Найти в Дзене
Историк-любитель

Разберёмся в терминологии бронетехники

Оглавление

Эту статью я решил посвятить самым маленьким людям, которые не разбираются в бронированной технике, и не могут разобраться, где танк, а где самоходная артиллерийская установка. Отличий в них на самом деле, немного, но они есть. Поэтому давайте попробуем разобраться в терминологии современных боевых машин.

Вымышленная боевая машина из фантастической киновселенной "Терминатор". Изображение в свободном доступе.
Вымышленная боевая машина из фантастической киновселенной "Терминатор". Изображение в свободном доступе.

Что такое боевая машина?

Согласно распространённому определению, боевой машиной называют сухопутное транспортное средство, имеющее колёсный, гусеничный, переменный или колёсно-гусеничный ход, обязательно вооружённая (чтобы вести боевые действия с противником). Главный отличительный признак такой техники - наличие бронирования, как правило, полного. Но в некоторых случаях используется и частичное бронирование.

Итак, боевые машины, которые мы будем рассматривать в рамках этого блога, можно условно разделить на следующие типы:

  • Бронеавтомобили;
  • Бронетракторы;
  • Бронепоезда;
  • Бронетраспортёры;
  • Танки;
  • Самоходные артиллерийские установки;

Каждый из этих типов бронемашин определён выполнять свои конкретные задачи, имеет определённые свойства, а также возможности. Рассмотрим каждый из этих видов поподробнее.

Бронеавтомобиль

Серийные гражданские автомобили начали проникать в различные сферы нашей жизни ещё в конце XIX-начале XX века. Примерно тогда же военные озадачились вопросами применения автомобилей и в армии. В транспортных задачах автомобили быстро нашли своё применение, но военным чинам, как всегда, этого было мало. Тогда они решили попробовать создать автомобиль, который может помогать солдатам непосредственно на поле боя - поддерживать огнём, вывозить раненых, обеспечивать подвоз снарядов “летучим батареям” и так далее. При этом от автомобиля требовалось ещё и защищать тех, кто был внутри боевой машины от винтовочного и пулемётного огня.

Первый российский бронеавтомобиль Накашидзе-Шаррон. Изображение в свободном доступе.
Первый российский бронеавтомобиль Накашидзе-Шаррон. Изображение в свободном доступе.

Но сказать одно, а сделать - совсем другое. Кто-то из “озадаченных” конструкторов вспомнил римские колесницы, кто-то пытался создать нечто вроде черепахи на колёсах, вооружённой неизвестно чем. В общем, чёткой команды, что именно делать, не было. Вот и изгалялся каждый конструктор как мог - к примеру, при создании первого в мире колёсного бронетрактора Бурелла (который многие ошибочно причисляют к бронеавтомобилям), конструктор Джеймс Коуэн предложил закрепить на корпусе аж четыре вращающихся косы, которые задумывались как противопехотное оружие. А основное вооружение состояло из восьми мелкокалиберных пушек, которые должны были стать универсальным оружием, способным бороться как с пехотой, так и с фортификацией противника. Однако на испытаниях машина Джеймса Коуэна показала довольно неказистые результаты, что и стало решающим фактором при отказе.

Бронеавтомобиль "Остин-Путиловец" Русской Императорской Армии. Фотография в свободном доступе.
Бронеавтомобиль "Остин-Путиловец" Русской Императорской Армии. Фотография в свободном доступе.

Однако сама идея военным понравилась - иметь на вооружении защищённый автомобиль, да ещё и вооружённый, много значило. К примеру, можно отряд диверсантов почти безнаказанно подвезти к позициям врага, при этом существенно помогая проникновению их сквозь линию обороны пулемётным и пушечным огнём. Согласитесь, для военных действий тех лет - это едва ли не сказка? Но военные не учли одного - не все в войсках ценят новаторский подход к боевым действиям. Закостенелость старых военных, не признающих никакой новой и свежей мысли, считая её блажью, процветала. Потому и развитие бронеавтомобилей шло очень медленно - молодые и действительно думающие офицеры пытались продвинуть новую технику, “старики” пытались досидеть до пенсии без всяких новшеств. Тем не менее, некоторых “стариков” переубедить удавалось, но их было слишком мало, чтобы “задавить авторитетом”.

Реальную пользу от бронеавтомобилей первыми увидели русские военные - во время русско-японской войны на полях сражений не хватало подвижных пулемётных точек, которые могли быть переброшены в любое место на карте в короткие сроки, а также менять баланс сил себе на пользу. По итогам этой войны, подъесаул князь Михаил Накашидзе, оглядываясь на опыт создания бронеавтомобилей в других странах, разработал оптимальную, по его мнению, бронемашину, которой настоятельно рекомендовал оснастить войска. Но не учёл князь одной детали - до сих пор в Российской империи предпочитали оглядываться на Запад при каких-то нововведениях. И раз уж ТАМ бронеавтомобили не прижились, то и в России им делать нечего, считали в военном ведомстве. Помогло то, что отец подъесаула был то ли совладельцем, то ли пайщиком в одной французской фирме, которая незадолго до описываемых дат совершенно случайно представила новую модель автомобиля.

Современные бронеавтомобили не имеют ничего общего с первыми образцами такой техники. На фото - современный бронеавтомобиль "Тайфун", отечественного производства. Фотография в свободном доступе.
Современные бронеавтомобили не имеют ничего общего с первыми образцами такой техники. На фото - современный бронеавтомобиль "Тайфун", отечественного производства. Фотография в свободном доступе.

Я не могу сказать, кто задавал моду в бронеавтомобилях, но удачность конструкции позволила, как мне кажется, принять этот автомобиль за концептуальный образец. То есть, все последующие образцы строились по некоему образу и подобию, хотя отдельные, довольно одиозные проекты всё-таки встречались. Но мы увлеклись. Повторюсь, лучшим определением для бронеавтомобиля будет следующее:

Многоколёсная (от трёх до восьми) бронированная боевая машина, оснащённая пулемётом или лёгкой пушкой, предназначенная для решения различных боевых или медицинских/транспортировочных задач на поле боя.

При этом вариативность конструкций бронеавтомобилей поражает, равно как и их возможности, штатные или опциональные. Именно поэтому бронеавтомобили находятся в строю более ста лет - за свою гибкость и возможности.

Бронетрактор

Бронированные тракторы, или “суррогатные танки” появились как альтернатива бронеавтомобилям, выгодно отличавшаяся от них по проходимости. Гусеничная техника, как правило, лучше передвигается по бездорожью, меньше застревает во время распутицы, а также более устойчив к повреждениям движителя (как минимум один случай, когда бронеавтомобиль уничтожили огнём артиллерии прямой наводкой, произошел на полях сражений Первой Мировой войны, а виной тому стала спираль Бруно, намотавшаяся на колёса и спустившая шины).

Один из первых бронированных тракторов, Killen-Strait был чистой испровизацией. Фотография в свободном доступе.
Один из первых бронированных тракторов, Killen-Strait был чистой испровизацией. Фотография в свободном доступе.

Пионером среди бронированных боевых тракторов можно считать бронетрактор Гулькевича, образца 1915 года. Тяжелобронированная боевая машина (броня по кругу была толщиной в 6,5 мм), вооружённая 76-мм нарезной горной пушкой и двумя пулемётами Максим, на полугусеничном приводе (рулевыми были колёса, установленные в носу машины, а движение обеспечивали гусеницы) можно в какой-то мере считать прообразом танков, но такая схема, как мы знаем, не прошла. Тем не менее, обе машины, построенные по патенту Гулькевича, успешно прошли всю Первую Мировую войну и даже “отметились” в Гражданскую.

Бронетрактор ХПЗ-13 времён Великой Отечественной Войны. Фотография в свободном доступе.
Бронетрактор ХПЗ-13 времён Великой Отечественной Войны. Фотография в свободном доступе.
Различия между бронеавтомобилями и бронетракторами заключаются в базе. Бронеавтомобили строились (да и сейчас строятся) на базе серийных моделей гражданских автомобилей, в то время как бронетрактора - на базе тракторов).

Проходили разработки бронетракторов и в других странах, однако ни в одной из них такие машины не производили долго. Однако они успели оставить в памяти конструкторов данные о перспективности полугусеничной схемы - по ней впоследствии производили гражданские автомобили и грузовики, а в Германии после прихода к власти национал-социалистов, строили полугусеничные бронетранспортёры. Кое-где бронетрактора применяли и в ходе Второй Мировой войны, и даже после неё, но их применение в условиях тех лет уже было обусловлено недостатком качественной боевой техники, а также желанием сделать хоть что-то для победы над врагом.

Бронепоезда

Не будет преувеличением сказать, что первые пока ещё теоретические намётки по созданию поездов, способных разить противника где только можно, начались ещё в первой половине XIX века, практически сразу после запуска первой в мире железной дороги в Англии. Мысли о том, чтобы поставить на платформы поезда орудия, чтобы существенно помогать войскам в бою, буквально завладели умами многих конструкторов.

Несмотря на это, провести подобное впервые удалось совсем не в Англии - это сделали в 1861 году во время Гражданской войны в США. Командир 19 Иллинойсского волонтёрского полка Джон Бэзил Турчин (он же бывший русский полковник Иван Васильевич Турчанинов). Он установил орудия на открытых платформах, лишь обложив их мешками с песком, после чего подъехал по железной дороге к лагерю южан и открыл шквальный огонь. Результатами впечатлились все - и северные и южные американцы, причём настолько, что мигом побежали строить уже полноценные защищённые поезда, обшивая вагоны сталью, цельными стволами деревьев, мешками с песком и всем, что только попадётся под руку.

Бронепоезд "Советская Россия", один из первых бронепоездов РККА. Фотография в свободном доступе.
Бронепоезд "Советская Россия", один из первых бронепоездов РККА. Фотография в свободном доступе.

Идея вдохновила конструкторов во многих странах, и в первых войнах ХХ века уже довольно широко использовались бронепоезда - к примеру, в англо-бурской войне (где, кстати, помимо бронепоездов, боевое крещение получили пулемёты) и в русско-японской войне немного “пошалили” такие составы. Дальнейшее развитие бронепоезда получили в следующее десятилетие - в Первую Мировую войну такие составы уже вовсю колесили по путям, нанося врагу довольно неожиданные, но очень болезненные удары. Сохранилась ситуация и в годы Гражданской войны - бывшие на вооружении Российской Императорской армии бронепоезда ведь никуда не делись, став в некотором роде основной боевой силой на полях сражений.

Но бронепоезда, помимо огромной мощности и серьёзной защиты, имели один недостаток - они были огромными и слишком заметными. Ведь в годы Первой Мировой серьёзный скачок в развитии получили и танки с самолётами, соответственно, “жить” бронепоездам становилось всё тяжелее. И если в межвоенные годы им ещё как-то удавалось оставаться достаточно серьёзной боевой силой, то в годы Второй Мировой войны их значение начало постепенно сокращаться - танки и самолёты становились всё мощнее, защиты их уже не хватало от всех угроз. С завершением Великой Отечественной войны роль бронепоездов осталась актуальной лишь в ходе борьбы с различными партизанами в виде УПА или “лесных братьев”.

Бронепоезд "Сибиряк-Бабаринец". Фотография в свободном доступе.
Бронепоезд "Сибиряк-Бабаринец". Фотография в свободном доступе.

Кстати, есть ещё кое-что - следует ясно различать бронепоезда и моторные боевые вагоны, а также отличать их от бронедрезин. Хоть они и перемещаются по рельсам, они выгодно отличаются от бронепоездов своими размерами, но серьёзно проигрывают в вооружении и защите. Рассмотрим вкратце основные отличия:

  • Моторный броневой вагон - это самостоятельная боевая железнодорожная единица, способная передвигаться по рельсам, вооружённая пушками и пулемётами. Выражаясь проще, это железнодорожная платформа, оснащённая бензиновым или дизельным двигателем, на которую надели бронированный корпус и вооружение, этакий железнодорожный тяжёлый танк.
  • Бронедрезина - это отдельная лёгкобронированная машина, проще говоря, бронеавтомобиль, который установлен на рельсах (а нередко имеет и комбинированный привод), предназначенный для выполнения задач по охранению и патрулированию железнодорожных путей. Вооружалась такая машина, как правило, одним-двумя пулемётами или пушкой.

Таким образом, бронированные машины, двигающиеся по железным дорогам, оказались актуальными лишь на первых этапах, когда никто не знал, что с ними делать. Но с распространением скорострельной и автоматической артиллерии, иной техники, а также авиации, их возможности на полях сражений стали резко снижаться, постепенно превращаясь в мобильные артиллерийские батареи, а с появлением и распространением самоходных орудий бронепоезда стали терять и эту роль.

Бронетранспортёры

Бронетранспортёр, согласно устоявшейся войсковой классификации - бронированная машина, предназначенная для транспортировки личного состава к месту выполнения боевой задачи, а также для эвакуации раненых с поля боя. Также он может уничтожать живую силу и лёгкую технику противника установленным на борту пулемётным, пушечным или комбинированным вооружением.

Первый серийный бронетранспортёр - британский Mark IX. Фотография в свободном доступе.
Первый серийный бронетранспортёр - британский Mark IX. Фотография в свободном доступе.

Первым бронетранспортёром можно назвать английский танк Mark IX, ромбовидную боевую машину с увеличенной базой, что позволило вмещать в себя до 50 пехотинцев. Кстати, в Mark IX также было применено такое улучшение как бойницы по корпусу, что позволяло вести огонь по противнику, не покидая боевой машины. Однако впоследствии термин “бронетранспортёр” стал применяться не только к гусеничным, но и колёсным машинам.

В межвоенные годы бронетранспортёры получили скачок в развитии в Германии, когда появились знаменитые полугусеничные транспортёры Sd.Kfz 250 и Sd.Kfz 251. Однако не все страны увлекались именно бронетранспортёрами - к примеру, СССР активно занимался разработкой бронеавтомобилей, которые с натяжкой можно было отнести к классу бронетранспортёров. В остальных случаях в РККА активно применяли знаменитые “полуторки” примерно до 40-х годов.

Немецкий полугусеничный транспортёр Hanomag, он же Sd.Kfz 251. Изображение в свободном доступе.
Немецкий полугусеничный транспортёр Hanomag, он же Sd.Kfz 251. Изображение в свободном доступе.

Несколько иная ситуация была в США - к концу 30-х у них на вооружении уже были бронетранспортёры M2 и M3 на полугусеничном движителе, которые поставлялись в некоторые европейские страны, а также в СССР по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны. Свои разработки в СССР, конечно же, были - однако дальше опытных образцов дело не шло. Иначе взглянули на это уже после войны, примерно в 1945-1947 годах, когда военные начали подстёгивать конструкторов к созданию колёсных, гусеничных или комбинированных машин собственной разработки. Военным требовались бронетранспортёры, а впоследствии на их базе разрабатывались и бронированные машины поддержки пехоты (БМП) и боевые машины десанта (БМД). Также есть ещё один класс десантных машин, которые несут в себе отличительные признаки и бронеавтомобилей и бронетранспортёров - бронированные разведывательно-дозорные машины, предназначенные, как понятно из названия, для патрулирования, разведывательных операций, а также контроля за границами государства.

Российский БТР-90. Фотография в свободном доступе.
Российский БТР-90. Фотография в свободном доступе.

В наши дни разница между бронетранспортёрами, бронемашинами пехоты и десанта, а также машинами разведывательно-дозорного типа стремительно стирается для обывателя, и лишь человеку, довольно неплохо знакомому с боевой техникой, удаётся различать их между собой. Новые методы защиты, новое вооружение, усиление бронирования и увеличение функциональности таких машин влекут за собой всё большее стирание границ между типами боевых машин.

Параллельно всем трём типам вышеуказанных типов бронетранспортёров, строился ещё один вид - плавающие машины, этакие вооружённые бронеамфибии, которые могли доставлять бойцов на поле боя, игнорируя все известные типы препятствий на местности, в том числе и водные. На этом поприще плавающие бронетранспортёры вскоре начали соперничать с плавающими танками - те тоже могли переплывать водные преграды, неся на себе десант, равно как и бронетранспортёры. При этом подавлять огневые точки противника куда успешнее за счёт солидности вооружения. Однако БТР за счёт меньшей массы и как правило, колёсного хода, демонстрировали лучшую подвижность, чем выгодно отличались от плавающих танков.

Танк

Танк - это бронированная гусеничная машина, вооружаемая как пушками, так и пулемётами. Чаще всего вооружение на современных танках комбинированное, пулемётно-пушечное. Основное отличие современного танка от других боевых машин с пушечным вооружением — возможность быстро переносить огонь в широких пределах горизонтальных углов. В подавляющем большинстве такая возможность реализована за счёт установки пушки в полноповоротной башне. Хотя есть немногочисленные исключения. Самоходная артиллерийская установка (САУ) может быть схожа с танком конструктивно, но предназначена для решения других задач: уничтожения техники противника из засад, или огневой поддержки войск с закрытой огневой позиции, поэтому САУ имеет некоторые отличия, прежде всего, это касается превосходства огневой мощи над защищённостью.

Т-55 один из самых крупносерийных танков в мире. Фотография в свободном доступе.
Т-55 один из самых крупносерийных танков в мире. Фотография в свободном доступе.

Разделение боевых машин танковых войск на танки и «специализированные боевые машины» возникло из-за необходимости выделения последних в специальные подразделения в соответствии с военной доктриной. Например, во время Второй мировой войны американской армией применялась доктрина генерала Макнейра, возлагавшая борьбу с танками противника на «истребители танков» (M10 Wolverine, M18 Hellcat и др.), — как там названы боевые машины, конструктивно аналогичные лёгким или средним танкам с эффективным противотанковым вооружением, тогда как собственно танки предназначались для поддержки пехоты в бою. В советской же литературе те машины именовались противотанковыми САУ.

Самоходные артиллерийские установки

Самоходная артиллерийская установка (она же САУ) - боевая машина, представляющая собой артиллерийское орудие, смонтированное на самодвижущемся (самоходном) шасси и предназначенное для стрельбы с закрытых позиций и непосредственной огневой поддержки танков и пехоты в бою. Также отдельно производители по типу орудия (см. классификацию ниже) выделяют самоходные артиллерийские орудия (САО), которые оснащены как правило гаубицами-пушками-миномётами (например на основе 2А51 или 2А60, ЛП-77, 2А80 на разных шасси), которые в самоходном варианте появились благодаря требованиям ВДВ.

СУ-76, первая советская самоходная артиллерийская установка. Фотография в свободном доступе.
СУ-76, первая советская самоходная артиллерийская установка. Фотография в свободном доступе.

К самоходно-артиллерийским установкам следует относить все боевые бронированные самоходные машины со ствольным артиллерийским вооружением, кроме танков, БТР, БМД и БМП. Отличие от бронетранспортёров и боевых машин пехоты состоит в том, что на САУ нет спешиваемого десанта, но есть мощное артиллерийское вооружение. Отличие от танка состоит в том, что САУ — это именно полноценное артиллерийское орудие на самоходном шасси, тогда как танк вооружается специальным артиллерийским орудием — танковой пушкой.

САУ 2С19 "Мста-С". Фотография в свободном доступе.
САУ 2С19 "Мста-С". Фотография в свободном доступе.

Виды и назначение САУ очень многообразны: они могут быть как бронированными, так и не бронированными, использовать колёсное или гусеничное шасси. САУ может иметь полноповоротную башенную или неподвижную рубочную установку орудия. Некоторые из САУ с башенной установкой орудия очень сильно напоминают танки, однако они отличаются от танков балансом «броня-вооружение» и тактикой боевого применения.

Заключение

В наши дни некоторые виды бронетехники, а именно бронетрактора и бронепоезда, канули в лета. Обусловлено это не только развитием остальных видов техники, но и развитием средств, которые предназначены для борьбы с ней. Но так или иначе, вся эта бронетехника оставила свой след в истории, и сегодня мы можем судить о ней на основании практических, а не теоретических данных.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

СВО
1,21 млн интересуются