Семейная форма обучения подходит всем детям. Убедимся в этом на примерах разных характеров детей.
У нас в семье растут три ребёнка: мои сын и дочь, а также племянница. Все они на семейном образовании с первого класса и не посещали детский сад. Сейчас сын перешёл в 8-й класс, а девочки будут учиться в 6-м. За эти годы у нас многое изменилось, от занятий по школьным учебникам до самообразования. Так как каждый ребёнок индивидуален, то и подходы к каждому разные.
Во время обучения периодически возникали вопросы: «Правильно ли мы поступили, выбрав семейное образование? Или лучше всё-таки было идти в школу?».
13 августа в 13:00 (МСК) состоится бесплатная онлайн-встреча «Какую форму обучения лучше выбрать для ребенка с 1-11 класс. Семейную или заочную?»
✅ Регистрируйтесь на вебинар прямо сейчас:
Проанализировав наши взлёты и падения за восемь лет обучения дома, я убедилась, что СО действительно приемлема для любого ребёнка. Главное — найти тот самый индивидуальный подход.
Продемонстрирую на конкретных примерах
Сыну 14 лет
Он открытый ребёнок. Несмотря на то, что не ходил в детский сад и школу, легко находит общий язык со сверстниками и взрослыми. Причём, в силу характера, он не ведомый, а скорее лидер. Кто-то из друзей по-доброму завидует, что он на СО, кому-то всё равно, ведь главное в их дружбе — общение, а не обсуждение уроков.
Учёба у сына идёт с переменным успехом. Бывает, что он усердно занимается, успевая сделать и изучить многое, с большим запасом на будущее. Но случаются периоды длительного безделия и апатии.
Далеко не все школьные предметы вызывают у него интерес. И именно семейная форма даёт возможность пройти их в ускоренном режиме. А те, что увлекают и приносят удовольствие, он изучает детально.
С 10 до 12 лет у сына периодически появлялось намерение пойти в школу. Но оно было вызвано потребностью общения со сверстниками, а не желанием сидеть за партой и отвечать у доски. Мальчик любит практические задания, большие компании и вообще любую активность. Так что проводить по 6 часов в день в школе, а потом ещё и за домашней работой, было бы для него тяжело. Когда круг его приятелей значительно расширился, мысли о школьной парте исчезли.
Подходит ли моему сыну СО? Да. Я уверена, что если бы он учился в школе, то успехи были бы хуже или такими же, только растянутыми на целый учебный год.
В начальных классах ему было достаточно понимания, что учёба — это важное дело, поэтому он прилежно занимался и без соревновательного духа. В средней школе интерес поубавился по естественным физиологическим причинам, и я убеждена, что даже школьной мотивации было бы недостаточно для прилежного обучения.
Дочери 12 лет
Полная противоположность брату. Скромная робкая барышня. С социализацией всегда были проблемы из-за природной стеснительности. В учёбе педант. Старается не ради кого-то, а для себя, тяжело переживает даже небольшие ошибки. Не сомневаюсь, что в школе она была бы отличницей, но с подорванной нервной системой, так как уровень ответственности зашкаливает.
По личному опыту знаю, что с таким стеснительным характером трудно постоянно находиться в большой компании не особо близких сверстников, за исключением двух-трёх друзей.
С дочкой мы выбрали единственный для неё удобный вариант занятий — ежедневный. В таком режиме она выполняет задания по основным предметам: русскому языку, математике и английскому. Остальные изучает ускоренно, блоками. Дочери удобны именно ежедневные обязательные задания: она спокойна за продвижение и не выпадает из привычного распорядка.
Подходит ли ей выбранная форма обучения? Да! На мой взгляд, никакие школы и детские сады не изменят характер. А могут лишь усугубить стеснительность, сделав человека замкнутым, и добавить комплексов. Ей комфортно заниматься дома. Для соревнования и мотивации достаточно двоюродной сестры, которая тоже на СО. Они соперничают, стараются сделать уроки быстрее и лучше. Но и это по расположению духа.
