Найти в Дзене

Лиловый шар: Почему продолжение «Гостьи из будущего» оказалось ненужно

Оглавление
Киностудия им. М. Горького
Киностудия им. М. Горького

Признаться, я начинал статью под другим названием: «10 причин, почему настоящее продолжение Гостьи из будущего оказалось никому не нужно». Пока писал, задумался, неужели все так плохо? Лишний раз пересмотрел фильм… и нашел еще 15!

И это расстроило. В том плане, не хочется, чтобы критика на фильм воспринималась в адрес автора «Алисы Селезневой». Ведь, по моему мнению, Кир Булычев – писатель довольно недооцененный. И во многом этому посодействовали его же коллеги.

Позвольте поделиться небольшим инсайдом. В 2002-м году жюри премии имени Александра Грина решало, кому ее выдать. Сначала думали вручить ее Киру Булычеву… Но, взвесив заслуги, все же наградили действующего на тот момент главу союза писателей.

А в следующем году Кир Булычев скончался, и премию выдали уже посмертно…

Что же касается экранизаций автора, то там тоже не все удачно. Даром, что Булычев часто выступал сценаристом.

И «Лиловый шар» – очень непростой случай. Видно, что создатели старались, а успеха не вышло. Почему?

Лиловый шар – внутри кошмар

Киностудия им. М. Горького
Киностудия им. М. Горького

Изначально замах был не маленький – полнометражное продолжение чрезвычайно успешного телефильма. Также «Лиловый шар» продолжал тоже до крайности популярный мультфильм «Тайна третьей планеты», возвращая Алису на космический корабль «Пегас». И я не зря помянул про замах – на этот раз экипажу предстоит спасти население Земли в полном составе!

Кино поначалу странным образом походит на «Звездный путь 4: Дорога домой» 1986-го года выпуска. Экипаж космического корабля возвращается на Землю, которой грозит неминуемое уничтожение. И чтобы предотвратить его, они отправляются в прошлое.

Алиса, ее папа, капитан Зеленый и Громозека находят заброшенный космический корабль, уничтоженный биологическим оружием. Бывшие хозяева создавали шары, расколов которые, окружающие начинали ненавидеть все живое до полного уничтожения друг друга. Что и произошло на корабле, когда один из рабов разбил шар. (Это, конечно, огромное допущение – создавать столь опасное оружие настолько хрупким).

Но самое страшное, что такой вот «ящик Пандоры» закопан на Земле в далеком прошлом и должен взорваться буквально на днях. Предотвратить это друзья не успеют, поэтому отправляются в сказочную эпоху в момент, когда спрятали оружие.

Не плачь Алиса, ты стала взрослой

Киностудия им. М. Горького
Киностудия им. М. Горького

«Лиловый шар» растерял оптимизм «Гостьи из будущего», хотя и поднимает довольно важную тему – возможность полного истребления цивилизации.

Сами понимаете, тема тотального геноцида не очень подходит детскому кино. Хорошая новость – кроме него мрачных моментов не слишком много. Среди них, например, Кощей с человеческой челюстью на подбородке. Или смерть гигантской птицы, которая, опять же, не так уж и нужна сюжету. И так понятно, что «вражеские космонавты» подлые и коварные.

Другая проблема – в «Гостье из будущего» Наталье Гусевой было 12 лет. В продолжении – 15. И в свои 15 она выглядит на 17!

Непонятно, что стало с ее актерской игрой. Но этот фильм – определенно одна из причин, почему дальнейшая кинокарьера девочки не задалась. Она естественно смотрелась среди детей, но на фоне взрослых по большей части широко распахивает глаза.

Быть может, это вина режиссера, который на этот раз не смог замотивировать актрису.

Киностудия им. М. Горького
Киностудия им. М. Горького

Что же до прочего состава, в фильме появилось много актеров из «Гостьи из будущего», но в других ролях, что ОЧЕНЬ странно.

Капитан Зеленый – слишком молодой. Отца Алисы тоже сыграл другой актер…

Вячеслав Невинный воплотился в Громозеку. Разве он не исполнил роль Весельчака У в «Гостье из будущего»?

Четырехрукий археолог поначалу разочаровывает, потому что это просто актер в шкуре, что скорее походит на Льва из «Волшебника страны Оз» на тот момент почти полувековой давности (и слегка на Чубакку), а не на мультяшного Громозеку.

Напарник у Алисы тоже другой – школьника Колю Герасимова, с которым юный зритель мог себя ассоциировать, заменил Гераська (не иначе, его предок, хотя подобная сюжетная связь излишняя). Бойкий паренек несет просвещение в темные века, за что его сильно невзлюбили Баба Яга и компания.

В окружении друзей и недругов

Киностудия им. М. Горького
Киностудия им. М. Горького

Как ни странно, позже к добродушному мохнатому Громозеке и пассивно-агрессивному капитану начинаешь относиться с симпатией. Но их быстро задвигают.

Логика иногда хромает. Лягушка постоянно сидит на полу на космическом корабле. Так и раздавить можно!

Масштаб событий вырос, но без технических огрехов не обошлось. У кукол и ковра-самолета видны несущие нитки. Если изнутри корабль выглядит прилично, то снаружи походит на бумажный веер.

Песни стали хуже. Злодеи не впечатляют. Кощей, Баба Яга и Людоед – эпизодичны и стереотипны. Что же до космических пришельцев – они до самого конца останутся безымянными и бессловесными. Даже маску не снимут!

Киностудия им. М. Горького
Киностудия им. М. Горького

Сцены сражений сняты так – крупные планы врагов, а миг спустя те летят через пригорок. И никаких подкатов и апперкотов!

Некоторые моменты можно простить. Например, когда Алиса смотрит записи наблюдения без единого слова и сразу догадывается о сути дела. Все-таки она девочка-гений из будущего.

За говорящего белого ворона с анимированным клювом ставлю жирный плюс. А вот дракон, сопящий через дырочку, скорее угнетает. Для сравнения, в этом же году на отечественных киноэкранах блистал Фалькор из «Бесконечной истории».

Киностудия им. М. Горького
Киностудия им. М. Горького

Позабавила сцена, где Громозека учит людоедов вегетарианству.

А вот предыстории лягушки, которую захватили на борт – остро не достает. Алиса утверждает, что она – царевна из сказок. Но то, как ее добыли – требует если не отдельного фильма, то эпизода. (Или хотя бы упоминания в "волшебной" части сюжета).

В итоге, не получилось ни полноценной сказки, ни фантастики, несмотря на редкие перестрелки на бластерах. Но, по крайней мере, короткий хронометраж (1 час 10 минут) не дает зрителю откровенно заскучать. Хотя, если бы кино вышло на две серии – то есть на час подольше – глядишь, и удалось бы сюжету раскрыться в полной мере…

Спасибо за внимание! Будем рады любой Вашей оценке или комментарию! У нас есть обзор на другую, более удачную, экранизацию Кира Булычева "Подземелье ведьм". Также у нас есть статья про кинофильмы, которые Кир Булычёв считал лучшими. Другие кинообзоры всегда можно найти в отдельной рубрике.