Найти тему

Полифоничный и кружевной роман взросления. О книге Эмилии Галаган «Уходящие из города»

Собственно, уходящими из города когда-то ощущали себя все — многим из нас доводилось покидать свои небольшие городки, где прошло детство и остались позади школьные годы. Но смысл названия книги шире — все мы рано или поздно уходим из города нашего детства, когда оно заканчивается.

Место действия — небольшой городок Заводск, где есть свой деревянный одноэтажный пригород под названием Балбесовка и есть своя улица Благодатная с красивыми зданиями, построенная еще до революции.

Главные герои — несколько одноклассников, с которыми мы знакомимся буквально в детсадовском возрасте и следим за ними до их почти 40-летия, сопровождаем их до сегодняшнего дня.

Смелая безбашенная Полина из многодетной семьи и дочь городских предпринимателей толстушка Лола, неблагополучная разбитная Олеська и правильная Луиза. Эмпатичный Андрей, который станет фельдшером, и трусоватый Серега, который потом будет впаривать пенсионерам разные ненужные приспособления. Мальчик с особенностями Влад, который станет писателем и задиристый Сашка, который разобьется на мопеде в первое же лето после окончания школы.

«…Летом окончания школы, летом исчезновения Полины, летом звезд и фейерверков, летом, когда жизнь танцевала пьяная и нагая и творила такое, чего от нее никто не ожидал».

Что понравилось

Главы построены так, что весь роман напоминает кружево. Каждая глава посвящена одному герою, в ней подробно рассказывается о каком-либо эпизоде. В следующей главе, уже с другим героем, об этом эпизоде будет упомянуто вскользь и с точки зрения другого героя. Или не в следующей, а через пять глав. Таким образом повествование напоминает затейливое кружево — в одной главе проскользнула деталь, в другой она уже становится главным и полноценным событием.

-2

Герои растут в 90-е и взрослеют в нулевые, и эти периоды показаны вполне реалистично.

Если сравнить с книгой Веры Богдановой «Сезон отравленных плодов», которая также раскрывает тему взросления в нулевые, то «Уходящие из города» — такая Вера Богданова на минималках. Тема та же, но у Эмилии Галаган все лирично, нежно и с большой любовью к своим героям.

Хорошо показана тема влюбленностей, поисков личного счастья — неизбежная тема для молодых людей.

«Ничто так не говорит о любви, как привычка сворачивать беседу на середине фразы, когда понимаешь, что сейчас вдруг скажешь что-то настолько искреннее, что оно зажжет воздух вокруг тебя — и мир полыхнет и сгорит».

Что смутило

Лично мне не хватило остросюжетности. Повествование красивое, грустное, местами изысканное — но уж слишком ровное.

Заявка с таинственным исчезновением Полины не реализована. Может, сгинула, может, уехала в столицы и работает в той самой индустрии, где востребованы красивые молодые женщины. Версии прозвучали, и на этом все.

-3

Эмилия Галаган провела своих героев через период пандемии и вывела в современность и добросовестно изложила все известные обывательские точки зрения на события дня сегодняшнего, вложив их в уста героев. На мой взгляд, зря. Всегда сложно высказываться в отношении незавершенного события, ведь роман — не публицистика.

Я бы предпочла другой финал — в духе «куда уходит детство», ведь на самом деле книга об этом. Для меня имеющийся финал несколько разрушил обаяние романа, но к счастью, не до конца.

Эмилия Галаган для меня — новое имя. Услышала его от сына, он восхищался предыдущей ее книгой «Я люблю тебя лучше всех».

Об авторе удалось найти мало информации — только то, что Эмилия Галаган — это псевдоним, что она автор 10 книг и лауреат премии «Рукопись года-2021» (премия создана издательством «Астрель-СПб» для молодых авторов).

Читали, будете?

На канале есть отзывы:

Еще больше отзывов о книгах — в подборке «ПРОчитано!»