Принято считать, что современное изобразительное искусство это сплошь мазня, экстравагантные выходки и прочие выкрутасы, которые некоторые их авторы выдают за новое слово. Но это совсем не так. Мир искусства огромен, и каждый может найти в нем что-то по себе. В частности то, что действительно можно отнести к искусству как таковому, а не к его имитации. Об этом я время от времени и рассказываю у себя на канале, так как мне посчастливилось увидеть много из того, что достойно внимания.
Итак, сегодня мы продолжим путешествие в мир достойного современного искусства.
Начну я сегодняшний рассказ с уже упоминаемого как-то в предыдущих публикациях художника.
Итак, Джон Питр.
Это один из самых известных и реализованных художников нашего времени. Его необычное искусство затрагивает такие проблемы, как экология, перенаселение, ответственность за управление Землей, стремление понять тайны Вселенной, хрупкость жизни и взаимоотношений.
Родился художник в Нью-Йорке в 1942 году. В настоящее время живет и работает на Гавайях.
Его картины оказывают значительное влияние на мир искусства уже много лет. Он является одним из наиболее широко публикуемых художников в современной истории и ярым защитником окружающей среды.
Но всё сказанное, конечно, не заменит самих картин, которые скажут об этом лучше всяких слов. Так что предлагаю посмотреть работы художника, которые наверняка запомнятся своей необычностью.
Начну я сегодня рассказ о творчестве этого художника с одной из самых знаменитых и широко тиражируемых его работ, написанных еще в прошлом веке.
Картина «Новый рассвет».
Деталь картины.
По сути, эта картина – своего рода предчувствие грядущих событий. Удивительно, но этот пророческий апокалипсис изображает то самое место, где в конечном итоге будут построены башни Центра мировой торговли, таким образом, получается, что картина описывает реальное пространство задолго до катастрофы 9/11/2001. Трудно в это поверить, но это так!
Что это – совпадение или предощущение надвигающейся беды тонко чувствующей душой большого художника, ставшего бить в набат задолго до того, как произошла этак катастрофа? Конечно, теракт в сентябре 2001 года это еще не гибель всей цивилизации, но если человек не образумится – то до него не так уж и далеко. Вот о чем эта картина.
Картина «Вознесение».
Эта картина представляет собой путешествие человечества от его зарождения до его последнего путешествия обратно к Источнику. В верхней части картины показана световая и духовная сущность вселенной, нисходящая на наш мир. На правой стороне жизнь развивается и обретает сознание, шествуя навстречу зрителю, чтобы в конечном итоге стать нами. Этот свет обитает внутри всех нас – живет в нашем мире через нас, в Вечном Круге Жизни.
Красивая женская фигура в центре картины символизирует человечество в настоящем.
Светящийся атом в ее руке символизирует наше знание. Теперь человек стоит перед выбором – куда идти со своими знаниями дальше. А Вселенная наблюдает за тем, что же мы будем делать с нашими современными знаниями и возможностями. Когда мы переходим на левую сторону картины, нам показывают, как мы отворачиваемся от физического мира, переходим в дух, становимся более прозрачными по мере продвижения, оставляя позади наши земные пути эгоизма, безрассудства и физического желания — и поднимаемся к Свету, значительно усовершенствованные нашими краткими моментами в этом сложном физическом раю, называемом Землей.
Так что мы еще можем остановиться, еще в силах не удалиться навсегда от живительного Источника. Именно об этом картина Джона Питра «Вознесение».
Картина «Медитация».
Завораживающее произведение Джона Питра изображает женщину в мирном созерцании у подножия пальмы, окруженную пышной растительностью. На заднем плане сияющие лучи оранжевого солнечного света отбрасывают тень на пальмовые листья, создавая фиолетовый силуэт с с разнообразным оттенками разных цветов.
Художник как бы говорит нам: «Позвольте своему разуму блуждать и успокойте свою душу, восстановите свое внутреннее равновесие, расслабьтесь, отдохните от бурь и невзгод и наберитесь сил, они вам еще понадобятся в этом неспокойном мире».