13 августа в 13:00 (МСК) состоится бесплатная онлайн-встреча «Какую форму обучения лучше выбрать для ребенка с 1-11 класс. Семейную или заочную?» ✅ Регистрируйтесь на вебинар прямо сейчас:
Племяннице 12 лет
Очень творческая и медлительная личность, часто витает в облаках. Как и моя дочь, строга к себе. Но учится неравномерно — то по настроению может легко осилить половину учебника, то на месяц уходит с головой в написание собственной книги и изучение эльфийского языка.
Абсолютно не стеснительная девочка, любит внимание. Однако умеет занять себя сама, не скучает в одиночестве и поэтому острой нужды в сверстниках не ощущает.
В 9–10 лет она мечтала пойти в обычную школу. Играла с моей дочкой в учительницу и ученицу. Но в представлении племянницы школа была ИДЕАЛЬНОЙ, как в каком-то старом добром кино. Разительно отличающейся от реального учебного заведения, где учителя заботливые, как матери, а ученицы все в оборочках и рюшечках стремятся поразить друг друга своими знаниями. В итоге она поняла, что обычная школа далека от её фантазийной, и «домашка» её полностью устраивает. Ведь она совсем не готова ЕЖЕДНЕВНО идти в ногу с системой — творческая натура не позволяет.
Исходя из индивидуальных особенностей моей племянницы, ежедневные занятия по чуть-чуть по каждому предмету ей не подходят. Она осваивает дисциплины блочно, причём перерыв между изучением одного предмета может достигать нескольких недель.
Подходит ли моей племяннице СО? Да! Гибкий подход в обучении может ей дать только эта форма образования. Она поглощает информацию с удовольствием. Её интересует многое, и любимые предметы девочка штудирует досконально. Тогда как в школе из-за большой загруженности их изучение было бы поверхностным.
Вот такие разные дети растут в нашей семье. Независимо от их характера, семейная форма обучения годится всем троим, но с индивидуальным подходом к каждому. Методы родителей также могут быть различными. Мне, например, удобнее делать и проверять уроки ежедневно по чуть-чуть, чтобы не выбиваться из режима. А сестра — человек настроения, ей проще проходить со своей дочкой и проверять уроки большими блоками. Это позволяет на какое-то время углубиться в один предмет и заниматься им досконально, пока не появится стремление заняться другим.
И активному тусовщику, и скромной домашней девочке, и витающей в облаках творческой личности семейная форма образования даёт свободу:
- Свободу выбора дисциплин и занятий, а также длительности и глубины их изучения.
- Свободу выбора друзей. Когда не нужно находиться в коллективе, который неинтересен, а иногда и неприятен. Когда ребёнок сам может выбрать оптимальное количество друзей для общения.
- Свободу от системы. Необязательно учиться каждый день. Если, к примеру, сегодня хочется подольше поспать. Или сходить покататься на лыжах — и вовсе не потому, что сейчас урок физкультуры, а потому что просто подходящая погода. Или вообще взять лишний выходной посреди рабочей недели без объяснительных записок и справок от врача. Тем более, что сегодня существует много разных профессий с гибким графиком работы, когда режим от звонка до звонка не для всех актуален.
13 августа в 13:00 (МСК) состоится онлайн-встреча «Какую форму обучения лучше выбрать для ребенка с 1-11 класс. Семейную или заочную?»
✅ Регистрируйтесь на вебинар прямо сейчас: https://schoolattestation.ru/webinar-13-08-2024/
Я считаю, что семейная форма обучения подходит всем детям. Но выбор СО в большей степени зависит от возможностей родителей посвятить себя обучению ребёнка и вместе с ним найти оптимальный режим обучения.
Автор статьи: Татьяна Нушич, мама двоих погодков. Оба ребёнка с первого класса на СО.
Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Читайте другие статьи автора: