Найти в Дзене

Сто лет тому вперёд: Мрачное далёко или как из Алисы сделать Терминатора

«Централ Партнершип», «Россия-1», Art Pictures Studio, «Союзмультфильм», Okko при поддержке «Фонда Кино»
«Централ Партнершип», «Россия-1», Art Pictures Studio, «Союзмультфильм», Okko при поддержке «Фонда Кино»

«Гостья из будущего» – первая экранизация повести Кира Булычева "Сто лет тому вперед" – настоящая классика. Сложно найти среди отечественной фантастики столь добрый, веселый и оптимистичный фильм. Превзойти его не удалось даже подзабытому продолжению «Лиловому шару». Так что создатели новой версии взяли, да и выпустили фантастический боевик – динамичный и мрачноватый.

Честно говоря, при просмотре очень хотелось забыть как про оригинальные книги, так и про телефильм. Ибо по замыслу кино противоречит им если не во всем, то во многом.

Что можно сказать о фильме, где 17-18-летнюю (по сценарию) девочку играет 25-летняя (на момент съемок) актриса? Ее что, семь раз оставляли на второй год? Коля Герасимов на пару-тройку лет моложе, но от этого тоже не легче.

Итак, главных героев по факту два – из прошлого и будущего. Наш современник – 11-классник Коля Герасимов – страдает от неразделенной любви к однокласснице и даже получает из-за нее по морде от ее ухажера. Объединяющий его с Алисой фактор – он живет в неполной семье. Их с мамой бросил отец, но об этом поминается мельком.

У Алисы Селезневой – девушки из будущего – проблем побольше будет. Мне показалось, что в начале был кадр, где Алиса действительно похожа на Наталью Гусеву — актрису из оригинала, но в остальном она скорее антипод советской Алисе, и дело не только в розовой прическе.

«Централ Партнершип», «Россия-1», Art Pictures Studio, «Союзмультфильм», Okko при поддержке «Фонда Кино»
«Централ Партнершип», «Россия-1», Art Pictures Studio, «Союзмультфильм», Okko при поддержке «Фонда Кино»

В школе ей неинтересно, она хочет перевестись в кадетское училище. Ибо, в отличие от первоисточника, не прочь воспользоваться грубой силой в разрешении проблем. Но главное – пропала ее мама. Отец-ученый об этом что-то знает, но не договаривает.

Самое интересное начинается, когда мама Алисы оказывается учительницей Коли Герасимова. Она сбежала в прошлое, чтобы уберечь от космических пиратов артефакт «космион». Это частица, вселяющаяся в человека (было во втором «Торе»!) и позволяющая перемещаться во времени. Коля находит «космион» (бездарно спрятанным в школьном помещении) и отправляется в будущее. С этого момента фильм превращается в череду прыжков во времени, временные линии постепенно начинают накладываться друг на друга и путаться, так что следите за сюжетом внимательно!

Да, кино отнюдь не столь веселое и жизнерадостное, как советский оригинал. Космические пираты – не былые приколисты-затейники, а самые настоящие злодеи. Капитан Глот напоминает скользкого змея и собирается захватить галактику. Весельчака У сыграл Александр Петров, и поначалу кажется, что тот изображает пирата Джека Воробья. Но наблюдать за ним как-то неуютно, потому что его персонаж – самый настоящий маньяк.

Вообще, такое ощущение, что создатели «Сто лет тому вперёд» оригинальный фильм не очень любили, предпочитая ему американскую кинофантастику. Потому что заимствований оттуда – замучаешься перечислять!

Например, Коля Герасимов сует руку в тайник и, желая разыграть друга, изображает, что его засосало. Подобный прикол я точно где-то видел. В иной раз звучит музыка а-ля «Трон: Наследие».

«Централ Партнершип», «Россия-1», Art Pictures Studio, «Союзмультфильм», Okko при поддержке «Фонда Кино»
«Централ Партнершип», «Россия-1», Art Pictures Studio, «Союзмультфильм», Okko при поддержке «Фонда Кино»

А вот когда пират «Весельчак У» начинает преследовать в прошлом Колю Герасимова – это чистый «Терминатор 2». Копирование вплоть до отдельных сцен, вроде угона машины или лезвия через стенку!

Под конец одна важная сцена стянута из «Назад в будущее», другая из «Патруля времени» с Ван Даммом. Не уточняю какие, ибо спойлеры.

Сознаюсь честно, из всех заимствований мне больше приглянулось подражание «Звездному пути». На мой взгляд, создатели фильма вдохновлялись «Бесконечностью», что по иронии судьбы является ремейком «Гнева Хана».

Тут тоже беспощадный и гениальный лидер (Глот) выходит на волю и начинает творить хаос. Некоторые реплики в сценарии написаны очень хорошо и эпично. Например, когда Весельчак У приходит убивать своего начальника Глота, капитана пиратов, что томится в заключении. Тут напряжённость перемежается с броскими фразами и раскрытием характеров персонажей. Впечатляют также частые боевые и редкие космические сцены – вполне себе на мировом уровне.

«Централ Партнершип», «Россия-1», Art Pictures Studio, «Союзмультфильм», Okko при поддержке «Фонда Кино»
«Централ Партнершип», «Россия-1», Art Pictures Studio, «Союзмультфильм», Okko при поддержке «Фонда Кино»

В остальном, я слегка запутался во временных линиях, сцены про школьные будни тоже не очень увлекают. Цитирование интернет-мемов (например, «А разговоров то было») и подростковая болтовня ни о чем – это вещи на любителя. Да и, субъективно, история посвящена больше Коле Герасимову, нежели Алисе Селезневой, что скорее вредит сюжету фантастического боевика, так как драться Коля не умеет, да и особым обаянием не отличается. Хорошо сыграл Константин Хабенский, но его преступно мало.

Также из знаменитостей среди продюсеров и на озвучке числится Федор Бондарчук. И создалось впечатление, что кино невольно подражает поставленному им «Обитаемому острову» по Стругацким. Там тоже «прокачанный» главный герой, враг с двумя мечами (в одной сцене) и пафос по поводу и без.

По итогу, получился неплохой фантастический боевик сам по себе, если закрыть глаза на оригинал и заимствования из других фильмов. К сожалению, не у каждого это получится…

Спасибо за внимание! Будем рады любой Вашей оценке или комментарию! У нас есть обзор на "День рождения Алисы" - недооцененный мультфильм по Киру Булычеву, а также на фантастический боевик "Подземелье ведьм". Также у нас есть статья про кинофильмы, которые Кир Булычёв считал лучшими. Другие кинообзоры всегда можно найти в отдельной рубрике.