Драккары. Эти кони морских дорог, что несли своих жадных до серебра всадников по волнам северных морей к незнакомым берегам, жителей которых обязательно нужно было ограбить до нитки. А может быть даже, предварительно немного убить. Появление их парусов из-за линии горизонта, на долгие годы стало главным страхом тех несчастных, кому не повезло родиться на морском побережье.
Но погоди автор, — воскликнет самый нетерпеливый читатель, — причем тут вообще драккары? Ведь мы сегодня вроде как собрались поговорить об оружии! Ну, по крайней мере именно так называется твоя история! Какое простите отношение, этот самый драккар к оружию имеет? Это на секундочку, вообще-то корабль! Ты точно ничего не напутал?
Конечно же, нет, не напутал. Хотя и не могу не согласиться с тобой, дорогой друг. Внешне драккар на оружие похож не очень. У него нет ни лезвия, ни острия, ни даже стального наконечника. Впрочем, множество щитов висящих вдоль бортов и являющихся его частью, в какой-то мере оружием все-таки являются. Но сейчас речь не об этом.
Именно они, эти низкобортные ладьи с драконьими головами на носу, были главным инструментом войны северных налетчиков. И именно они, когда дело доходило до схватки, выигрывали больше сражений, чем все скандинавские мечи, копья и топоры вместе взятые. Как так получилось? Давайте разбираться.
И для начала давайте, как обычно, договариваться о терминах. Современный термин драккар, на самом деле довольно синтетический. В сегодняшней терминологии под ним понимается вполне себе узнаваемый тип многовесельного скандинавского корабля с множеством гребных весел, прямым парусом и резным носовым украшением в виде дракона или другой злобной и жутковатой животины.
Если же говорить о реальном положении дел, то вся эта яркая картинка, является лишь частью понятия драккар, причем далеко не самой распространенной. Конечно же, такие драккары тоже были, но вот число их от общего количества кораблей, которых сами скандинавы называли драккарами, было невелико. Вряд ли даже каждая двадцатая ладья, шедшая в набег на британские и французские земли, была так велика и прекрасна.
Так что же такое драккар? Технически это второе название типа судов, что сами скандинавы именовали Langskip, то есть "длинный корабль". И вот под эту категорию "длинных кораблей" подходило огромное количество плавсредств, которые сейчас принято разделять на множество типов и подтипов. Сами же скандинавы, говоря о драккаре, чаще всего имели в виду судно длиннее большой рыбачьей лодки, с мачтой, парусом и рядом весел с обеих сторон. То есть все достаточно больше для того, чтобы оно могло не только болтаться у береговой линии, но и выйти в море.
Драккарами совершенно точно называли и снеккары, которые мы сейчас относим к совершенно другому типу судна, и иноземные ладьи совершенно уже неизвестных нам конструкций и многие другие суда. Скандинавы вообще относились к этому вопросу просто. Длинный, мореходный, парус - весла есть? Значит драккар. И именно поэтому, когда дело доходит до саг, и легенд то корабли, что описываются в них, всегда различны и узнаваемы.
- Змей мчал сына Трюггви,
Молодца, по волнам,
Пасть разинув злую,
Златом пообжату.
Олав взлез на Зубра,
Знатна волка водна.
Зверя мыло море
Мощный рог в дороге (Поминальная драпа об Олаве Святом)
Они большие, маленькие, украшенные резьбой и совсем простые. Они вмещают разное количество людей, имеют высокие и низкие борта, по-разному ладят с морем и держат волну. Почему так? Ну просто потому, что это разные корабли, совершенно друг на друга непохожие. И роднит их только парус, весла и мореходность.
Но, впрочем, мы отвлеклись. Так почему же все-таки в сегодняшней истории драккар назван оружием? Ну, в первую очередь потому, что он, в общем, им и являлся. Вообще, если говорить об армиях конца раннего Средневековья, то главной их ахиллесовой пятой была, конечно, мобильность. Состоящие в основном из пехоты, они крайне неторопливо перемещались по местности навстречу противнику, а еще медленнее их можно было собрать в один кулак.
Для того чтобы дать сражение, королю Мерсии, например, нужно было начать собирать армию за месяц до этой славной даты. Просто потому, что фирдовому ополчению нужно было сначала добраться до места сбора войск, дождаться опоздавших, пополнить припасы и только после этого, уже в составе королевской армии, выдвигаться навстречу врагу. со средней скоростью двадцать километров в день.
Нет, конечно, можно было обойтись и без них. Теоретически. Вот только с началом "эпохи викингов" родовое ополчение все еще составляло большую часть любой армии. И если ты хотел врезать врагу как следует, то должен был на стальной скелет своей дружины, нарастить мясо фирдового ополчения. Иначе тебе бы пришлось сражаться с противником, втрое превосходящим тебя по численности.
Вообще, мобильность армии в то время была штукой настолько критично важной, что франки, просто пересадив свои дружины на коней и создав первую в Европе бронированную ударную конницу, изрядную часть побед во всех сражениях одержали маневром. Притом, что разница в суточном передвижении конной и пехотной армии была не то чтобы очень велика - всего с десяток километров в день.
