История о коротком, но ярком союзе гитариста-виртуоза Стива Вая с Дэвидом Ковердэйлом и Whitesnake во время записи альбома "Slip Of The Tongue".
Трансформация Whitesnake из уважаемой британской блюз-рок группы в кумиров MTV с копной волос стала одной из самых неожиданных историй успеха 1980-х. После выхода мультиплатинового альбома "Whitesnake" в 1987 году фронтмену Дэвиду Ковердэйлу пришлось искать нового гитариста. И тут на сцену выходит Стив Вай, бывший коллега Дэвида Ли Рота и настоящий бог гитары. В этом классическом интервью 2011 года Вай вспоминает о своем времени в "Змеином гнезде" и своей роли в создании противоречивого альбома "Slip Of The Tongue" 1989 года.
Триумф и трагедия
Альбом "Whitesnake" 1987 года стал настоящим хитом, затмив всё, что группа делала раньше. Он разошёлся таким невероятным тиражом, что его успех было сложно переоценить. Whitesnake вошли в высшую лигу рока.
Но вместо того чтобы почивать на лавках, Дэвид Ковердэйл решил ковать железо, пока горячо. Он загорелся идеей записать новый альбом как можно скорее. Однако даже у богов бывают проблемы: в 1988 году Whitesnake покинул гитарист Вивиан Кэмпбелл. Расставание было бурным. Ковердэйл даже заявил в интервью журналу Classic Rock: "Не думаю, что Вивиан Кэмпбелл узнал бы творческую свободу, даже если бы она укусила его за самое дорогое".
К тому же у гитариста Эдриана Ванденберга начались серьёзные проблемы с кистью. Играть он мог с большим трудом. Именно тогда в поле зрения Ковердэйла попал один из самых техничных гитаристов мира – Стив Вай, который незадолго до этого покинул группу Дэвида Ли Рота.
Взгляд со стороны
"В 80-е годы рок-группы были на пике популярности, — вспоминает Стив Вай. — Лейблы подписывали всех, у кого был подходящий звук и причёска. Но, как и в любом жанре, только малая часть музыки была действительно искренней и качественной.
Когда вышел тот самый альбом Whitesnake, он просто взорвал чарты! Это была отличная музыка, сыгранная с огоньком. Не удивительно, что песни крутили по радио и MTV: это была настоящая страсть... К тому же, не забывайте, это был Дэвид Ковердэйл! Он был на голову выше всех этих гламурных рок-клоунов".
Ковердэйл пришёл из Deep Purple – группы с историей и весом. И хотя именно мелодичный хард-рок альбома 1987 года, а не блюз-рок ранних Whitesnake покорил Америку, многие обвиняли группу в продажности и погоне за модой. Но Стив Вай так не считал.
"Дэвид имел полное право на такой успех с Whitesnake, — говорит он. — Он был участником Deep Purple, одной из самых ярких британских групп 70-х. После ухода Иэна Гиллана многие сомневались, что у них что-то получится. Но альбомы "Burn" и "Stormbringer" были отлично приняты, особенно в Америке. Он знал своё дело! И он точно не собирался уходить со сцены после Deep Purple".
От "Карате пацана" до "Змеиного гнезда"
Вместо того чтобы просто нанять первого попавшегося гитариста, Ковердэйл решил обратиться к Ваю. Причём его внимание привлёк не столько музыкальный опыт Стива у Дэвида Ли Рота, сколько... фильм с Ральфом Маччио (тем самым "Карате пацаном"). На YouTube до сих пор можно найти ту самую сцену музыкального поединка между Ральфом и Стивом. Нетрудно понять, почему эта запись так впечатлила Ковердэйла.
Стив, которого в своё время учил играть на гитаре сам Джо Сатриани, успел поработать с Фрэнком Заппой, поиграть в Alcatrazz Грэма Боннета и сольной группе Дэвида Ли Рота. И вот ему звонит сам Ковердэйл…
"Я сразу заинтересовался, — вспоминает Стив. — Это же Whitesnake! У них была настоящая музыка, а не просто красивая обёртка. Я подумал, что смогу быть полезен, но не знал, какой будет новая музыка…".
