Найти в Дзене
Пешком по Москве

Нелегальное посещение Завода имени Лихачева (ЗИЛ). Печально смотреть на остатки былой мощи

Всегда грустно наблюдать, как умирают заводы. Как страна из крупного производителя превращается в безликого "эффективного менеджера". К сожалению, в данный момент это происходит с предприятием с вековой историей ЗИЛ (АМО, ЗиС).

Есть по Чуйскому тракту дорога,

Много ездит по ней шоферов.

Был один там отчаянный шофёр,

Звали Колька его Снегирев.

***

Всегда грустно наблюдать, как умирают заводы. Как страна из крупного производителя превращается в безликого "эффективного менеджера". К сожалению, в данный момент это происходит с предприятием с вековой историей ЗИЛ (АМО, ЗиС).

Вторая проходная ЗИЛ. Бюст Лихачева
Вторая проходная ЗИЛ. Бюст Лихачева

Так сложилось, что завод занимал выгодную территорию у Москвы-реки. Наверху решили, что строительство на этом месте элитного жилья с крупной шестизначной ценой за квадратный метр будет выгоднее городу, нежели попытка наладить производство. Поэтому сейчас от многих цехов уже остались лишь воспоминания.

***

Он машину трехтонную АМО

Как сестрёнку родную любил.

Чуйский тракт до монгольской границы

Он на АМО своей изучил.

***

Когда-то на заводе жизнь била ключом. Его вклад в развитие государства нельзя недооценивать: это легендарная "Катюша" (ЗиС-6), лимузины представительского класса, кабриолеты, на которых принимали Парад Победы, грузовики (ЗИЛ-130, "Бычок"), бронетранспортеры, автобусы, вездеходы, амфибии.

Генеральный план завода в заброшенном бомбоубежище, по которому можно оценить масштаб предприятия
Генеральный план завода в заброшенном бомбоубежище, по которому можно оценить масштаб предприятия

Разработка ЗИЛ-170 легла в основу первой линейки завода "Камаз". Перенос производства автомобилей этой серии в Татарстан на вновь построенный завод и стал точкой отсчёта угасания ЗИЛ.

Завод строили основательно, поэтому снос его тянется уже несколько лет. Некоторые сооружения вообще не поддаются желанию застройщика сравнять все с землёй. Например, бомбоубежище - все попытки его разрушения закончились провалом.

Сейчас территория застройки хорошо охраняется, а все попытки проникновения пресекаются. Однако неравнодушные люди все равно находят способы попасть внутрь и хотя бы одним глазком посмотреть на остатки мощного завода.

Даже будучи полуразрушенными, корпуса ЗИЛ хранят в себе ещё очень много истории. Ведь время здесь остановилось.

Но скоро все закончится. Лучшее, что мог придумать застройщик - оставить пару исторических фасадов, пристроив к ним новые здания.

Популярная песня алтайских шоферов оказалась пророческой:

С поворотом не справилась АМО

И упала вдруг в воду реки...

Спасибо за внимание! 

Если ваша жизнь была связана с заводом, откликнитесь в комментариях - будет очень интересно послушать ваши истории и отношение к ситуации.