Найти в Дзене

«Шанс» и «Золотые рыбки»: Кинофильмы, которые Кир Булычёв считал лучшими (но это не так)

Оглавление
Карта из книги
Карта из книги

Читал недавно интервью, где один современный писатель утверждал, что он - отец жанра "юмористическая фантастика". Самое интересное, почти все книги автора написаны в стиле "фэнтези". Не говоря уже о том, что братья Стругацкие отметились романом "Понедельник начинается в субботу" в середине шестидесятых. С другой стороны, из того же времени вспоминается Кир Булычев с его циклом о Великом Гусляре.

Великий Гусляр - это небольшой городок, где постоянно происходят чудеса. То местный изобретатель машину времени построит, то инопланетяне с визитом пожалуют. Серия выше всяческих похвал, но ее подпортили рассказы, опубликованные в девяностые: В них стали появляться бандиты и коммерсанты, а доброта и наивность, доселе наполнявшая городок, ушла куда-то на задний план.

К счастью, сегодня пойдет речь о произведениях золотой эпохи Великого Гусляра. Точнее, о двух кинофильмах, которые не только прекрасно отражали творчество Булычева, но и сами отразились на нем.

Удивительно, что фантаст выделил не «Гостью из будущего», а две не самые известные комедии, снятые режиссером Александром Майоровым.

"Золотые рыбки", как утверждает журнал "Мир фантастики", Кир Булычёв называл своей лучшей экранизацией. А сценарий "Шанса" пришелся по душе автору настолько, что впоследствии он подправил оригинальную повесть "Марсианское зелье".

Золотые рыбки

Мосфильм
Мосфильм

Впервые о фильме я узнал из журнала «Если», и уже тогда у него был полулегендарный статус: Будто бы до экранов кино не добралось, а все копии приказали уничтожить во времена сухого закона. На деле, кампания за трезвость началась в 1985-м году, а "Рыбки" вышли то ли в 1981-м, то ли в 1983-м в составе пятого выпуска киноальманаха «Молодость». Не говоря уже о том, что короткометражка сохранилась от начала до конца. Правда, когда «всплыла» – непонятно.

По сюжету в магазине продают золотых рыбок, исполняющих по три желания. По законам гуслярского цикла, ничего кардинально меняющего мир горожане загадать не могут, поэтому просят в основном ерунду – дети отменяют уроки в школе, взрослые же…

Тут хочется сделать лирическое отступление и сказать, что о зельях – оба фильма по Булычеву. Только если "Шанс" – о зелье бессмертия, то "Рыбки" – о зелье, которое скорей сведет в могилу.

В общем, по рыбьему веленью гуслярцы «исправляют» водопроводную воду… на минеральную. Шутка. На деле полгорода пожелало, чтобы из крана текла водка. Поэтому, кстати, фильм потом и запретили.

Мосфильм
Мосфильм

Кого хочется отметить, так это главного героя гуслярских историй – Корнелия Удалова. В обоих картинах он будто бы задвинут.

Мне он всегда представлялся крепким, похожим на геолога, мужиком с бородой. Здесь его играет Михаил Кононов, исполнивший позже роль космического пирата Крыса в «Гостье из будущего».

Актер, безусловно, хороший, но у него типаж чаще какой-то застенчиво-заискивающий. Не тот энтузиаст и душа компании, кем был Удалов в рассказах. Впрочем, тут Кононов более молодой, решительный, чем-то походит на экранные воплощения Виталия Соломина.

Атмосфера кино довольно приятная, солнечная, бытовая. Хорошо переданы те относительно беззаботные времена, когда в маленьком городке все друг друга знают и уважают. Самое большое несчастье у молодого парня, который, спасая людей, потерял на пожаре руку. Он – местный герой, все его жалеют.

В кульминации фильма оказывается, что полгорода нажелало ему отрастить руку обратно. В рассказе этот момент удивлял и шокировал – писалось, как на бегу неизвестное существо размахивало многочисленными конечностями. Здесь же случай изображен куда прозаичней.

