Недавно я делилась с вами впечатлениями от посещения одной из главных выставок сезона "Васнецовы. Связь поколений", которая идет в Новой Третьяковке. Сегодня же хочу рассказать про еще два выставочных проекта: "Журнал красивой жизни" в Музее русского импрессионизма и "Искусство возвышает душу" в Музее русского зарубежья.
Журнал красивой жизни
Музей русского имрессионизма, 20 июня - 6 октября 2024
У меня уже вошло в традицию писать восторженные отзывы о выставках, организуемых музеем русского импрессионизма. И этот раз не станет исключением. А как по-другому? Любой их проект - это результат качественной работы и кураторов, и оформителей. Но самое главное - в основу выставок всегда заложена интересная нестандартная идея.
Выставка, которая идет в музее до 6 октября 2024, посвящена дореволюционному глянцевому журналу "Столица и усадьба", первый выпуск которого вышел 1 декабря 1913 года, последний - 30 сентября 1917 г.
Журнал "Столица и усадьба" посвящен русской усадьбе в аспекте архитектурного, ландшафтного, интерьерного искусства
Основатель журнала, известный публицист Владимир Крымов, задумывал его как элитарное издание, посвященное пропаганде стиля красивой жизни в прошлом и настоящем и "радости бытия".
Вот как им была озвучена основная задача журнала:
Жизнь полна плохого; печального гораздо больше, чем веселого, но есть же и хорошее, красивое; об этой красивой жизни писать не принято... Радостного так мало в жизни, что его, казалось бы, надо подчеркивать, как можно больше говорить о нем. Недавнее прошлое усадьбы с ее своеобразной жизнью уходит в прошлое. Меняется быстро и жизнь города, многое становится лучше, а иного жаль... Сколько погибло произведений искусства, вдохновения человеческой мысли, благородных традиций, красивой старины в тех старых усадьбах, в домах, даже в отдельных предметах, которые разрушены уже временем или самим человеком. Красивая жизнь доступна не всем, но она все-таки существует, она создает те особые ценности, которые станут когда-нибудь общим достоянием. Хотелось бы запечатлеть эти черточки русской жизни в прошлом, рисовать постепенно картину того, что есть сейчас, что осталось, как видоизменяется, подчеркнуть красивое в настоящем
Само оформление журнала было под стать решаемой им задаче, он был воплощением красивой жизни - дорогая бумага, цветные иллюстрации, многочисленные фотографии, красивые шрифты.
В. Крымов привлекал лучших петербургских фотографов и отправлял их по всей Российской империи, чтобы те делали снимки старинных усадеб. Для журнала писали известные журналисты, литераторы и ученые, а художественным оформлением занимались популярные художники.
Выставка в музее русского импрессионизма старается проиллюстрировать тот своеобразный облик былой, ушедшей навсегда усадебной России, которую запечатлевал журнал "Столица и усадьба", и который сейчас превратился в художественный миф.
Вся экспозиция поделена на несколько разделов - "Столица", "Усадьба в прошлом и настоящем", "О том и о сем", "В зрительной зале" и тд - которые получили название по постоянным рубрикам журнала.
Разделы выставки иллюстрируют занимательные цитаты из статей журнала, некоторые из которых до сих пор, даже спустя более 100 лет, звучат актуально.
Для экспозиции кураторами были отобраны произведения, которые были либо репродуцированы на страницах журнала, либо подробно описаны критиками в репортажах с выставок.
Всего на выставке представлено около 100 произведений из 44 государственных и 12 частных собраний. На ней можно увидеть работы И. Бродского, Е. Киселевой, Н. Фешина,. В. Серова, Л. Бакста, А. Бенуа, М. Добужинского, Н. Калмакова, Б. Григорьева и многих других.
📍Москва, Ленинградский проспект, 15, стр. 11. Стоимость полного входного билета - 550 руб (650 руб в выходные)
Искусство возвышает душу
Музей русского зарубежья, 19 июня- 29 сентября 2024
Выставка "Искусство возвышает душу" приурочена к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой.
Мария Башкирцева, не дожившая и до 26 лет, практически сразу после своей смерти превратилась в легенду. Ею восхищались многие - например, Марина Цветаева, которая посвятила ей свой первый сборник стихов «Вечерний альбом», а также В.Хлебников и В. Брюсов.
Марии Башкирцевой было даровано много талантов. В юности она обладала прекрасным голосом. Она пробовала себя в разных сферах - была художницей, скульптором, литератором. Неизвестно, как сложилась бы ее судьба, если бы она не умерла совсем молодой от чахотки. Смогла бы она стать великой художницей? Или начала бы писать повести? Возможно, удачно бы вышла замуж за богатого и знаменитого (о чем она всегда мечтала) и искусство превратилось бы для нее в хобби?
В историю Мария Башкирцева вошла, прежде всего, благодаря своему личному дневнику, который она вела с 12-летнего возраста и до самой смерти. Он был опубликован в 1887 году, через три года после ее кончины.
"Заклинаю художников будущего вести точные дневники своего духа: смотреть на себя как на небо и вести точные записи восхода и захода звёзд своего духа. В этой области у человечества есть лишь один дневник Марии Башкирцевой — и больше ничего// В. Хлебников
Несколько лет назад я читала дневник Марии. И это оказалось сложным занятием. Сначала ее неприкрытое непомерное тщеславие и желание славы отталкивают, но чем дальше читаешь, тем больше понимаешь, почему ее дневник привлек к себе такое внимание.
Надо отметить, что опубликованный дневник Марии подвергся сильной цензуре со стороны ее родственников, боявшихся, что тайны семьи выйдут на поверхность (а скелетов в шкафу у них хватало) и старавшихся максимально обелить и мифологизировать девушку (ей даже уменьшили на два года возраст) - из дневника исключались целые страницы - но все равно им зачитывались и он сразу же стал литературной сенсацией.
На выставке в Музее русского зарубежья представлены личные вещи Марии из частных коллекций, оригиналы картин, в том числе, «Молодая женщина, читающая «К вопросу о разводе» А. Дюма», с которой она дебютировала на могущественном парижском Салоне в 1880 году, а также копии наиболее известных ее работ, первые издания «Дневника».
📍Н. Радищевская, 2. Стоимость полного билета - 200 руб.