Найти тему
Пешком по Москве

Новая выставка "Мотолегенды" на ВДНХ. Вся история развития отечественного мотостроения в одном Гараже особого назначения

Несколько лет назад мы с вами знакомились с автомобилями, на которых по долгу службы передвигались руководители СССР от Сталина до Горбачева, президенты России Ельцин, Путин и Медведев, а также те люди, которые сопровождали первых лиц государства во время их работы и отдыха. Сегодня, в самый разгар мотосезона, Музей Гаража особого назначения ФСО России расширил свою выставку и предоставил посетителям возможность внимательно изучить особенности отечественной и зарубежной мототехники разных лет.

54 павильон ВДНХ
54 павильон ВДНХ

Выставка начинается с демонстрации образцов техники начала XX века. В секторе представлен первый в Европе мотовелосипед, в котором бензиновый V-образный двигатель служил основным источником энергии для движения, а педальный привод был лишь вспомогательным. Эту работу в 1903 году миру продемонстрировали европейские конструкторы и предприниматели Лаурин и Клемент. Компаньоны занимались мототехникой до 1908 года, после чего полностью переквалифицировались на автомобильное производство, ставшее фундаментом для будущей всемирно известной компании "Skoda" ("Шкода").

-2

Рядом можно увидеть творение московской фабрики "Дукс", которая первой в России наладила серийное производство мотовелосипедов.

-3

На двухколесной технике фабрика решила не останавливаться, и уже в 1915 году полностью перешла на производство авиатехники. Впоследствии она была преобразована в ММЗ "Знамя труда", затем - в самолетостроительную корпорацию "МиГ".

Всенародное признание мотоциклы получили с началом Первой мировой войны. Противоборствующие стороны активно использовали технику для выполнения самых сложных задач. Маневренный двухколесный транспорт позволял легко осуществлять разведку, сопровождение и даже нападение. Его конструкция постоянно совершенствовалась. В мотоцикле с коляской могло уместится до 4-х вооруженных солдат, готовых в случае внезапной атаки оперативно покинуть технику и рассредоточиться.

-4

Мотоциклы оснащались пулеметными турелями и даже носилками для перевозки лежачих раненых. Их ремонт мог быть произведен даже в сложных полевых условиях.

-5

Следующий стенд наглядно демонстрирует страницы истории отечественной мототехники. Среди прочих моделей здесь представлен легендарный Л-300, производившийся с 1930-х годов на "Красном октябре".

-6

Его прототипом был немецкий Luxus 300. Мотоцикл можно было увидеть в снятых в 1940 году популярных советских фильмах "Сердца четырех" и "Тимур и его команда".

Л-300 в кадре
Л-300 в кадре

Организаторы выставки не оставили без внимания и первый украинский мотоцикл ХМЗ-1М, который нередко называли советским "Харлеем". И действительно, модель во многом представляла собой аналог знаменитого американца Harley-Davidson Model B, адаптированный под условия советского производства.

-8

Выставочный экземпляр - уникальный. До недавнего времени считалось, что не уцелело ни одного мотоцикла ХМЗ-1М.

Первым в СССР специализированным мотоциклетным заводом стал ИжМЗ. Талант и усердие его рабочих демонстрируют модели:

- ИЖ-8 - любимый мотоцикл разведчиков в годы Великой Отечественной войны. Обновленный двигатель мощностью 8 лошадиных сил позволял развивать скорость до 105 км/ч;

-9

- ИЖ-350 - первый послевоенный мотоцикл, выпускавшийся с 1946 по 1951 годы;

-10

- ИЖ "ЮПИТЕР"-К с коляской;

-11

- ИЖ-49, производство которого сейчас возобновлено концерном "Калашников" в электрической версии.

-12

Особый смак выставке добавляет кастомная техника. Здесь владельцы постарались на славу и вложили в изделия всю свою душу. Это надо видеть своими глазами, потому что фотографии слабо передают тот восторг, который испытываешь, находясь рядом с самыми настоящими «железными конями».

-13

-14

-15

-16

Для многих людей мотоциклы прочно ассоциируются с соревнованиями, поэтому спортивная техника здесь тоже представлена. На мотоцикле М-80, выпущенном Ирбитским мотоциклетным заводом, в 1947 году гонщик Евгений Грингаут установил рекорд скорости, разогнав машину до 172 км/ч.

-17

Минский ММВЗ-3.218 "Старт" был создан специально для соревнований по кроссу начинающих спортсменов.

-18

В 1937 году в Союз пришла популярная в Европе игра мотобол - футбол на мотоциклах. Он стал весьма популярен в стране, поэтому со временем ковровский Завод имени Дегтярева получил задание разработать специальный мотоцикл для соревнований. Модель получила название "Восход-175 СМБ-2".

-19

Под силу дегтяревцам оказался и выпуск гоночных моделей. В год с конвейера сходило до 40 мотоциклов "Восход-175 ШК-3".

-20

-21

Сложно представить торжественный выезд главы государства или его высокопоставленных зарубежных гостей без почетного эскорта. Изначально для эскортирования применялись мотоциклы ИЖ-72. Первый раз мотоциклетный взвод сопровождал прибывшего в СССР президента Югославии товарища Тито. Это было в далеком 1956 году.

-22

Последним эскортным мотоциклом, произведенным в СССР, стал киевский "Днепр-14.9М".

-23

Уже в начале 90-х годов ему на смену пришли модели иностранного производства BMW.

-24

-25

В 2013 году ФГУП "НАМИ" анонсировало разработку принципиально нового отечественного автомобиля для перевозки первых лиц государства. Многими новость была воспринята скептически, но уже в 2018 году на инаугурации президента зрители увидели, что почетный кортеж возглавляет AURUS Senat Limousine вместо привычного "Мерседеса".

-26

Вскоре после этих событий в 2019 году НАМИ приступило к разработке мотоцикла. Модель получила название AURUS Merlon.

-27

-28

Мотоцикл оснастили электродвигателем мощностью 190 лошадиных сил, что позволяет развить скорость свыше 240 км/ч. Запас хода батареи составляет 200 километров. Модель может дополнятся боковым прицепом.

-29

-30

Впервые в свет мотоцикл вышел в 2024 году. В составе кортежа мотоколонна участвовала в торжественной церемонии вступления Путина в должность главы государства.

-31

На выставке можно не только полюбоваться внешним обликом нового мотоцикла, но и внимательно изучить его устройство. Для этих целей одна из моделей представлена в частично разобранном виде.

-32

-33

Экспозиция заканчивается демонстрацией зарубежной техники. Здесь представлены модели безоговорочных лидеров мотостроения - компаний BMW, Honda, Kawasaki, Yamaha и Suzuki.

-34

-35

Выставка работает с 11:00 до 21:00 все дни, кроме понедельника. Надеюсь, что посещение выставки вам понравится точно так же, как и мне!

-36

А пока расскажите и покажите, какие мотоциклы/мопеды/мотовелосипеды были/есть у вас?

Спасибо за внимание!

Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал здесь и в телеграмме. Впереди еще очень много интересного.

Читайте также:

Охотничий кортеж Ельцина, "Волга"-вездеход Брежнева и лимузин Медведева. Самые интересные экземпляры Гаража особого назначения;

Музей завода ЗИЛ в Сокольниках - бесплатно и жутко интересно;

Завод имени Лихачева - остатки былой мощи;

Гараж Ленина в Горках;

Московский Кремль. Взгляд изнутри;

Башни Московского Кремля