Как выяснилось, музыка уже была готова. Эдриан Ванденберг и Ковердэйл написали все песни для нового альбома. Кроме того, планировалось перезаписать хит 1980 года "Fool For Your Loving" — так же, как они сделали это в 1987 году с песней "Here I Go Again" (1982).
"Дэвид предложил мне просто сыграть партии гитары, — рассказывает Стив. — Он очень эмоциональный человек. Когда он говорит о музыке, то напоминает Фредди Меркьюри — так же жестикулирует, так же загорается! Он мог сказать: "Вот здесь нужны яйца!" — Стив пародирует Ковердэйла, и у него это отлично получается. — Это было забавно. Именно этого он и ждал от своих музыкантов. В каком-то смысле он рисковал, приглашая меня, потому что, хотя я и люблю блюз, я не чистый блюзмен. Но он поверил, что у нас получится".
Рождение "Slip Of The Tongue"
И вот группа отправилась в студию, чтобы записать "Slip Of The Tongue".
"Дэвид дал мне полную свободу, сказал: "Делай, что хочешь", — вспоминает Стив. — Это было замечательно! В паре песен я немного изменил аккорды, но в целом мне не пришлось ломать голову, потому что материал был уже готов. Я просто слушал песни, представлял, как должны звучать гитары, и записывал свои партии. Потом отправлял записи Дэвиду, и он говорил, что думает. Ему почти всё нравилось! Конечно, были какие-то пожелания, но в целом он был доволен".
"Думаю, для Эдриана это был шок, — продолжает Стив. — Он написал эти песни и, наверное, представлял себе гитары по-другому. Он никогда не говорил мне об этом, но могу только представить, насколько сильно то, что я сыграл, отличалось от его ожиданий. Но он вёл себя очень достойно".
Как и в случае с любой другой музыкой, к которой прикасался Стив, его гитарная работа на "Slip Of The Tongue" незабываема. В то время как Эдриан был блестящим хард-рок гитаристом, Стив привнёс в альбом свой неповторимый стиль: звонкие, пронзительные, порой пугающие ноты; яркие и бешеные проигрыши; умопомрачительные соло.
"Я не знал, насколько серьёзны проблемы с рукой у Эдриана, — признаётся Стив. — Но всё оказалось действительно плохо: во время тура он очень страдал, ему приходилось постоянно делать ванночки для руки. Эдриан — замечательный парень, нам было приятно играть вместе. Он был очень уважителен ко мне, хотя ему, должно быть, было очень тяжело. Я старался делать всё, чтобы ему было комфортно".
Стив признаётся, что изначально был против перезаписи "Fool For Your Loving", но Джон Калоднер, представитель лейбла, настоял на своём. В итоге Вай сыграл роскошную версию песни с фирменными вайевскими гитарными финтами. Версия всем понравилась, но в альбом всё же вошла более сдержанная.
"Существует альтернативная версия под названием "Vai Voltage", где я оторвался по полной, — говорит Стив. — Оглядываясь назад, думаю, что они сделали правильный выбор, хотя тогда я немного обиделся. Перезаписывать хиты — дело неблагодарное".
Обратная сторона славы
Альбом Whitesnake 1987 года разочаровал многих старых поклонников блюз-рока. Но песни с альбомов "Trouble" и "Lovehunter" не крутили по радио и телевидению так же часто, как "Is This Love". Да, фанаты старой школы были недовольны новым звучанием и американским составом группы, но альбом 1987 года вывел Whitesnake на новый уровень.
Фанаты блюза вряд ли оценили бы "Slip Of The Tongue", но поклонники "Still Of The Night" и "Is This Love", казалось, должны были быть в восторге от дерзкой "Cheap An' Nasty" и проникновенной "Now You're Gone"…
"Реакция на "Slip Of The Tongue" была предсказуема, — смеётся Стив. — Они же выпустили альбом, который разошёлся тиражом 25 миллионов копий! Этого было не избежать. В целом людям понравилось, но была и критика. Многие ждали блюз-рока, а получили… меня. Я американец, я немного чокнутый, я люблю блюз, но я выражаю его по-своему. Мне кажется, у нас с Whitesnake получилось хорошее сочетание. Я играю немного более агрессивно, чем обычный блюз-рок гитарист. Мне ближе более нестандартные решения".
