашей музыке любому, кто достаточно разбирался в ней стали заметны неуверенность и неразбериха"».

Концерт, словно классическая драма, состоял из трёх актов. Квартет Стэна Гетца вышел на сцену в первом. Сегодня вряд ли кто-то может точно утверждать, как долго продлилось это действо, но в альбоме первый сет этого концерта содержит всего 4 трека. Причём в игре квартета не найти ни единого признака босса-новы. Возможно, только некоторая минорность звучания как-то напоминала о ней. Тем не менее все треки квартета звучат превосходно, а вибрафон и саксофон динамично сменяясь на авансцене, завораживают своими флюидами и пением.

Stan Getz/Photo by Tom Copi/Michael Ochs Archives/Getty Images
Stan Getz/Photo by Tom Copi/Michael Ochs Archives/Getty Images

Затем на сцену вышел Жуан Жилберто. Он сидит, что-то бормочет себе под нос, постукивает пальцами в своём собственном уникальном стиле. Его трио поддерживает лидера очень сдержанной басовой партией и минималистичной игрой на барабанах. Кажется, что в течение 20 минут его выступления ничего особенного не происходит. Но его пение и музыка завораживают. Звук очень чист и прозрачен, хотя почти нет динамики, и всё словно застыло в какой-то летней неге. Руди Ван Гелдер ухитрился так точно настроить аппаратуру под интимное звучание Жуана, что можно услышать каждую деталь выступления этого гениального шептуна. С окончанием шестого трека, исполненного им, аплодисменты смолкают и наступает развязка-третий акт.

Stan Getz and Joao Gilberto/Pinterest
Stan Getz and Joao Gilberto/Pinterest

Каждый из двух знаменитых хедлайнеров к этому моменту уже отыграли свой сет. Настало время выйти на сцену той, кто была связана с каждым из них. Один дал ей знаменитую фамилию. Второй вывел на путь славы. Голос Аструд Жильберто, который прозвучал в песне "The Girl from Ipanema", их большом хите со знаменитого совместного альбома героев этого вечера, венчал финал большого концерта в Карнеги-Холле.

Стен Гетц объявляет третий акт, и когда группа начинает первую песню "It Might as Well be Spring", по какой-то причине чета Жильберто пропускает его реплику и на сцене, видимо, не появляется. Возникает неловкость. Стен Гетц, со свойственной ему непринуждённостью пытается разрядить обстановку:

«А теперь я хотел бы представить жену великого художника. Я представляю Аструд Жилберто. [.. четыре такта ..] Жену и мужа нигде не найти [.. тянет время ..] Я расскажу вам несколько историй, .. жил-был ковбой .. и т.п.

В конце концов эта парочка появляется из-за кулис. Смех в зале. Песня возобновляется, и это звучит потрясающе. Дальше всё становится ещё лучше. Стен Гетц представляет следующую песню. Сначала объявляет композиторов, потому что они в зале и потому, что они написали эту следующую песню специально для Аструд Жильберто. Наконец Стен Гетц объявляет название песни:

«Никогда не доверяй своему сердцу [.. Аструд хихикает, кто-то поправляет Стена Гетца ..] Доверяй только своему сердцу [.. смех в зале ..]».

Далее идут дуэт мужа и жены в главных хитовых песнях «Corcovado» и «Девушка из Ипанемы». Публика долго хлопает, сцена перестраивается для выхода на бис, а Жуан Жилберту просит микрофон для своей гитары.

Astrud Gilberto
Astrud Gilberto

Шоу заканчивается песней "Eu e você", что означает "Я и Ты". Жуан Жилберто ведёт мелодию, Аструд поёт. Это продолжается два куплета. Затем между куплетами вкрадывается очаровательное соло Стена Гетца. Романсом на троих и завершается третий акт этого концерта. Для Аструд Жильберто концерт в Карнеги Холл был своего рода выпускным экзаменом. В дальнейшем она пошла по своему пути уже одна, самостоятельно строя свою карьеру. Только однажды, на один вечер вновь пересекутся пути Стена Гетца и восходящей звезды джазового вокала. Случится это в 1966-ом на Берлинском джазовом фестивале. Впрочем, об этом я уже рассказывал прежде.

Stan Getz
Stan Getz

Что же касается Стена Гетца, то этим легендарным концертом в Карнеги-Холле была поставлена точка в оригинальном новаторском и определяющем тренд босса-новы сотрудничестве Стена Гетца и Жуана Жилберто. Более того, после этого вечера для Стена Гетца осталась в прошлом и сама босса-нова, как главная творческая составляющая его музыкального профиля. Конечно, она никуда не делась из его репертуара, и в-дальнейшем он регулярно исполнял такие, особенно близкие ему композиции, как "Desafinado" или "Manha de Carnival". Но в-целом, проект под названием «Босса-Нова», Стен Гетц 9 октября 1964 года для себя закрыл, а вектор его творческих устремлений сменил направление. Вот об этом и пойдёт рассказ в следующем очерке.