Мнение о том, что в современном изобразительном искусстве нет ничего достойного и интересного – миф. Это совсем не так, в чем я неоднократно убеждался, путешествуя многие годы по миру и посетив несчетное количество музеев современного искусства и различных галерей. И в них я воочию убедился, что количество и качество современного изобразительного искусства вовсе не снизилось, что оригинальных, легко узнаваемых художников очень-очень много.
И сегодня я в очередной раз хочу рассказать о некоторых из них (предыдущие подобные публикации можно найти по ссылкам под этой статьей).
И еще: я считаю, что вопрос о качестве искусства является субъективным. Не вдаваясь в искусствоведческие нюансы и не заходя в искусствоведческие дебри, скажу так: критерий «нравится - не нравится» большинства обыкновенных неискушенных в тонкостях зрителей является естественным. Так что каждый имеет право на свое мнение и предпочтения. Главное, чтобы искусство продолжало вдохновлять, вызывать диалог и расширять наше понимание и восприятие мира.
Вот что сказал по этому поводу И.Е. Репин, которого в безвкусии и непонимании сути творчества вряд ли кто-то может заподозрить.
Так что каждому свое. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в современном искусстве есть работы, которые вызывают споры и различные мнения. Однако это не следует рассматривать как кризис, а скорее как показатель живости искусства, его незаскорузлости.
Так что несмотря на недостатки и проблемы, которые, несомненно, есть в современном искусстве, все-таки, оно продолжает развиваться и радовать своих поклонников. А нам важно сохранять открытый ум и готовность исследовать новые идеи и формы выражения, чтобы насладиться всей его красотой и разнообразием.
О чем я и расскажу сегодня, показав работы художников, некоторых из которых я уже представлял у себя в блоге, а некоторых представлю сегодня впервые.
Художник Дэниэл Герхартц.
Художник родился в 1965 году в американской глуши, в маленьком городке Кеваскум (штат Висконсин), где живет и работает и сейчас, создавая очень красивые работы в импрессионистическом стиле, черпая вдохновение в простой реальности и делая ее буквально одухотворенной.
С детства он увлёкся живописью, окончил Академию искусств в Чикаго. И после этого вернулся на свою малую родину, где сейчас и проживает с супругой и детьми.
Его манера очень узнаваема и импонирует своим светом и оптимизмом. Находить красоту везде и во всём – это и есть талант художника, которым в полной мере обладает Дэниэл Герхартц.
Его работы привлекли меня тем, что в них обыденное и вроде бы прозаическое превращается в какую-то особую, я бы даже сказал высшую реальность и, следовательно, в ощущение большей важности.
В своем постижении живописи он всегда придерживается реалистической манеры изображения, при этом в своеобразной, свойственной только ему и узнаваемой манере, которая мне очень импонирует.
Его картины удивительно привлекательны, полны мерцающего света и необыкновенно успокаивают, а это именно то, что всем нам порой очень нужно.
Глядя на его наполненные солнцем картины, иногда кажется, что изображен наш, а не заокеанский мир. Мир спокойный, добрый и очень человечный.
В последних двух работах это особенно видно.
В общем, удивительно просто и вместе с тем удивительно красиво.
И еще: художник никому не подражает, а создает картины в своей собственной, очень узнаваемой манере, которая мне лично очень импонирует.
Художница Одри Кавасаки.
Эта американская художница с японскими корнями создает такие восхитительные, необычные и стильные картины на дереве, что уже с юных лет прославила свое имя на весь мир. Несомненное влияние на ее работы оказали манга и стиль модерн.
Одри Кавасаки родилась 31 марта 1982 года в семье эмигрантов из Японии. Родители воспитывали дочь в национальном японском духе: девочка училась в японской школе, слушала японскую музыку и увлекалась японскими комиксами. Живописи Одри обучалась в Пратт-Институте (Нью-Йорк).
«Мои персонажи молодые, менее опытные и более наивные, - рассказывает художница. - Я не могу представить конкретный возраст для них, но они определенно на пике эмоционального подросткового и зрелого возраста, в разгар перед началом цветущей женственности и всех потрясений, которые приходят с ними. Они обладают чувством силы и независимости личности. Но они также имеют оттенок уязвимости и хрупкости».