К тому времени Whitesnake уже далеко отошли от своего блюз-рокового звучания, но игра Вая добавила ему новой остроты и непредсказуемости. Пронзительный риф в "Judgment Day", визжащие гитарные вставки в "Kittens Got Claws" — в этой музыке была какая-то животная притягательность. Даже сдержанные вступительные аккорды новой версии "Fool For Your Loving" усиливали меланхолию оригинала.
"Да, — соглашается Стив. — "Slip Of The Tongue" — отличный альбом, особенно если не сравнивать его с тем, который разошёлся в десять раз большим тиражом".
Закат эпохи
Дэвид был настолько впечатлен работой Стива, что предложил ему стать постоянным участником группы и отправиться в тур. Они выступали перед многотысячными толпами фанатов по всему миру, стали хедлайнерами фестиваля "Monsters Of Rock" в 1990 году (в третий раз за свою историю, и во второй — в качестве хедлайнеров). Казалось, группа находится на пике славы… Но эпоха гламура и блеска уже подходила к концу.
"Мы могли делать всё, что хотели, на глазах у десятков тысяч людей, — говорит Стив. — Мы носили немыслимые причёски, одевались как хотели… Мы были богами! Музыка была мощной и энергичной… Но я знал, что это ненадолго".
Стив наконец-то воплотил в жизнь то, о чём давно мечтал, — он выпустил свой первый сольный альбом, и он пользовался успехом. Но в то время как карьера Стива шла в гору, в жизни Дэвида начались проблемы. После 10 месяцев гастролей он решил объявить о перерыве в деятельности Whitesnake.
"У Дэвида было много личных проблем, — осторожно говорит Стив. — Вам лучше спросить у него самого… Но он сказал, что ему нужно время, что он не знает, каким будет будущее Whitesnake".
В то время Дэвид разводился с Тэвни Китэн, на которой был женат всего два года. Она снялась в нескольких клипах Whitesnake эпохи "1987". Группа существовала уже больше 10 лет, и Дэвид чувствовал себя истощённым. Ему нужен был отдых.
К тому же 80-е подходили к концу. Эпоха гламура уступала место гранжу и новому тяжелому металлу. Guns N’ Roses и Skid Row, несмотря на всю свою лоск, были гораздо ближе к панку и тяжелому металлу, чем к глянцевому гламуру Poison и Warrant. Metallica, Megadeth и Pantera были готовы накрыть мир волной новой музыкальной брутальности. А гранж уже стоял на пороге, чтобы разрушить все идеалы и ценности уходящей эпохи. Фанаты хотели чего-то нового. Возможно, Дэвид вовремя почувствовал перемены.
Жизнь после "Slip Of The Tongue"
Ковердэйл исчез из поля зрения. Остальные музыканты Whitesnake тоже взяли паузу, а в 1994 году объединились снова под названием Manic Eden и выпустили альбом с вокалистом Роном Янгом (Little Caesar).
Но Ковердэйл не забыл о музыке. Вскоре он объединил усилия с Джимми Пейджем, чтобы записать совместный альбом "Coverdale And Page". Их более блюзовый и соул-ориентированный материал вызвал массу слухов о том, что же на самом деле произошло с Whitesnake после "Slip Of The Tongue"…
"Многие думают, что между нами с Дэвидом была какая-то вражда, — говорит Стив. — Но это не так! Я видел его на сцене каждый вечер, и он просто невероятен: он никогда не жаловался, он просто выходил и пел как бог вечер за вечером. А вне сцены он был идеальным джентльменом. С ним было очень легко".
Альбом "Slip Of The Tongue" достиг 10-го места в чартах США и Великобритании и с тех пор разошёлся тиражом более миллиона копий. Он дал миру несколько хитов, в том числе заглавный трек, "The Deeper The Love", "Now You're Gone" и новую версию "Fool For Your Loving", которая снова покорила чарты. Как и Дэвид, многие открыли для себя "Slip Of The Tongue" гораздо позже и признали его одним из лучших альбомов Whitesnake — альбомом, наполненным той самой страстью, которую так ценил Ковердэйл.
— Стив, а вы когда-нибудь случайно называли его Дэйвом?
— Однажды я допустил эту ошибку… — улыбаясь, вспоминает Вай. — Он отреагировал спокойно, но дал мне понять, что его так называть не стоит…