Найти тему
Пешком по Москве

Нелегальное посещение Завода имени Лихачева (ЗИЛ). Печально смотреть на остатки былой мощи

Есть по Чуйскому тракту дорога,

Много ездит по ней шоферов.

Был один там отчаянный шофёр,

Звали Колька его Снегирев.

***

Всегда грустно наблюдать, как умирают заводы. Как страна из крупного производителя превращается в безликого "эффективного менеджера". К сожалению, в данный момент это происходит с предприятием с вековой историей ЗИЛ (АМО, ЗиС).

Вторая проходная ЗИЛ. Бюст Лихачева
Вторая проходная ЗИЛ. Бюст Лихачева

Так сложилось, что завод занимал выгодную территорию у Москвы-реки. Наверху решили, что строительство на этом месте элитного жилья с крупной шестизначной ценой за квадратный метр будет выгоднее городу, нежели попытка наладить производство. Поэтому сейчас от многих цехов уже остались лишь воспоминания.

***

Он машину трехтонную АМО

Как сестрёнку родную любил.

Чуйский тракт до монгольской границы

Он на АМО своей изучил.

***

Когда-то на заводе жизнь била ключом. Его вклад в развитие государства нельзя недооценивать: это легендарная "Катюша" (ЗиС-6), лимузины представительского класса, кабриолеты, на которых принимали Парад Победы, грузовики (ЗИЛ-130, "Бычок"), бронетранспортеры, автобусы, вездеходы, амфибии.

Генеральный план завода в заброшенном бомбоубежище, по которому можно оценить масштаб предприятия
Генеральный план завода в заброшенном бомбоубежище, по которому можно оценить масштаб предприятия

Разработка ЗИЛ-170 легла в основу первой линейки завода "Камаз". Перенос производства автомобилей этой серии в Татарстан на вновь построенный завод и стал точкой отсчёта угасания ЗИЛ.

Завод строили основательно, поэтому снос его тянется уже несколько лет. Некоторые сооружения вообще не поддаются желанию застройщика сравнять все с землёй. Например, бомбоубежище - все попытки его разрушения закончились провалом.

Сейчас территория застройки хорошо охраняется, а все попытки проникновения пресекаются. Однако неравнодушные люди все равно находят способы попасть внутрь и хотя бы одним глазком посмотреть на остатки мощного завода.

Даже будучи полуразрушенными, корпуса ЗИЛ хранят в себе ещё очень много истории. Ведь время здесь остановилось.

Но скоро все закончится. Лучшее, что мог придумать застройщик - оставить пару исторических фасадов, пристроив к ним новые здания.

Популярная песня алтайских шоферов оказалась пророческой:

С поворотом не справилась АМО

И упала вдруг в воду реки...

Спасибо за внимание! 

Если ваша жизнь была связана с заводом, откликнитесь в комментариях - будет очень интересно послушать ваши истории и отношение к ситуации.