Она одна из первых художниц, которая соединила в своих работах современную живопись с элементами восточной красоты и грации. Ее притягательно-обворожительные героини кажутся одновременно прекрасными и несколько отталкивающими, сильными и в то же время слабыми, дерзкими и скромными.
Одри пишет на деревянных панелях, для неё они более привлекательны, чем холст, т.к. они более мягкие и теплые на ощупь, а узор древесины делает каждую работу уникальной.
Техника письма темперой по деревянным панелям с сохранением текстуры дерева придает ее работам редкую теплоту и глубину. Ее резкие графические изображения в сочетании с природной фактурой древесины вызывают разные чувства: от тревоги до умиротворения, от ясности до совершенно непонятной загадочности. Образы ее красавиц пленительны и наивны, одухотворены и одновременно тревожны. Просто удивительно как это все вместе уживается в ее работах.
Ее панно кажутся волшебными и чуточку нереальными. И на каждом из них глаз буквально «застревает», хочется разглядеть лица незнакомок получше, узнать, что же за тайны они хранят.
Художник Джек Ветрриано.
Его работы наводняют интернет. Пары, страстно танцующие танго, опасные и притягательные мужчины в белоснежных рубашках и костюмах-тройках, роковые красавицы, подпольные бары времен сухого закона, гангстерская эпоха, любовь на лезвии ножа… Его поклонники – Аль Пачино и Джек Николсон. Только вот профессиональное сообщество и арт-критики этому страстному шотландцу не особо симпатизируют…
Джек Веттриано появился на свет в шотландском графстве Файф в 1951 году, и звали его тогда Джек Хогган. В шестнадцать лет он стал учеником горного инженера и собирался связать свою жизнь с горнодобывающей индустрией. Однако, когда ему было чуть больше двадцати, ему сделали неожиданный подарок – набор акварельных красок. Он подумал – почему бы и нет? И начал, что называется, «баловаться живописью». В соседнем городе была художественная галерея с неплохим собранием работ импрессионистов. Видел он и репродукции их знаменитых полотен – например, «Маковые поля» Моне. Эта картина популярна у многих начинающих художников – техника кажется простой и доступной, колорит радует глаз, а мотив незамысловат и приятен. С копий «Маковых полей» и начал Джек Хогган. А потом начал писать и свои сюжеты. И – по-своему.
Долгих четырнадцать лет он просто развлекался, зарабатывая деньги вовсе не искусством. И однажды решился представить свои работы на выставке Королевской шотландской академии. Несмотря на суровое название, Королевская шотландская академия – это независимая организация художников, скульпторов и архитекторов Шотландии, руководимая наиболее известными и представительными мастерами искусств страны на демократических принципах и представляющая, в первую очередь, работы современных шотландских художников независимо от их академического статуса, членства в каких-либо союзах и коммерческой успешности. Впрочем, с последним у Хоггана проблем не было с самого начала. Его дебют оказался удачным – его картины тут же нашли своего покупателя. Спустя год успех повторился уже на выставке Лондонской королевской академии, где моментально были куплены его работы. Так и умер простой шотландец Джек Хогган. И родился Джек Веттриано. Псевдоним он взял в честь матери – это ее девичья фамилия. И переехал в Эдинбург, где культурная жизнь была гораздо интереснее.
Основной мотив его творчества – романтические истории в жанре «нуар». Любовь в картинах Веттриано всегда драматична, опасна, жестока – и в то же время в глубине души так и тянет броситься с головой в этот омут, из которого, конечно, уже не выбраться.
Картины Веттриано очень напоминают афиши старых фильмов, где злодеи всегда носят костюмы-тройки и курят, а их любовницы всегда на каблуках, а еще они напоминают обложки любовных романов со всей их безыскусной чувственностью. Профессиональные галеристы и арт-критики говорили про его работы: «Это китч!». В плохом смысле – подразумевая «халтура» и «потакание публике». А вот покупатели говорили: «Дайте два!».
А еще, как мне кажется, недоброжелатели просто завидуют его успеху: картина Веттриано «Поющий дворецкий», которую когда-то не принимали на выставки и называли и до сих пор называют эталоном безвкусицы, была продана на аукционе Sotheby’s покупателю из Британии за – внимание! – один миллион триста тысяч долларов!
Наверняка кто-то из вас видел эту картину – она очень популярна.
