Найти тему
Планета людей

Крестовые походы - зверства христиан или..?

Оглавление

Есть две пугалки про христианство. Когда говорят, что христиане немирные, обычно вспоминают про инквизицию и крестовые походы.

Про инквизицию мы с вами поговорим отдельно. А сегодня речь зайдет о том, зачем это вдруг тысячи людей собирались и шли за тридевять земель в далекий Иерусалим. Что это за "священные войны"?

Мусульмане и Палестина

Начать надо с истории религий. Мусульманство возникло не на пустом месте. Арабы и евреи так-то народы близкородственные и до некоторого времени жили вперемешку. Да, одни считали себя б-гоизбганными, другие нет. У одних был иудаизм с Торой и Талмудом, у других - язычество с джиннами. А потом на эту территорию пришли римляне, и при них из иудаизма вышло христианство. К III веку христианство стало активно распространяться, так что оказалось, что арабы плотненько познакомились с христианством.

Мечеть Аль-Акса на Храмовой горе, фото с Вики
Мечеть Аль-Акса на Храмовой горе, фото с Вики

И вот в 632 году завершен Коран. Книга, в которой христиане и иудеи признаются "почти своими" - людьми Книги. Мухаммед так рассказал: пророк Моисей (по-арабски Муса) и пророк Иисус (по-арабски Иса) получили от Элоаха (по-арабски Аллах) очень правильное послание. Но люди недоуслышали этих великих пророков, не послушали их и все испортили. И потому Аллах дает "новый Новый завет" - Коран.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме, фото в интернетах
Храм Гроба Господня в Иерусалиме, фото в интернетах

И получилось, что христиане вроде как не "неверные", они в общем-то в правильного Аллаха верят, многое верно знают, просто надо чуть апгрейдиться. Так что когда зеленое знамя ислама начало растягиваться на новые территории, у арабов не возникало именно религиозного конфликта с христианами. Они, конечно, захватили и Иерусалим, и Антиохию в 637 году, но церкви не были разграблены, и паломники с нашитыми на одежде крестами свободно могли прийти в Иерусалим и походить по святым местам. Это было что-то вроде паспорта, пропуска.

А вот дальше ислам приняли турки. Ну как "турки" - это сегодня принято называть сельджуков турками - потому что считается, что от них турки и пошли. Потому что так-то они вообще были племенем туркменов - ага, тех самых, которые Туркменистан. Это были ребята свирепые, ислам приняли по языческому принципу "раз есть местный бог, давайте поклоняться ему". И понеслось - выбили арабов из Иерусалима. Там была забавная история - местный авантюрист захватил город, а потом сдал его подступающим сельджукам в 1077 году.

Свято место?

Это арабы захватывали Иерусалим как святыню. Сельджуки устроили захват "удобной крепости". И относились к Иерусалиму не как к святому городу трех религий, а как к военному форпосту.

Так что люди, которые ехали из Европы поклониться Гробу Господню, внезапно оказались в неприятной ситуации. Сначала просто крест на одежде перестал защищать от притеснения местных властей. При арабах богомольцы были кем-то типа туристов. При сельджуках - какими-то сомнительными личностями, которых надо как минимум отвести в участок и подробненько допросить. А может, и казнить как шпиона и иноверца.

В этот же момент у сельджуков начинает проскакивать идея джихада. Вообще изначально джихад - это война с неверием. То есть когда в комменты к атеистам набегает особо рьяный верующий и начинает кричать "как вообще можно жить без веры во Всевышнего" - вот это вот кошерный джихад. Но тут простые парни из Средней Азии пришли к выводу, который приписывают сегодня Сталину - "нет человека - нет проблемы". В смысле, если всех неправильно верующих расстрелять, то останутся только правильно верующие. Это потом перейдет в несколько сект вроде салафитов-ваххабитов и в основном исламе не закрепится, но на тот момент такие вещи мелькали.

Картинка с warfiles
Картинка с warfiles

А потом произошло и вовсе злобное происшествие. Сельджуки практически перекрыли город и начали брать за проход к религиозным объектам неслабую доплату.

Сегодня это выглядит как нечто простое - ну закрыли и закрыли. Но для тех людей это было нечто немыслимое. Паломничество порой было этаким "делом жизни", для многих это было самым главным приключением. Кто-то давал обет обязательно сходить в паломничество. Кто-то так благодарил Бога за избавление от чумы или рака какого (для тех людей это было чудом). Ну то есть это было нетривиальное событие, почти чудесное. Как с президентом пообедать. И тут вдруг - раз! - оказывается, что это просто уже невозможно. И почему невозможно? Иерусалим стоит на месте, все святые места целые, но какие-то неправильные мусульмане закрыли город. При правильных мусульманах было можно, а вот теперь...

Папа в Клермоне

На деле было сразу несколько разных призывов. Тут и Папа Константинопольский воззвал "а давайте освободим Гроб Господень!", и Папа Римский собрал славных рыцарей и позвал всех призвать злых магометан к порядку.

Сегодня это выставляют в формате "папа позвал убить всех неверных и даже дал отпущение грехов". На деле было несколько не так. Отпущение грехов действительно дали. Но общая идея была немножко другой.

Речь папы в Клермоне сводилась к таким идеям:

1. Парни, у нас проблема религиозного плана. Христиан обижают, у нас отжали святыни, к которым и многие из вас собирались съездить

2. Вы тут друг друга режете - это хотя экономически и понятно, но вообще не по-христиански.

3. Понятно, что штука потенциально опасная. Так что важно, чтобы шли именно вооруженные мужики.

