Найти тему

Взросление в эпоху перемен. Подборка книг, где юность героев пришлась на 1990-е

Оглавление

Становление молодых людей сам по себе процесс непростой, не случайно роман взросления в литературе — один из излюбленных жанров. А уж если юность пришлась на переломное время — тут фантазии авторов точно есть где разгуляться. В подборке — как раз такие книги, позволяющие оглянуться назад и вспомнить, какими они были — два последних десятилетия 20-го века.

Кадр из фильма "Общага" по роману Алексея Иванова "ОБщага-на-Крови"
Кадр из фильма "Общага" по роману Алексея Иванова "ОБщага-на-Крови"

Вера Богданова «Сезон отравленных плодов»

Детство Жени, ее двоюродных брата Ильи и сестры Дарьи пришлось на смутные 90-е, когда родители были заняты выживанием, а дети попали в круговорот «побочных эффектов» — семейного насилия, раннего знакомства с вредными привычками, буллинга, страха перед терактами в метро и других общественных местах.

Это роман взросления целого поколения с хорошо прописанными приметами и тревогами того времени, живыми и узнаваемыми персонажами. Читается на одном дыхании. Но не лишен того, что называют «чернухой».

Алексей Сальников «Опосредованно»

С первых страниц книга погружает в атмосферу 90-х, с забытыми уже понятиями и словами, их обозначающими. С комками (так называли коммерческие киоски), с видеокассетами, с песней «Карнавал» Леонтьева по телевизору, с видеосалонами, где шел фильм «Чужие». Со справочными вокзальными автоматами с шевелящимися таблицами расписаний поездов.

Люди, нацеленные жить по советским меркам, еще не осознали наступающих перемен. Смутные, лихие и веселые 90-е чего только не породили из того, чего мы даже представить не могли раньше. И Лена, главная героиня романа, закончившая школу и поступившая в институт, вдруг пробует... стишки.

У Сальникова стишки — не просто поэзия, а нечто сродни запрещенным веществам, от которых «торкает». И Лена разрывается между призванием и семейными заботами, ведь свой преступный талант надо сохранять в тайне.

Евгений Водолазкин «Брисбен»

Здесь в центре повествования — талантливый гитарист Глеб Яновский, которому рукоплещут лучшие залы мира. Он внезапно понимает, что из-за проблем со здоровьем должен завершать свою карьеру.

И одновременно он рассказывает свою жизнь писателю, который пишет о нем книгу. Из эпизодов детства и юности Глеба, пришедшихся на 90-е, становится понятно, как Глеб стал тем, кем стал, и откуда взялись в его жизни люди, которые его окружают сегодня, и причем тут Брисбен.

Алексей Варламов «Душа моя Павел»

О том, как домашний мальчик из закрытого городка, где производили что-то секретное, поступает в МГУ и попадает в новую для себя среду. Действие происходит в начале 1980-х, грядёт перестройка, на юношу-идеалиста обрушивается вал новой информации.

Одна из главных тем книги — столкновение чистого наивного сознания с поздней советской действительностью. Писатель максимально погрузил нас в метания и переживания Павла, его внутренний бунт и духовные поиски. Большая часть действия происходит в колхозе, куда студентов отправили копать картошку.

Алексей Иванов «Общага-на-Крови»

Студенческой теме посвящен и роман Алексея Иванова «Общага-на-Крови». Главные герои — пятеро друзей-студентов, которых за определенные проступки выселяют из общаги, и они переходят на нелегальное положение.

По жанру роман — триллер, но он хорош описаниями общаги конца 1980-х – начала 1990-х, где "в вестибюле у телефона-аппарата маялась очередь", где суета на главной лестнице, голоса, смех, дым сигарет и гитарные переборы — на черной, где балконы густо усеяны курильщиками. И типажами студентов, которые характерны для того времени. В частности, прототипом одного из ребят стал Александр Башлачов.

Что вы добавили бы в этот список?

Еще больше отзывов о книгах — в подборке «ПРОчитано!»