Что ж, можно только поблагодарить художника за такую возможность.
А дальше представляю картины Майкла Паркеса.
Об этом художнике я уже рассказывал. И продолжу начатое, так как он – один из лучших современных художников и один из самых мной любимых.
Напомню, что Майкл Паркес родился в 1944 году в США. После изучения графики и живописи в университете в возрасте 24 лет он понял, что ему нужно увидеть мир, чтобы стать полноценным художником.
Когда он встретил свою жену Марию, они уехали из Соединенных Штатов. После путешествия по Европе они отправились в Индию, Непал и Пакистан, но именно опыт, полученный им в Индии, где он изучал философию и эзотерические доктрины Востока и Запада, оказал большое влияние на его творчество. Его образы взяты из ряда мудростей, включая каббалистическую и тантрическую, но воплощены в формах из его собственного воображения.
Направленность и фокус многих его работ - женщина. Иногда уязвимая и подчиненная, иногда властная и требовательная, но всегда красивая и загадочная. Сначала вы видите ее красоту, а затем тайну ее окружения. Что заставляет задуматься, в каком мире она живет, почему она там и что с ней происходит. И вы понимаете, что не можете сразу ответить на эти вопросы, но вы действительно хотите понять. Вы могли бы подумать, что узнаете больше, прочитав название работы, которую пытаетесь расшифровать, но, похоже, оно вас еще больше озадачивает. Вы снова смотрите на картину и понимаете, что попали в фантастический мир Майкла Паркса, в котором действуют его собственные законы, где возникает бесконечный круг жизни, смерти, рождения и возрождения.
В его мире часто присутствуют элементы изысканного и тонкого эротизма, символизма, сюрреализма, поэзии, философии, которые объединены идеей автора: они завораживают зрителя и заставляют искать ее смысл.
И в самом деле – любое совершенное и законченное произведение Майкла Паркеса оставляет зрителю возможность собственной интерпретации.
По счастью не всегда работы художника это головоломка, к некоторым он дает свои собственные пояснения. Именно такие его картины в большинстве своем я и выбрал для показа сегодня.
Картина «Последний пион».
Вот что говорит об этой картине сам Майкл Паркес: «Пион в древней Греции был Божьим символом для целителей. Здесь он представлен как единственно последний из этого вида. Мужская фигура в «Последнем пионе» олицетворяет древний мир магии/медицины, которое прибыло из древних времён египетских и греческих богов. Ангел приносит женскую энергию, чтобы сбалансировать эту мощь и помочь миру, который медленно погружается в хаос».
А вот скульптура Паркеса на эту же тему и с той же композицией.
Картина «Сотворение».
Вот что говорит об этой картине сам Майкл Паркес: «Во многих древних традициях Божественная творческая сила вселенной является и мужской и женской. Они сотрудничали, но принцип действия был женским с мужской силой, стабилизирующей и поддерживающей её. В моей картине Она создает человечество. Это - противоположность картине Бога Микеланджело, изобразившего Создателя как бородатого патриарха, создающего Адама. Но почему Она рисует Адама как клоуна? Поскольку она знает, давая жизнь Адаму и добрую волю, что тот сделает много ошибок через многие сроки жизни прежде, чем он, наконец, возвратится к Ней. Так что я намеренно одел Его как клоуна».
Картина «Савитри».
Картина написана явно по мотивам индийских текстов «Махабхараты». Это и не удивительно, так как художник долго жил в Индии и буквально пропитался ее духом и легендами.
В тесте «Махабхараты» рассказано предание о подвиге красавицы царевны Савитри во имя любви.
Возлюбленный Савитри, Сатьяван, умер, и бог смерти Яма пришёл за его душой, которую понёс в царство теней. Савитри последовала за ним.
На границе миров Яма обернулся к Савитри, что проделала вместе с ним весь долгий путь. «Тебе следует возвращаться обратно, – сказал он. – Соверши похоронный обряд в память о своём муже». Но Савитри отказалась: «Мне нет пути назад. Без мужа я сама мертва, потому и иду за тобой. Мне нет жизни без Сатьяваны».
