Есть по Чуйскому тракту дорога,
Много ездит по ней шоферов.
Был один там отчаянный шофёр,
Звали Колька его Снегирев.
***
Всегда грустно наблюдать, как умирают заводы. Как страна из крупного производителя превращается в безликого "эффективного менеджера". К сожалению, в данный момент это происходит с предприятием с вековой историей ЗИЛ (АМО, ЗиС).
Так сложилось, что завод занимал выгодную территорию у Москвы-реки. Наверху решили, что строительство на этом месте элитного жилья с крупной шестизначной ценой за квадратный метр будет выгоднее городу, нежели попытка наладить производство. Поэтому сейчас от многих цехов уже остались лишь воспоминания.
***
Он машину трехтонную АМО
Как сестрёнку родную любил.
Чуйский тракт до монгольской границы
Он на АМО своей изучил.
***
Когда-то на заводе жизнь била ключом. Его вклад в развитие государства нельзя недооценивать: это легендарная "Катюша" (ЗиС-6), лимузины представительского класса, кабриолеты, на которых принимали Парад Победы, грузовики (ЗИЛ-130, "Бычок"), бронетранспортеры, автобусы, вездеходы, амфибии.
Разработка ЗИЛ-170 легла в основу первой линейки завода "Камаз". Перенос производства автомобилей этой серии в Татарстан на вновь построенный завод и стал точкой отсчёта угасания ЗИЛ.
Завод строили основательно, поэтому снос его тянется уже несколько лет. Некоторые сооружения вообще не поддаются желанию застройщика сравнять все с землёй. Например, бомбоубежище - все попытки его разрушения закончились провалом.
Сейчас территория застройки хорошо охраняется, а все попытки проникновения пресекаются. Однако неравнодушные люди все равно находят способы попасть внутрь и хотя бы одним глазком посмотреть на остатки мощного завода.
Даже будучи полуразрушенными, корпуса ЗИЛ хранят в себе ещё очень много истории. Ведь время здесь остановилось.
Но скоро все закончится. Лучшее, что мог придумать застройщик - оставить пару исторических фасадов, пристроив к ним новые здания.
Популярная песня алтайских шоферов оказалась пророческой:
С поворотом не справилась АМО
И упала вдруг в воду реки...
Спасибо за внимание!
Если ваша жизнь была связана с заводом, откликнитесь в комментариях - будет очень интересно послушать ваши истории и отношение к ситуации.