В российском правительстве регулярно проводятся совещания по ситуации на топливном рынке под председательством Александра Новака, с участием Минэнерго, ФАС, представителей нефтяных компаний, Санкт-Петербургской биржи, Минфина, РЖД, Минсельхоза и других структур.
После каждоого такого совещания г-н Новак дает комментарии для СМИ, общая суть которых сводится к тому, что "все нормально, все стабильно, ситуация под контролем, причин для бескопокойства нет". Постоянно мелькают подобные заголовки:
И даже когда Росстат показывает, что бензин то на АЗС дорожает и гораздо быстрее обычного, наш топливный вице-премьер уверяет, что все норм, и обещает "успокоить" рынок.
Процитирую даже этот комментарий:
Проблем у нас нет. Специально созданы для этого запасы, но рынок реагирует как есть на общую ситуацию с ремонтной кампанией. К сожалению, на сегодня рынок достаточно чувствительный. Мы будем его успокаивать.
Все это было в июле.
И вот, наступил август. Во-первых, в правительстве решили возобновить запрет на экспорт бензина и аж до конца года.
В мае-июле этот запрет приостанавливали (ну, у нас же все хорошо, проблем нет, а то что цены растут - ну так успокоим). А тут вот почему-то взяли и возобновили, и сразу до конца года. Объяснив это плановыми ремонтами на НПЗ.
Здесь просто стоит напомнить, что плановые ремонты на НПЗ проводились всю жизнь, но вводить запрет на экспорт топлива из-за этого почему-то начали только в 2024 году. Может, план по ремонтам так сильно подняли?
А еще в Россию начал активно завозиться бензин из соседней Беларуси. Вот конкретно на текущей неделе.
Например, 12-14 августа почти 4% оптовых продаж АИ-95 на Санкт-Петербургской бирже пришлись на топливо из Беларуси. А это довольно значительная доля, способная заметно повлиять на цену.
Смотрите, как получается: российские нефтяные компании поставляют в Беларусь нефть, там на НПЗ производят из нее бензин и поставляют обратно в Россию. Добавочная стоимость в этом случае остается в Беларуси, часть прибыли тоже, часть налогов тоже.
Более того, белорусские НПЗ поставляют топливо в адрес российской компании «Промсырьеимпорт», которая впоследствии реализует приобретенные объемы через СПБ биржу. Но реализует дешевле, чем закупает (фактически - в убыток). А для компенсации разрыва между закупочной и внутренней ценой «Промсырьеимпорт» получает демпферные выплаты из бюджета РФ. По итогам 2022 года и 2023 года «Промсырьеимпорт» получила по 1 млрд руб. каждый год - следует из отчетности компании.
Это я хочу показать, что схема переработки нефти на белорусских НПЗ для российского бюджета означает одновременно недобор доходов и лишние расходы.
Поставки топлива из Беларуси в Россию не носят систематический характер, к ним прибегают только тогда, когда начинает не хватать своего. А значит - сейчас именно такой случай.
Да и вообще в текущем году они заметно увеличились.
Например, за весь прошлый год (когда был топливный кризис) из Беларуси в Россию было поставлено 45 тыс тонн бензина, а только за первые 7 месяцев текущего года - уже 40 тыс тонн - оценивает "Петромаркет".
В общем, что имеем.
Отсутствие экспорта бензина - недобор бюджетных доходов (экспортировать выгоднее, чем продавать на внутреннем рынке, это очень нежелательная мера).
Закупки из Беларуси - недобор бюджетных доходов и дополнительные бюджетные расходы (это тоже очень нежелательная мера - закупать топливо дороже, чем потом продавать, с компенсацией разницы из бюджета).
У нас точно "нет поводов для беспокойства", раз мы идем на столь финансово невыгодные шаги?
Тем не менее, я не могу утверждать, что такие меры неправильные. Наоборот, сдержать внутренние цены важнее. Но то, что за это приходится платить немалую цену уж точно не говорит о том, что на внутреннем топливном рынке все в порядке, с производством топлива все в порядке.
Когда все в порядке - лишние сотни миллиардов из бюджета не тратят.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.