Найти в Дзене

А дустом не пробовали? О книге «Сезон отравленных плодов» Веры Богдановой. Рожденным в 90-е посвящается

Это книгой мне пришлось переболеть, как гриппом. Она вовлекает, втягивает в себя, заставляет сопереживать несимпатичным персонажам — обычным маленьким людям, не вписавшимся в реформы 90-х, и их детям, вырастающим в этой атмосфере неопределенности, жестокости, регулярных терактов нулевых и формирующихся рыночных отношений. Отравленные плоды — это как раз дети.

Главная героиня — странная девочка Женя. Ее бабушка, всю жизнь честно копавшаяся в чужих экскрементах (она работала в баклаборатории), на старости лет лишилась квартиры из-за доверия к финансовым пирамидам и живет с семьей дочери.

Папа Жени, бывший военный, вынужден оставить армию и открыть торговлю колготками на рынке - иначе не выжить и семью не прокормить. Он командир и очень жесткий человек, он сложно принимает перемены. Мама, напротив, очень робка и уступчива, она безропотно стоит за прилавком.

Мамина сестра, красивая и яркая тетя Мила пытается выжить за счет окружающих мужчин.

А на даче, где начинается действие романа, растет несколько яблонь. Взрослым, которые сосредоточены на выживании, не до садоводства, и яблоки вырастают настолько кислые, что скулы сводит.

Так и дети — странная задумчивая пугливая Женя, ее двоюродные брат Илья и сестра Дарья — дети тети Милы, которых растят травмированные 90-ми взрослые, отравлены каждый по-своему.

-2

Женя панически, до судорог, боится отца, его окриков и подзатыльников. Он недоволен, что бы она ни делала. Просто вымещает на ней злость на то, что в жизни все пошло наперекосяк.

Илья люто ненавидит отчима, вечно пьяного качка-бандита дядю Алика, устраивающего дебоши.

Дарья после гибели отца (того самого Алика) понимает, что ее никто больше не любит и не защитит, и ненавидит всех.

При этом дети постоянно слышат, что они должны хорошо учиться и получить высшее образование, чтобы вырваться из этого кошмара. В итоге «отравленные плоды» на всех парусах врываются в еще больший кошмар.

Мощно запутываются в личной жизни.

Зарабатывают булимию, алкогольную и другие зависимости.

Становятся жертвами домашнего насилия.

Это роман взросления целого поколения, рожденного в 90-е, с очень хорошо прописанными приметами и тревогами того времени. Персонажи живые и узнаваемые, сколько подобных историй прошло на моих глазах, или ими делились знакомые, соседи, друзья друзей…

-3

Что мне понравилось: книга захватывает и не отпускает. Со мной редко бывает, чтобы я прочитывала по 100-150 страниц за вечер, а тут получилось именно так, потому что хотелось знать, что дальше. И еще потому, что очень отозвалась лирическая часть книги, личные переживания Жени. Написано так, что сочувствуешь бедной запутавшейся и затравленной девчонке безоговорочно. Хотя, конечно, периодически хочется ей сказать: «Женя, ну включи ты хоть раз голову!»

Это я к тому, что персонажи очень живые, им веришь.

Что не понравилось.

К сожалению, персонажи редко «включают голову» или отключает ее вообще и живут чувствами. Или, я бы даже сказала, инстинктами.

Мне кажется, это свойство детей из 90-х, когда советская система воспитания (прежде думай о Родине, а потом о себе) была объявлена несостоятельной, а новые ценности на смену еще не пришли. Дети нулевых уже другие, они мотивированы на личный успех, на саморазвитие.

В романе Веры Богдановой показаны дети из хаоса 1990-х, живущие эмоциями и инстинктами.

В книге много ненормативной лексики, тоже, на мой взгляд, не везде она убедительна. Но ее чуть меньше, и она не такая вычурная, как, например, в книгах Марины Степновой.

В целом — было интересно. Свежий взгляд на современность.

В книге три главы, им предпосланы названия, которые без специальной подготовки не осилишь:

3-хинуклидинилбензилат
О-изопропилметилфторфосфонат
О-этил-S-2-диизопропиламиноэтилметилфосфонат

Все это — названия боевых отравляющих веществ, являющихся химическим оружием. То, что главы так названы — это усиливает акценты.

И сразу вспоминается советский анекдот про лектора, который на все вопросы рабочих про дефицит товаров и повышение цен на продукты отвечал: «Да, но благосостояние народа все равно растет». И тут прозвучал голос из задних рядов: «А дустом не пробовали?»

А вот и попробовали, и не только дустом.

Боялась дочитывать до конца, понимая, что финал может быть самым трагичным, но Вера Богданова оставила нам надежду.

Но мы ведь и правда это все как-то пережили, да?

Читали эту книгу, что скажете?

Обзоры книг на канале можно почитать здесь:

Буду рада новым подписчикам, а также вашим комментариям и 👍, они помогают каналу развиваться!