4. Но дело нужное, вы помогаете не просто "кого-то побить", вы идете, чтобы сделать святыни снова доступными.

То есть вообще-то эти люди шли не грабить и не убивать. Они шли в паломничество. Типа "мы тут идем святыням поклониться, и кто попробует нас остановить?"

Сегодня для нас, людей в общем-то светских, это может казаться лишь поводом. Но в то время для людей тема святынь религии была действительно важной. Паломничество считалось реально крутым событием, на которое люди часто решались как на крайнее средство в решении жизненных проблем. И нападение на святыни - это как если бы сегодня, скажем, американцы высадились бы в центре Москвы и взяли в окружение Кремль с Красной площадью, не позволяя никому туда заходить. 95% россиян бы были взбешены, куча народа взялась бы за оружие - вот примерно так сработало и там.

Крестовые походы

Но сначала был поход бедноты под защитой маленького рыцарского отряда Вальтера Голяка. Вроде как проверка, а правда ли ест такая беда. Проверили. Правда. Отряд перебили, бедняков поубивали. Немногие выжившие сбежали и подтвердили рыцарям, что реально христиан-паломников обижают.

Вот тогда рыцари выдвинулись, прошли к Земле Обетованной. Сельджуки увидели отряды и принялись атаковать. Но тут реально собрался цвет рыцарства Европы. Поэтому сельджуки получили по шапке, а крестоносцы прошли дальше и взяли Иерусалим.

При этом, заметьте, никто не ставил целью "победу над сарацинами" или полновесную войну. Это было именно продвижение ради расчистки пути паломников. И на этих территориях тут же образовались рыцарские ордена, которые должны были удерживать ситуацию - это и тамплиеры, и госпитальеры, и иоанниты, которые должны были обеспечивать безопасность паломников, ну и заодно разные соцплюшки устроить. Госпитальеры, например, устраивали госпитали.

Госпитальерский крест
Госпитальерский крест

Часто крестовые походы пытаются выдать за "они шли, чтобы награбить разное". Ну, на деле крестовые походы были невыгодными. Грабежи там действительно были - но в основном для организации прокорма армии. Реальных историй "голодранец вернулся из похода богатым" были единицы, и это в основном были выкупы. Захватил рыцарь в бою какого-нибудь командира сарацинов и на выкуп мог пошиковать. А большинство все награбленное сразу сдавало в местном магазинчике за еду. И если первый крестовый поход еще как-то позволял утащить что-то ценное, то уже второй поход - это проход по разграбленной многолетними войнами земле. Собственно, почему последующие походы и почти не удавались - проблемы с местным продовольствием. Это сегодня там евреи кибуцами целину распахали и живут. А в тот момент там была "знойная пустыня, почти голая, почти безжизненная".

Собственно, поэтому крестовые походы на освобождение Гроба Господня закончились в 1270 году, когда стало понятно, что это дело бесперспективное. Хотя призывы церкви освободить Святую Землю не прекращались до самой Реформации.

Другие походы

170 лет крестовых походов обросли в европейской культуре почти легендами. Поэтому в какой-то момент идею борьбы с европейскими еретиками тоже попытались подвести под крестовый поход.

Началось все с похода против катаров-"чистых" - это начало 13 века. Альбигойская ересь захватила южную Францию очень плотно. Настолько плотно, что по факту нарисовалось некатолическое государство. Что было особливо страшно - это государство было на границе Испании, а Испания была захвачена арабами Северной Африки - маврами. И как раз в это время испанцы отбивали свою землю. И был риск, что мавры с катарами сговорятся. Ой. Поэтому был объявлен священный поход, и катаров разгромили. Канцлер Ги об этом поет симпатичные баллады.

Порой испанскую реконкисту тоже относят к крестовым походам, но про это мы потом отдельно поговорим, когда до Инквизиции доберемся.

Где-то в это же время был организован крестовый поход против неверия в Северной Европе. Нужно было обратить в правильную веру разных эстов, финнов, угров и заодно неправильно верующих славян. Под эту тему даже был организован Германский орден (он же Тевтонский). Но после первых успехов в обращении прибалтов парни наткнулись на земли Пскова и Новгорода. Закончилось все памятным Ледовым побоищем, которое было не очень Ледовым и довольно условно побоищем, однако ж крестоносное движение здесь тормознулось.

Финалом стали крестовые походы против чешских еретиков гуситов, где получилось смешно - сначала чехи расколошматили всех крестоносцев, потом подрались друг с другом, так что крестоносцы проиграли и гуситы проиграли. Такой вот суровый исход.

Но так как крестовые походы против гуситов в формулировке ничем не отличались от походов на Иерусалим, то и закрепилась слава "война против нормальных в общем парней". А еще ребятам припомнили Иерусалим и еврейские погромы. Вот и сложилась память о крестовых походах, как о чем-то странном, циничном, кровавом. Хотя изначально цель была в общем верной и для своего времени благородной.

Второй удар походам был нанесен, когда общество отошло от серьезной религиозности. В итоге люди часто не понимают ребят, готовых ради веры пешком протопать полмира, начинают приписывать мотивы современных людей - и крестовые походы превращаются в гонку за наживой. А между тем, неожиданно для многих, крестоносцы шли за мечтой сделать мир правильнее.

----

Было интересно? Поддержи автора лайком! Высказаться можно, здесь всегда рады конструктивным комментам (но банхаммер за мат, хамство и всякий экстремизм не дремлет). Ну и традиционно, подписывайтесь, чтобы не пропустить интересностей о Планете Людей!