Сначала показалось, что за спиной у актера встали три человека и по команде вытянули руки в разные стороны… И получилось, что конечности отрасли вместе с рукавами рубашки. Но, присмотревшись, стало ясно, что это руки манекенов. Лучше, наверное, вряд ли бы получилось…

В итоге, фильм близок к рассказу и понятен даже тем, кто Булычева не читал.

Шанс

Киностудия «Мосфильм», Шестое творческое объединение
Киностудия «Мосфильм», Шестое творческое объединение

Полнометражка 1984-го года снята по «Марсианскому зелью» Кира Булычёва. Есть подозрение, что оригинальная повесть и фильм списаны с пьесы Шварца (и ее экранизации) – «Сказка о потерянном времени». Там тоже старики в детей превращались (и обратно). Позаимствовано и художественное решение, когда «омоложенные» версии дублированы «старыми» голосами.

Еще похоже на фильм "Искушение Б.", снятый по киносценарию братьев Стругацких «Пять ложек эликсира». Дело тоже вертится вокруг эликсира бессмертия, только персонажи не сидят за столом весь фильм.

Игорь Ясулович исполняет ту же роль, что и в "Золотых рыбках", а вот Корнелия Удалова играет Виктор Павлов, типаж еще более далекий от первоисточника.

С другой стороны, и в оригинальной повести Удалов резко непохож на самого себя. Обычно герой, тут он какой-то склочный, глупый, местами подлый – выпивает за жену порцию эликсира бессмертия и превращается в ребенка (который в кино не слишком естественно говорит взрослым голосом).

Киностудия «Мосфильм», Шестое творческое объединение
Киностудия «Мосфильм», Шестое творческое объединение

Также в кино сыграл Сергей Жигунов, но его роль не очень заметна. Куда больше ему удалось отличиться в более поздней экранизации Булычева – в «Подземелье ведьм».

Другой момент, что резал еще «на бумаге». По сюжету, казак из 17-го века спасает инопланетянина, и тот дарует ему зелье вечной молодости. Оно «отматывает» назад несколько десятков лет, но когда годы возьмут свое – необходимо повторное употребление. Я могу еще понять, почему герой не носил его постоянно с собой. Времена непростые, особенно первая половина 20-го века. Сто раз могут обыскать и отобрать.

Можно понять и то, когда он находит тайник и делится эликсиром с компанией свидетелей. Но то, что после бутылку опрокидывает кошка – понять сложно. Это ж надо так внимательно следить за источником собственного здоровья и долголетия, что бы его кошка расплескала!

В фильме же эта сцена выглядит не менее глупо – бутыль разбивает Корнелий Удалов, чем вызывает еще большее отвращение к персонажу (чего быть не должно!).

Киностудия «Мосфильм», Шестое творческое объединение
Киностудия «Мосфильм», Шестое творческое объединение

В принципе, оба фильма можно назвать недооцененными, несмотря на качество сохранившихся копий (кадр с НЛО собственноручно очищал от дефектов пленки). Первоисточники достаточно короткие, чтобы перенести сценарий максимально близко к тексту.

Но им не сравниться с проработанным сюжетом и яркими персонажами «Тайны третьей планеты» или «Гостьи из будущего».

Если «Золотые рыбки» – это один такой большой анекдот, то «Шанс» – уже более фантастическая вещица с детективной интригой и приключениями. Что фильмы объединяет, так это здравый посыл: Халявный уксус... Простите, бесплатный сыр только в мышеловке, всего надо добиваться самому, а не рассчитывать на инопланетян и золотых рыбок!

К слову, в этом году должен выйти фантастический сериал "Очевидное невероятное", который снят по мотивам рассказов Кира Булычева. Как признавался автор, Великий Гусляр списан с Великого Устюга... Ну так вот, съемки проходили в Астрахани. Хочется надеяться, что в остальном сериал будет не столь далек от первоисточника.

Спасибо за внимание! Будем рады любой Вашей оценке или комментарию! У нас есть статья про фантастические фильмы, где актерам вернули молодость при помощи компьютерной графики. Также у нас есть обзор отечественных фильмов, похожих на «Индиану Джонса». Другие кинообзоры можно найти в отдельной рубрике.