"Тайная жизнь шедевров. Реальные истории картин и их создателей" — Каждый настоящий шедевр имеет свою историю. Чтобы понять всю трагичность полотна Рембрандта "Возвращение блудного сына", нужно знать, что художник изобразил здесь итог собственной жизни. А Ван Гог в одной из последних картин и вовсе нарисовал свою скорую смерть, придав ей вид, устрашающий не меньше Мунковского "Крика".
Автор этой книги — главный редактор проекта Artifex.Ru и самый обаятельный искусствовед рунета Николай Жаринов. Он не только обратит внимание читателей на детали картин, но и раскроет истории их создания в контексте эпохи и жизни художников. Биографии оживают на этих страницах. Они становятся почти осязаемыми, тонкими нитями ассоциаций, которые связывают шедевр, творца и нас, живущих сейчас.
В книге подробно разобраны 13 знаковых полотен: "Грачи прилетели" Алексея Саврасова, "Демон сидящий" Михаила Врубеля, "Распятие" Николая Ге, "Девочка на шаре" Пабло Пикассо, "Неравный брак" Василия Пукирева, "Девятый вал" Ивана Айвазовского и др. Рассмотреть картины можно на цветных репродукциях.
Приготовьтесь к увлекательному путешествию в мир искусства!
Я не разбираюсь в живописи. Всё на уровне вкусовщины: нравится – не нравится, красиво – некрасиво. А очень хочется порой всё-таки глубже видеть и понимать картины. Узнав о книге Николая Жаринова "Тайная жизнь шедевров", поспешила её купить.
📚 "…картина – это точно такой же текст, просто записан он не буквами", – говорит автор в предисловии. И я с ним согласна. Но, изучив книгу, осталась в лёгком разочаровании.
📚 Нет-нет, автор ярко и интересно рассказывает о картинах, об историях их создания, о живописцах — эти моменты наиболее интересны. Мне больше всего понравились истории о Пикассо, Врубеле, Айвазовском и Николае Ге. А ещё автор лёгким и простым языком, без заумных сложных слов, объясняет, в какой картине какой смысл заложен. То есть ставит читателя перед фактом: вот эта деталь в этой картине означает то-то, а вот эта деталь в той – то-то, и относиться к этому надо так-то. И вроде бы всё верно, всё это можно понять и самому, если подробно изучить жизнь художников, их мировоззрения и эпохи, в которых они жили. Только как быть, если ты не искусствовед и у тебя нет ни времени, ни возможности изучить всё, а разбираться в живописи хочется?
📚 И как же слова из предисловия? Практически любую художественную книгу читатели воспринимают по-разному. В одной и той же сцене можно увидеть множество символов, помимо тех, какие вложил писатель: всё зависит от опыта и жизненных ценностей. И я считаю, что с картинами так же. Да, есть определённый символизм в деталях, в том, как лежат мазки. Но однозначна ли их трактовка?
📚 Если бы это было так, то мир никогда не узнал бы о гениальности Ван Гога, картины которого оценили лишь после его смерти. Или взять знаменитого "Демона" Врубеля. Его тоже далеко не сразу поняли. И если бы трактовка картин была однозначна, то и не оценили бы никогда.
📚 В общем, книга эта интересна и познавательна. Вот только она не научит, как разбираться в живописи. Зато вместе с ней можно довольно увлекательно попутешествовать по миру искусства.