Но даже и этого хватало, чтобы франки оказывались там, где хотели, выбирали место, удобное для сражения, и разбивали своего врага по частям до того, как он мог стянуть свои силы в единый кулак. Так случилось с саксами, бургундами, лангобардами. Так бы, наверное, продолжалось и дальше, несмотря на то, что после смерти сына Карла Великого к власти в империи пришли совершеннейшие ничтожества. Военная машина, которую начинал строить еще Карл Мартелл, была все еще прочна.
Но в это самое время далеко на севере, ничем, в общем, непримечательные морские налетчики начали грузиться в корабли с низкими бортами и большими прямыми парусами. И эти кони морских дорог несли их вдвое быстрее, чем могла пройти за день даже самая резвая лошадь.
Поэтому, говоря о подавляющем большинстве побед, что одержали викинги в Британии, Франции и других землях, мы должны признать, что это были победы, которые добывали им скорость и манёвр. Небольшие отряды в две, редко в три дюжины бойцов, никогда не могли бы всерьез противостоять дружинам местных вождей, а особенно если их усиливало ополчение.
Практически всегда морские разбойники воевали от скорости своего драккара. Добравшись до берега и оценив обстановку, они нападали, если сопротивление было незначительным. Если же добро, хранившееся в поселении, было тщательно охраняемым, то они просто плыли дальше. Вполне резонно считая, что весь берег дружинами не обставишь, а ценности - они где-то обязательно найдутся, нужно только хорошо поискать.
А если в поход шло больше одного корабля, то скандинавы, отойдя от берега, просто дожидались коллег по ремеслу и уже вдвоем или даже втроем, имея солидный перевес в бойцах, били дружины местных землевладельцев и отступали даже раньше, чем король, герцог или граф собирали свое войско. Прихватив по пути все ценное понятно.
Их даже не волновало то, что гонцы давно уже спешили к владыкам этих земель. Большие паруса и крепкие весла уносили их от любых врагов. И только морская стихия и непогода могла отомстить за убийства и грабежи. Впрочем, чаще всего морю было плевать.
За два века, пользуясь исключительной свободой маневра и мобильностью, викинги доплыли и ограбили вообще все, до чего можно было дотянуться. Не нужно, впрочем, думать, что прибрежные владыки смотрели на это безобразие и ничего не предпринимали. Для борьбы с морскими разбойниками и их деревянными конями использовался поистине устрашающий арсенал средств: от укрепленных мостов на реках, что должны были преграждать путь вглубь страны мелким кораблям скандинавов, до мобильных кавалерийских частей, готовых прийти на помощь тем, кому не повезло увидеть квадратные паруса, появившиеся из морского тумана.
Кстати, именно кавалерия в погоне за морскими разбойниками показала себя лучше всего. С 840 года бретонские правители несколько раз нагоняли крупные отряды викингов, увлекшихся грабежами своей конницей, и топтали их с всегда отличным результатом. Впрочем, радость от этих побед длилась недолго. Драккар в очередной раз спас скандинавов. Они просто перестали появляться в тех землях, а если и появлялись, то задерживались не дольше необходимого.
Час, другой, и вот уже из очередного разоренного села развеселые парни выносят все ценное и уплывают в закат на глазах у местных жителей, так и не дождавшихся помощи от дружины местного лорда. И что вот со всем этим делать, было решительно непонятно.
Вообще, главная ценность и сила драккара была не собственно в драккаре. Были в то время суда и получше. Византийские дромоны и хеландионы, турецкие галеры, что были быстрее, крепче, несли на себе десятки воинов и натуральные огнеметы, не оставили бы ни одного шанса кораблю северян в схватке. Но ни один из этих морских исполинов даже и близко не был так успешен, как этот простой, если не сказать примитивный корабль с драконьей головой на носу. Почему?
Да ровно потому, что драккар был не только кораблем, даже скорее, в первую очередь не кораблем. Это была воплощенная концепция морской войны. И ни у кого ничего подобного больше не было. Все эти "Кони ветра", "Медведи", "Волки" и "Морские змеи" были не только полностью встроены в военную традицию скандинавов, они являлись ее основой. Ровно так же, как через двести лет главным оружием рыцаря будет конь, в "эпоху викингов" главным оружием морских пиратов был корабль.
В общем-то, у викингов, идущих в поход на каком-нибудь корабле, можно было бы отнять вообще все копья, мечи и топоры, вооружив дубинами и дубинками, и ничего бы существенно не изменилось. Они бы все равно нашли место, где смогли бы поживиться, разве что искать пришлось бы чуть дольше. А вот если отнять у них корабль….
Даже для дружины ярла, потеря корабля была приговором. Да они убили бы множество людей, взяли огромные сокровища и совершенно точно попали бы в саги и легенды…. Вот только все это закончилось бы в тот самый момент, когда их настигла бы нормальная армия раннего Средневековья. При перевесе один к десяти победить невозможно, только подороже продать свою жизнь.
Но такое случалось нечасто. Веселые морские разбойники отлично понимали, что значит для них корабль, и без колебаний шли на смерть, чтобы защитить его от огня, топора и злого человека, непонятно почему решившего его сломать. И нужно сказать, это им чаще всего удавалось. Ну, по крайней мере, историй об уходящих домой пешком викингах мы знаем намного меньше, чем о встретивших смерть, защищая свой корабль.
А на этом, мы закончим историю о главном оружии викингов. Но только для того, чтобы вернуться к рассказам о "звере пучины" немного позднее.