Вот она.
Пришедший к художнику успех позволило Веттриано основать собственное издательство с громким названием Heartbreak Company («Компания «Разочарование») и галерею, тоже Heartbreak, в 2009 году. Все правильно. Если ваши работы не приобретают для своих собраний крупные и влиятельные британские галереи (а они относились к Веттриано с настороженностью) – просто откройте свою.
Кстати, сам художник объясняет негативное отношение критиков тем, что эти снобы считают чувственную любовь несерьезной темой. Вот если бы он в том же стиле писал обитателей британских трущоб, к нему относились бы иначе. Однако в его работах нет ничего, кроме любви. И, по-моему, это и есть причина успеха его картин.
Ну и напоследок хочу показать несколько работ нашего соотечественника, о котором уже как-то рассказывал.
Художник Александр Маранов.
Это совершенно уникальный художник, создавший нечто, что трудно поддается описанию. И совершенно индивидуальное по стилю. Кроме него никто так не пишет. И это своего рода знак качества и признак высокого мастерства художника.
Глядя на его работы, кажется, что художник написал их в буквальном смысле светящимися красками – настолько они сияют. Но ведь это всего лишь масло… вот чего можно достичь, если ты незаурядный мастер.
Александр Маранов родился в 1962 году. С отличием окончил художественное училище им. П.П. Бенькова и Ташкентский Государственный Театрально-художественный институт им. А.Н. Островского. Член Союза художников Узбекистана и Международной Федерации художников при ЮНЕСКО.
В 1992 году он переехал в Москву, где начала формироваться его уникальная живописная манера, его свой ни с чем не сравнимый цикл картин под общим названием «Сияние».
Признаюсь, эти его картины привлекли меня сразу, покорили необыкновенной светлой энергетикой, светом, идущим от каждой из них, что бы там не изображал художник – цветы, пейзаж или портрет. И еще они заворожили меня своей совершенной непохожестью ни на что, виденное до этого (а видел я немало).
Похожие на хрустальные картины Александра Маранова излучают свет, но никаких светящихся красок художник не использует. Кажется, что в каждом мазке есть частичка его души, что радует поклонников творчества живописца.
У художника есть последователи, которые копируют его стиль, ведь ажиотажный спрос на лучезарные полотна только растет. Он проводит мастер-классы, которые мало кто выдерживает, поскольку это очень сложные занятия в техническом исполнении.
Любая его работа – это бьющий из них поток света, цвета, какое-то перламутровое сияние, которых ему удается невероятным образом достичь. Какое-то магическое воздействие оказали они на меня, это даже трудно передать словами.
Одно несомненно: каждая картина этого художника живет своей собственной пульсирующей жизнью, своего рода переливчатой вибрацией цвета и света, дарит ощущение волшебства от их созерцания. Его положительную энергетику невозможно не ощущать. Тем этот художник и хорош. А еще он большой экспериментатор, который создает свой собственный мир, дарящий зрителям ощущение радости. Да, это реализм, но реализм совершенно необычный, переосмысливающий окружающий мир и преобразующий его.
Вот что говорит художник о своем творчестве: «Я мечтаю передать людям красоту Сияния, которое спасло меня и ввело в чудесный мир Красоты и Нежности, чего так недостает сейчас человеку и к чему он так стремится...». И это сущая правда.
Вот такие художники работали и работают в наше время. И мне кажется, что их творчество – отличное доказательство того, что ни о каком упадке современного искусства говорить не приходится. Просто каждый видит то, что у него внутри и ищет то, что ему созвучно.
Так что очень ошибаются те, кто считает, что настоящее искусство в наше время находится в кризисе. Огромное число художников опровергает это и заставляет поверить, что никакие модные веяния и разрушительные тенденции не сломят тех, кто продолжает делать то, что считает правильным.
На том позволю себе закончить. И постараюсь в следующих публикациях подтвердить тезис, что с современным искусством всё не так уж и плохо. И даже порой очень хорошо. Что не может не радовать.
Ну, вот пока и всё на сегодня.
Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.
Приглашаю вас на свой канал, где есть много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – там вы найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
На этом смею закончить и откланяться.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я приложу все усилия, чтобы на моем канале было интересно.
Ссылки на предыдущие публикации о незаурядных современных художниках: