Социализирует ли сад? Когда-то заявлялось, что да, это его основная функция. Потом с пеной у рта стали доказывать, что нет, сад - лишь камера хранения детей. Кто прав? Теперь, понаблюдав за первым годом Лени в саду, я думаю, что, пожалуй, все-таки старая точка зрения вернее, сад - это и социализация тоже, даже для маленьких детей, которым по возрасту она, социализация, не особо-то и нужна.
Сад - это больная тема. Больная именно из-за своей вынужденности. Те, у кого мелковат жемчуг, любят рассказывать о правилах выбора сада тем, у кого пустые щи. Мол, смотрите по ребенку, выбирайте удачный момент - лето, например, сперва ходите с ребенком в группу... Как будто они живут в какой-то другой стране и не знают наших реалий - какой дали сад, когда дали (скорее всего в начале осени), туда и тогда ведут. Выбрать воспитателя? Смешно. На это идут лишь те, у кого действительно проблемы. Ходить с ребенком в группу? Еще смешнее, в группе тридцати детям-то иной раз кроваток не хватает, куда там еще тридцать мам девать? Даже самое невинное “дайте ребенку с собой любимую игрушку” далеко не в каждом саду можно реализовать. По могущественным санпинам мягкие игрушки “с воли” запрещены, тут только если к детским любимцам лояльна заведующая.
И это еще лайт-вариант - когда противники сада лишь раздают невыполнимые советы. Бывают статьи и позабористей. Например, очередная вдумчивая мама вдруг заявит тоном, как будто совершила открытие: детский сад не нужен ребенку, он нужен родителям! И смотрит на тебя как на мучителя котиков. А мне в ответ только воскликнуть хочется: - Да ты что?! А мужики-то не знали! Ты еще мне расскажи про злую советскую власть, которая потребовала матерей встать к мартену, сдав детей наемному персоналу.
До сих пор удивляет, как люди любят разоблачать давно известное и бороться с тем, что уже побеждено.
Да, сад нужен родителям. Разве этого мало? Коляска детская тоже родителям нужна, ребенка устроит и если его на руках носить будут. Но никто ж на этом основании от колясок не отказывается. Так и сад. Я очень рада за людей, которые могут плясать от потребностей ребенка, но сама живу в той реальности, где людям надо выходить на работу, без этого они очень страдают финансово.
И где крамола в том, что люди таки пытаются найти в своей ситуации хоть какие-то плюсы:
- мама перезагрузится, а не станет от однообразия будней с ребенком срываться на этом самом ребенке
- ребенку дадут системных знаний - благо в нашей стране сады - это все-таки образовательное учреждение
Ребенок социализируется в том контексте, что окажется в системе с четкой иерархией и там, где он - не единственный, а лишь один из. Далеко не все семьи могут дать ребенку и то, и другое, или даже хоть что-то из этого набора
Иногда называют социализацию в контексте взаимодействия с другими детьми, но ее раскритиковывают сразу же - мол, психологи доказали, не нужны маленьким детям друзья. И я, если честно, это мнение разделяла до недавнего времени. По моему наблюдению лет до трех дети и впрямь мало взаимодействуют с ровесниками. К старшим - тянутся, но к старшим все дети тянутся, даже подростки. А вот равный компаньон - это не то, что нужно до трех-четырех лет. Вроде бы все так. Придешь в ясли, и видно, что дети там действительно редко играют вместе, а, скорее, рядом. Ровно как психологи считают.
Но вот отходил Лёня в сад учебный год с сентября по июнь. Вел себя в саду как среднестатистический малыш - ходил без восторга, какой-то особой привязанности ни к кому из детей не завел. Вышел на каникулы - казалось бы, вот оно, счастье по возрасту - он один при родителе. Сперва отпуск у мамы, потом у папы. И вдруг Лёня начал искать компании. И подходить не к старшим детям, а именно к ровесникам. И приглашать играть.
Очевидно это стало, когда мы долго зависали в деревне - там не так много мест, куда пойти и легко предсказать, где искать ребят. Днем Лёня бежал на озеро - это было время его сольных игр. Он бегал по воде, прыгал по камням, запускал плотики, которые я ему делала. Т.е. всем поведением демонстрировал свою малышовую самодостаточность.
Но вечером Лёня решительно поворачивал в сторону детской площадки - после того, как в первый же вечер встретил там мальчика-ровесника. Подошел - и как-то нашел способы донести до него желание побегать вместе. Весь вечер они не просто бегали рядом, нет, они взаимодействовали, переговариваясь на каком-то своем языке. Дальше так и пошло - Лёня вечером рулил на площадку в поисках компании. И находил. Подходил, трогал за руку, звал побегать. Ребята были разные, кто-то легко отзывался, кто-то не очень.
Дневному Лёне компания была особо не нужна, на пляже он тянулся, как положено, к старшим. А вечернему Лёне нужна была компания равного. Откуда это? Может, просто дорос. Но вообще ему еще нет и двух с половиной лет. Я склоняюсь к мысли, что это уже привычка - дозированно взаимодействовать со сверстниками. За которыми не хочется тянуться, а хочется просто действовать вместе. Что это, если не социализация в самом классическом ее понимании? За эту версию говорит и то, что когда Лёня вернулся в сад - больше он компании сверстников не искал. Хватает, видимо, общения.
Публикации схожей тематики:
Борцы с тем, что уже побеждено
Заведующая садом - про адаптацию
Подборка про сад в 1,5 года
А ещё у меня есть телеграм, там другой контент. Присоединяйтесь!