Кино 1988-го года по счету уже третья экранизация с живыми актерами цикла про Алису Селезневу.
Как сказал сам писатель (и одновременно автор сценария):
«На роль Алисы выбрали сухую, добропорядочную девочку, которая не вызывала в юном зрителе эмоционального интереса. И фильм провалился. Никто его не знает, хотя его трижды показывали по телевизору»
Кир Булычёв, интервью журналу «Детская литература», 1994 г.
Действительно, сложно сравниться со столь полюбившейся зрителю Наташей Гусевой. «Замену» искали по всей стране среди 3000 девочек. И не сказать, что выбранная кандидатура полюбилась широкому зрителю… Позже Катя Прижбиляк снялась всего лишь в одном фильме в небольшой роли.
В гостях у сказки
Сценарий фильма отчасти созвучен его съемкам. Алиса Селезнева побеждает в конкурсе на роль Красной Шапочки и отправляется на море для съемок сказки.
Параллельно, ученые раскапывают партию старинных боевых роботов и везут их на переплавку… Но корабль терпит крушение, и железные солдаты, во главе с титульным генералом, начинают вторжение с целью порабощения человечества.
Точнее, то, чего они хотят добиться, кажется, сами не знают. Лишь монотонно повторяют про захват штаба и другие команды. Но не надо забывать, что хотя роботы проржавели – они вооружены и опасны.
Алиса во время перерыва уходит от съемочной группы, знакомится с молодой ученой, а после на девочку нападают металлические солдаты. Далее следует сцена, как огромный тяжёлый робот с бесчувственной Алисой плывет на надувной лодке с веслами (и не тонет!). Остальную часть фильма героиня проведет в плену, из которого она с переменным успехом будет пытаться сбежать.
Что я могу сказать об исполнительнице главной роли? Честно говоря, ничего плохого! Кате Прижбиляк хоть и не сравниться с Наташей Гусевой, но из нее вышла умная, ловкая и довольно милая героиня. Девочка даже для роли научилась плавать под водой!
Другое дело, что реплик по сценарию у нее преступно мало. Кажется, что второстепенная Баба-Яга болтает в разы больше.
Носатая старуха не залетела из прошлого. Просто это биоробот, что в съемках сказки исполняет роль знаменитой отечественной ведьмы. Бабу-Ягу играет Александр Леньков. Поначалу его персонаж ужасно бесит, ведь помимо настырности и писклявого голоса Баба-Яга страдает клептоманией. Но к престарелой воровке постепенно привыкаешь, а в финале данный персонаж сыграет немалую роль.
Артист Михаил Данилов (мне он всегда напоминал Александра Калягина) запомнился как Бильбо Бэггинс в отечественном телеспектакле «Хоббит». Здесь он сыграл усталого, слегка меланхоличного и ворчливого режиссера. Роль для сюжета не особо важная, но актер выразительный и фактурный.
В плену у железяк
Отдельно хочется похвалить роботов. Ржавые, скрипучие, угрожающие – они будто пришли из фильмов ужасов. Да и от самого титульного острова иногда захватывает дух – синее море, неглубокие, но темные пещеры и огромные булыжники.
У людей же показаны весьма любопытные мобильные устройства – одни по функционалу напоминают современные смартфоны, другие – прозрачные, с тактильным экраном. И это в 1988-м году!
В общем-то, за атмосферу с декорациями больше и хочется похвалить фильм. Местные шутки натужны и отнимают время, что могло бы пойти на развитие сюжета и раскрытие персонажей.
Запомнилось, как вначале личный робот Селезневых тренирует электронную собаку. Но поставлено все это так неинтересно и предсказуемо, что я даже задумался, что робот, обладая человеческим обликом и полноценным сознанием, фактически содержится в рабстве.
В общем, вместо подобных размышлений я бы с куда большим интересом послушал предысторию и мотивацию роботов-захватчиков!
Финал же слегка удивил. Поначалу показалось, что мне удалось его раскрыть. Впрочем, так показалось не только мне, но и главному антагонисту, и он избегает распахнутой ловушки. Но после выстреливает «чеховское ружье», о котором я слегка подзабыл, и наступает неизбежный «хэппи-энд».
В целом, «Остров ржавого генерала», действительно самая слабая из всех киноэкранизаций приключений Алисы Селезневой. Но фильм скорее порадовал, особенно учитывая заниженные ожидания к нему. Вполне возможно, что я когда-то давно смотрел его, но как-то не отложилось. Да, потенциал повести не раскрыт в полной мере, сценарий, наверное, подкачал – много ненужных реплик. Но по части съемок заметны старания – и оформление роботов оригинальное, и места подобрали живописные.
Спасибо за внимание! Будем рады любой Вашей оценке или комментарию! Пожалуйста, подпишитесь на наш канал!
Не так давно мы писали про "Сто лет тому вперёд", самую последнюю экранизацию про Алису Селезневу.
У нас есть обзор на "День рождения Алисы" – недооцененный мультфильм по Киру Булычеву, а также на "Лиловый шар", продолжение «Гостьи из будущего», что оказалось ненужно.
Также у нас есть статья про кинофильмы, которые Кир Булычёв считал лучшими. Другие кинообзоры всегда можно найти в отдельной рубрике.