Найти в Дзене
Зачем я там была?

"Подруги" и "Москвичка": одна выставка завершает работу, другая недавно открылась и обе стоит посетить

Дорогие друзья, я продолжаю делиться с вами впечатлениям от посещенных выставок в Москве и сегодня на очереди два интересных проекта. Один - "Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х" в Музее Москвы, другой - "Подруги. К юбилею Варвары Степановой" в ГМИИ им. Пушкина. Музей Москвы, 24 апреля 2024 — 25 августа 2024 Выставка в Музее Москвы основательно и методично исследует как менялся образ женщины, столичной жительницы, в советском искусстве в течение двух десятилетий - 1920-х и 1930-х г. Экспозиция поделена на 9 разделов - каждый показывает советскую женщину в разных социальных ролях: от революционерки и ударницы до жены и музы. Меняются времена, меняется и социальная оптика - если в начале выставки мы видим волевых героинь с пламенным взором, то в конце - счастливых матерей в развивающихся платьях. Основные разделы выставки рисуют некий собирательный образ жительницы советской столицы, но есть еще девять дополнительных "комнат", каждая из которых посвящена конкретной геро
Оглавление

Дорогие друзья, я продолжаю делиться с вами впечатлениям от посещенных выставок в Москве и сегодня на очереди два интересных проекта. Один - "Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х" в Музее Москвы, другой - "Подруги. К юбилею Варвары Степановой" в ГМИИ им. Пушкина.

"Москвичка"

Музей Москвы, 24 апреля 2024 — 25 августа 2024

"Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х". Фото автора
"Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х". Фото автора

Выставка в Музее Москвы основательно и методично исследует как менялся образ женщины, столичной жительницы, в советском искусстве в течение двух десятилетий - 1920-х и 1930-х г.

Экспозиция поделена на 9 разделов - каждый показывает советскую женщину в разных социальных ролях: от революционерки и ударницы до жены и музы.

"Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х". Фото автора
"Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х". Фото автора

Меняются времена, меняется и социальная оптика - если в начале выставки мы видим волевых героинь с пламенным взором, то в конце - счастливых матерей в развивающихся платьях.

"Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х". Фото автора
"Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х". Фото автора

Основные разделы выставки рисуют некий собирательный образ жительницы советской столицы, но есть еще девять дополнительных "комнат", каждая из которых посвящена конкретной героине. В этих комнатах кураторы рассказывают истории художниц-москвичек и показывают ту часть их творческой жизни, которая была связана с швейной и текстильной индустриями страны.

"Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х". Фото автора
"Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х". Фото автора

Среди героинь встречаются всем известные имена, например, Вера Мухина, Варвара Степанова, Людмила Маяковская, сестра Владимира Маяковского, Валентина Ходасевич.

"Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х". Фото автора
"Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х". Фото автора

Но выставка открывает для публики и менее известных художниц, среди них я особо выделила Александру Кольцову-Бычкову и Маргариту Иноземцеву.

"Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х". "Комната" А. Кольцовой-Бычковой. Фото автора
"Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х". "Комната" А. Кольцовой-Бычковой. Фото автора

Среди представленных на выставке работ есть те, которые принадлежат великим и знаменитым. Здесь есть картины К. Малевича, А. Дейнека, К. Юона, П. Кончаловского, П. Кузнецова, П. Корина и др.

Но основной корпус работ представлен намного менее известными художниками. И эти картины, если бы они просто висели в каком-нибудь музее среди множества других, вряд ли бы привлекли много внимания. Но в данном случае они прекрасно показывают как советское искусство представляло советскую женщину и иллюстрируют эпоху.

"Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х". Фото автора
"Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х". Фото автора

Огромное выставочное пространство Музея Москвы заполнено сотней экспонатов - количество представленных работ на выставке поражает. Стены плотно увешаны картинами, постерами, плакатами, обложками журналов.

Если поставить задачу внимательно рассмотреть их все, потребуется немало времени - планируйте не меньше 2-3-х часов на посещение.

"Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х". Фото автора
"Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х". Фото автора

В заключение хочу сказать, что выставка несомненно очень интересная. Скоро она завершает работу, поэтому если у вас есть желание ее посетить, стоит поторопиться.

📍 Музей Москвы, Зубовский бульвар, 2. Стоимость полного билета - 650 руб.

"Подруги"

ГМИИ им. Пушкина, 23 июля -20 октября 2024

"Подруги. К юбилею Варвары Степановой", ГМИИ им. Пушкина. Фото автора
"Подруги. К юбилею Варвары Степановой", ГМИИ им. Пушкина. Фото автора

Тонкой нитью выставка "Подруги" связана с предыдущей - на ней мы вновь встречаемся с художницей Варварой Степановой. Экспозиция в ГМИИ приурочена к 130-летию со дня ее рождения.

Будучи центральной фигурой выставки, Варвара Степанова не единственный ее участник - посетители увидят также работы других "амазонок русского авангарда" - Александры Экстер, Любови Поповой и Ольги Розановой, а также ряда других художниц.

"Подруги. К юбилею Варвары Степановой", ГМИИ им. Пушкина. Фото автора
"Подруги. К юбилею Варвары Степановой", ГМИИ им. Пушкина. Фото автора

Театральная сценография, текстильный дизайн и мода, книжная графика и новая верстка, фото- и киномонтаж - четыре области художественного творчества, в которых "подруги" совершили революцию - именно они и оказались в фокусе внимания кураторов.

"Подруги. К юбилею Варвары Степановой", ГМИИ им. Пушкина. Фото автора
"Подруги. К юбилею Варвары Степановой", ГМИИ им. Пушкина. Фото автора

Эксперименты В. Степановой и Л. Поповой в области авангардных тканей заслуживают особого внимания.

Придя на Первую ситценабивную фабрику, каждая из них создала больше сотни орнаментов, которые даже сейчас, спустя сто лет, выглядят невероятно актуально и, я бы сказала, прогрессивно.

"Подруги. К юбилею Варвары Степановой", ГМИИ им. Пушкина. Фото автора
"Подруги. К юбилею Варвары Степановой", ГМИИ им. Пушкина. Фото автора

Интересны опыты художниц - героинь выставки - в создании одежды. На выставке можно увидеть реконструкцию костюмов, платьев, пальто, выполненных по их эскизам.

"Подруги. К юбилею Варвары Степановой", ГМИИ им. Пушкина. Фото автора
"Подруги. К юбилею Варвары Степановой", ГМИИ им. Пушкина. Фото автора

Вот как писала В. Степанова про проектирование спортивной одежды:

Особенностью всякой спортивной одежды является обязательное наличие в ней резких отличительных признаков в костюмах одной команды от другой — в виде знаков, эмблем или формы и цвета костюма. Цвет спорткостюма в данном случае один из самых действенных факторов, так как спортивные состязания происходят на большом пространстве, а показательные спортпраздники — при огромном количестве зрителей. Главное требование покроя спортодежды — минимум одежды и несложность ее одевания и ношения
Реконструкция спортивного костюма по эскизу В. Степановой. "Подруги. К юбилею Варвары Степановой", ГМИИ им. Пушкина. Фото автора
Реконструкция спортивного костюма по эскизу В. Степановой. "Подруги. К юбилею Варвары Степановой", ГМИИ им. Пушкина. Фото автора

Еще один раздел выставки, который меня заинтересовал в наибольшей степени - эксперименты в области книжной графики и верстки.

В. Степанова. Обложки изданий. Подруги. К юбилею Варвары Степановой, ГМИИ им. Пушкина. Фото автора
В. Степанова. Обложки изданий. Подруги. К юбилею Варвары Степановой, ГМИИ им. Пушкина. Фото автора

По сравнению с "Москвичкой" "Подруги" - выставка более компактная, но не менее интересная. Искренне рекомендую ее посетить.

📍 ГМИИ им. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки, Волхонка, 14. Стоимость полного билета - 600 руб.