Друзья, сегодня я завершаю делиться с вами впечатлениями от посещенных московских выставок в этом летнем сезоне (уже вышедшие материалы смотрите здесь, здесь и здесь).
Конечно, моя "музейная" публикация последняя не потому, что больше нечего освещать - столица богата на культурные события. Просто я снова покинула Москву на несколько месяцев и вернусь теперь только поздней осенью.
Напоследок я оставила рассказ про выставку, которую искренне считаю большим событием - "Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2".
Этот выставочный проект интересен по нескольким причинам:
Во-первых, на нем представлено большое количество шедевров как отечественных, так и иностранных художников: от Айвазовского, Кандинского, Малевича и Эрика Булатова до Пикассо, Бэкона, Уорхола и Баския.
Во-вторых, кураторами выступили Франческо Бонами, один из самых влиятельных арт- кураторов в мире, и Зельфира Трегулова, бывший директор Третьяковской галереи - весомые фигуры в мире искусства, которые сами по себе являются гарантами качества .
В-третьих, героями выставки являются не только арт-объекты - картины, инсталляции и скульптуры, но и само выставочное пространство ГЭС-2, которое вступает с экспонируемыми работами в диалог.
В-четвертых, выставка бесплатная (требуется только предварительная регистрация). Наверное, в последнее время только ГЭС-2 делает такие щедрые подарки.
Концепция выставки крутится вокруг "Черного квадрата" Малевича - знакового произведения, оказавшего влияние на дальнейшее развитие всего современного искусства.
"Черный квадрат", который сам Малевич считал "нулем форм", кураторами показан как точка отсчета нового искусства. И в то же время они отвечают на вопрос, откуда идут корни его беспредметного искусства. По их мнению, стоит внимательно всмотреться в картины Айвазовского, Куинджи, Прянишникова, на полотнах которых видно стремление художников "выразить невыразимое, передать ощущение бесконечности мироздания".
Экспозиция поделена на 12 разделов, передвижение между которыми не всегда очевидно. Для помощи разработаны специальные брошюры-путеводители с кураторскими пояснениями. Но следовать им совсем необязательно - разделы не объединены четкой хронологией или единой линией повествования. Да и перемещаясь по выставочному пространству самостоятельно, включаешься в процесс и начинаешь выискивать точки соприкосновения, связи и преемственность.
Финальным аккордом выставки являются две инсталляции - эффектный "Метрополис" В. Селезнева и знаменитый «Случай в музее» И. и Э. Кабаковых. Обе потрясающие!
На первой, выполненной в стиле треш-арт, из того, что при дневном свете представляет горы мусора, при выключенном освещении вырастает светящийся огромный город. Вторая приводит посетителей на открытие выставки вымышленного художника Кошелева. В двух комнатах, оформленных как типичные провинциальные советские музеи, на стенах развешены массивные картины. Но что-то пошло не так. С потолка в расставленные на полу тазики и ведра капает вода, создавая при этом особый музыкальный рисунок.
На меня выставка произвела огромное впечатление - настолько большое, что посетила я ее несколько раз. Благо, приходить можно сколько душе угодно, ведь выставка, повторюсь бесплатная😊
📍 Москва, Болотная наб., 15. Требуется предварительная регистрация на сайте ГЭС-2