Долго разговаривали Яма и Савитри. Бог был поражён ее мудростью и самоотверженностью. Являясь царевной, она отказалась от роскоши и богатств. Её самоотверженность поразила Яму, и он обещал ей какой угодно дар, кроме жизни мужа. Три раза Яма пробовал удержать Савитри, предоставляя ей один дар за другим, но она всё-таки следовала за ним, так что, наконец, он должен был вернуть жизнь ее мужу.
Предание о Савитри напоминает красивую сказку, но в нём есть немало мудрости. Кстати, мифология Индии знала целых четыре Савитри, но каждая из них становилась символом верности и любви к своему мужу. Самоотверженности царевны – это пример бескрайней женской любви, которая не знает препятствий и запретов, ведь перед ней порой преклоняются даже боги.
Вот что говорит о созданной им картине сам Майкл Паркес: «Красивая индианка из легенды о Савитри рассказывает историю любви, настолько сильной, что женщина следует за своим возлюбленным в царство смерти, чтобы найти его и возвратить его ей. Здесь они наконец воссоединены».
Впрочем, преобладают у Паркеса работы, которые он сам не комментирует, надеясь на развитое воображение и эрудицию зрителя.
Картина «Радужный сфинкс».
В этой картине немало символического, например, леопардовые пятна означают королевскую силу, поджатые губы - пристыжение, свисающий груз - земной ориентир. Впрочем, в этой картине, как и в многих других у художника, есть и другие зашифрованные знаки, разгадать и понять которые можно только если хорошо знаешь античную и прочую другую культуру.
Картина «Секрет».
К этой картине нет никаких комментариев автора. Поэтому каждый зритель может решить сам - о чем она.
Ну и напоследок несколько работ замечательного отечественного мастера пейзажа Евгения Лушпина.
На мой взгляд это один из самых незаурядных пейзажистов нашего времени. И не мудрено, что он так популярен – он пишет дивные пейзажи, придавая им ощущения некоего волшебства. В результате зритель погружается в мир, который вот-вот окажется под властью сумерек. И мир этот настолько очаровывает, что его не хочется покидать.
О художнике известно мало. Родился он в Москве в 1966 году. Учился в МГХПУ им. Г.С. Строганова, а еще на факультете художественное конструирование и дизайн и в Московском Государственном заочном Педагогическом институте, художественно-графический факультет. Лауреат конкурса «Золотая кисть». Постоянный участник многих международных арт-ярмарок в России и за ее пределами. Член Творческого союза художников России. Работы художника находятся в собрании Государственного Исторического Музея, а также в частных коллекциях по всему миру.
Впервые его работы я увидел много лет назад в московской галерее «Арт-Яр». Его картины меня буквально пленили, с тех пор я внимательно слежу за творчеством этого мастера и не упускаю возможность увидеть его умиротворяющие и очень запоминающиеся пейзажи.
Давайте порадуемся, что наша земля рождает такие таланты. Вот это и есть настоящее мастерство, настоящая индивидуальность, настоящее искусство!
В общем, в мире очень много просто замечательных художников, своим творчеством опровергающих миф о том, что современное искусство находится в тупике. И те из них, которые мне лично понравились, как раз и представлены мною в этих сериях публикаций.
Нет, я, конечно, понимаю, что не все согласятся с моей высокой оценкой вышеназванных мастеров живописи и графики. И это нормально. У каждого на всё может быть свое мнение. Так что спорить о том - что такое хорошо и что такое плохо в искусстве мне кажется пустым делом. По этому поводу очень хорошо сказал И.Е. Репин, с мнением которого просто глупо спорить.
Ну, вот пока и всё на сегодня.
Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.
Приглашаю вас на свой канал, где есть много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – там вы найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
На этом смею закончить и откланяться.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я приложу все усилия, чтобы на моем канале было интересно.
Ссылки на предыдущие публикации о незаурядных современных художниках: