1969-й во истину был годом совершенно удивительных музыкальных фестивалей, и именно Вудсток стал эталоном для других мероприятий, ставших неотъемлемой частью мировой культуры
Трехдневный фестиваль, стартовавший 15 августа 1969 года, был не единственным значительным фестивалем своего времени, но стал краеугольным камнем. Легенда (вполне правдивая) о фестивале утверждает, что Вудсток изменил множество жизней и преобразил мир. Врядли найдется хоть один промоутер, который не захочет заявить подобное о проведенном им мероприятии.
Анонсированный, как «Три дня мира и музыки», эпический уик-энд, который теперь известен просто как Woodstock, стал синонимом всего контркультурного движения 60-х.
Среди 32 групп и музыкантов, которые играли на фестивале, были Джими Хендрикс, Джо Кокер, Тим Хардин, GRATEFUL DEAD, CANNED HEAT и CREEDENCE CLEAWATER REVIVAL, и 50 лет спустя, в рамках празднования годовщины феста, лейбл Craft Recordings наконец выпустил Live At Woodstock.
Как появился Вудсток?
Легенда фолк-рока Дэвид Кросби сказал, что описание Вудстока как «большого взрыва» было вполне уместным: с тех пор любой организатор фестивалей мечтает о подобной популярности.
Но именно джазовые фестивали, проходившие в Ньюпорте в 50-х годах, дали толчок музыкальным фестивалям 60-х. В Англии также регулярно проходили небольшие мероприятия под открытым небом, которые можно охарактеризовать как фестивали, и их также организовывали энтузиасты джаза. Размер и масштаб фестивалей всегда определялись технологиями, в частности PA system (Рublic address system), позволяющей зрителям слышать исполнителей на приемлемой громкости.
Первый настоящий американский РОК-фестиваль прошел в Маунт-Тамалпаис в штате Калифорния 10-11 июня 1967 года. Его назвали Fantasy Faire And Magic Mountain Music Festival, он представил очень эклектичную палитру исполнителей, от JEFFERSON AIRPLANE, THE DOORS,
СOUNTRY JOE AND THE FISH и THE BYRDS, до чёрной жемчужины Дионн Уорвик и Смоки Робинсона.
Более 15 000 человек пришли тогда на это некоммерческое мероприятие, вход стоил всего 2 доллара, а вся прибыль пошла в близлежащий детский сад.
И если Fantasy Faire был первым, то Monterey International Pop Festival - это тот, который любители рока помнят и сегодня.
Простой перечень участников - это «кто есть кто» в рок- и поп-музыке той эпохи: соулмен Отис Реддинг впервые встретился тут лицом к лицу с рок-аудиторией, среди прочих - THE MAMAS AND THE PAPAS, Джими Хендрикс, THE WHO, Дженис Джоплин и Рави Шанкар.
Один из самых первых фестивалей, запечатленных на пленку, и далеко не впустую - эти кадры очень укрепили репутацию и миф Монтерей-поп-феста.
1969: год музыкальных фестивалей
1969-му однозначно можно присудить имя года музыкального фестиваля. Летом 1969 года масштабные мероприятия во всей Северной Америке и Британии происходили почти каждые выходные, одно из самых интересных - на острове Уайт у южного побережья Англии.
А самый первый фестиваль тем летом был в Канаде: Aldergrove Beach Rock Festival с 17 по 19 мая.
В Британии первое шоу года состоялось в Гайд-парке, 120 000 зрителей. Открывал Ричи Хэвенс, а главную роль отвели супергруппе Эрика Клэптона BLIND FAITH.
Newport ’69 проходил в Нортридже на ипподроме Devonshire Downs. Более 150 000 человек стали свидетелями еще одного из тех эклектичных шоу 60-х, где главную роль на трехдневном фестивале, проходившем 20-22 июня, исполнил Джими Хендрикс.
Компанию ему составили Альберт Кинг, Джо Кокер, SPIRIT, Альберт Коллинз, LOVE, STEPPENWOLF, CREEDENCE, FLOCK, Джонни Винтер, THE BYRDS, THE RASCALS и THREE DOG NIGHT.
Мероприятие было несколько омрачено тысячами бандитов, ломавших ворота и бросавших палки, бутылки и камни в полицейских.
В те же выходные на фестивале в Торонто на фестивале перед 50 000 человек выступили канадско-американские группы THE BAND и STEPPENWOLF, а также Чак Берри.
На следующих выходных к действу присоединился Денвер. 50 000 фанатов собрались, чтобы посмотреть на POCO, CCR, Джо Кокера и закрывавших концерт THE JIMI HENDRIX EXPERIENCE. И тут появились незваные гости, кидавшие петарды, бутылки и мусор в полицию, которая в ответ использовала слезоточивый газ.
В те же выходные в Англии прошел Bath Festival Of Blues And Progressive Music. Главными звездами были FLEETWOOD MAC и Джон Мейолл. Помимо них на шоу выступили TEN YEARS AFTER, LED ZEPPELIN, THE NICE и Киф Хартли.
140 000 человек собрались в первые выходные июля на Atlanta Pop Festival. Мероприятие прошло без насилия и проблем, огромная толпа мирно смотрела CCR, LED ZEPPELIN, BLOOD, SWEAT AND TEARS и TEN WHEEL DRIVE.
В субботу 5 июля в Лондоне THE ROLLING STONES устроили свой знаменитый бесплатный концерт в Гайд-парке для поклонников, количество которых, по оценкам экспертов, составило от 250 000 до 500 000 человек.
Две недели спустя на фолк-фестивале в Ньюпорте впервые встретились Джони Митчелл и Джеймс Тейлор, выступив в составе группы, в которую входил также и Ричи Хэвенс.
На следующие выходные трехдневный Seattle Pop Festival собрал 70 000 человек, приветствовавших THE DOORS, LED ZEPPELIN и Бо Диддли.
В начале августа Атлантик-Сити стал местом проведения первого фестиваля в районе Нью-Йорка, 110 000 фанатов пришли посмотреть PROCOL HARUM, Литтл Ричарда, SANTANA, JEFFERSON AIRPLANE, и CREEDENCE CLEAWATER REVIVAL.
Неделю спустя на ипподроме в Пламптоне в Британии National Jazz And Blues Festival был почти полностью переориентирован на рок. Пятницкий вечер возглавили PINK FLOYD.
В субботу выступили THE WHO, YES и CHICKEN SHACK, а в воскресенье - THE NICE, Киф Хартли, PENTANGLE и FAMILY.
Вудсток
Организаторы Вудстока, задумавшие рок-фестиваль, рассчитывали примерно на 50 000 человек. Четыре парня открыли компанию Woodstock Ventures, арендовали землю в северной части штата Нью-Йорк в Уолкилле - Mills Industrial Park площадью около 120 гектар, имеющий свободный доступ к автомагистралям, и, что ещё более важно, с наличием воды и электричества.
Четверо зачинщиков фестиваля изначально задумали для шоу название, связанное с зодиаком - «Экспозиция Водолея», и начали размещать рекламу мероприятия в прессе, подшучивая параллельно над авторами из журналов Rolling Stone и The Village Voice, дабы таким образом продемонстрировать и усилить свою хипстерскую репутацию.
А тем временем жители Уолкилла, которые вовсе не были в восторге от появления в их городе такого количества хиппи, подали в Апелляционный совет, по результатам заседания 15 июля 1969 года запретивший проведение фестиваля Вудсток.
Проблема?... Не проблема.
Поиски нового места
Владелец местного курорта Уайт-Лейк по имени Эллиот Тайбер прочитал новости из Уолкилла и подумал о своем находящемся в упадке гостиничном комплексе. Он дозвонился до Майкла Лэнга, одного из организаторов Вудстока, и на следующий день тот уже сидел за рулем своей машины, держа курс на Уайт-Лейк. Первой реакцией по прибытии на место было разочарование: заболоченная поляна площадью около 60 гектар никак не вдохновила его.
Тогда Тайбер вспомнил о своем приятеле, Максе Ясгуре, молочном фермере, владеющем участком земли площадью более 200 гектар, который мог бы идеально подойти для фестиваля.
Однако поначалу Ясгур был настроен скептически - он уже привык ко многим провальным идеям своего друга. В конце концов он согласился встретиться с Лэнгом, который добрался до теперь уже хорошо известного места, которое оказалось почти идеальным для большого концерта.
Сделку быстро заключили. Позиция жителей близлежащего Бетела не сильно отличалась от соображений проживающих в Уолкилле, но Woodstock Ventures настаивали, что на шоу будет не более 50 000 человек, да и Ясгур, конечно, поддерживал их линию, так как хотел получить арендную плату в размере 75 000 долларов, а Эллиот Тайбер рассчитывал заполнить все 80 номеров своей гостиницы.
Макс Ясгур разместил вывеску для хиппи на своей молочной ферме: «Не беспокойте, пожалуйста, коров Макса. Пусть они мычат в мире».
Теперь нужен был плакат. Художник-график Арнольд Сколник создал ныне хорошо известный плакат, символичный для 60-х, и еще более яркий благодаря копирайтеру, который придумал фразу: «три дня мира и музыки».
После чего они забронировали выступление.
Фестиваль Вудсток:
День первый: пятница, 15 августа
Ричи Хейвенс
Итак, в пятницу, 15 августа, в 17:00, Ричи Хейвенс открыл фестиваль Вудсток своим 45-минутным сетом, который начался с песни From The Prison. Он сыграл High Flying Bird и исполнил три кавера песни BEATLES: With A Little Help From My Friends, Strawberry Fields Forever и Hey Jude.
«Вудсток - это не о сексе, наркотиках и рок-н-ролле. Вудсток - о духовности, о любви, о том, чтобы делиться друг с другом, о помощи друг другу, о жизни в мире и гармонии», - сказал Хейвенс.
Свами Сатчидананда
За Хейвенсом последовало незапланированное заранее 10-минутное благословение гуру йоги Шри Свами Сатчидананды.
SWEETWATER
Предполагалось, что эта психоделическая рок-группа из Лос-Анджелеса откроет Вудсток, но они застряли в пробке, и в результате полетели на фестиваль на вертолете. В их 30-минутном сете была версия американской классики 19 века Motherless Child.
Берт Соммер
Бурные овации вызвала песня America Саймона и Гарфанкеля, исполенная в этот день Соммром. Позже этот нью-йоркский фолк-певец написал песню We’re All Playing In The Same Band о своих впечатлениях от Вудстока.
Тим Хардин
Этот фолк-певец умудрился сыграть 10 песен в своем 25-минутном сете, который он закончил в 21:45. Среди песен, которые он исполнял, были If I Were A Carpenter и Reason To Believe, последняя впоследствии стала хитом группы CARPENTERS.
Рави Шанкар
К тому моменту, когда в 10 вечера знаменитый маэстро бенгальского индийского ситара вышел на сцену, в Вудстоке уже лил сильный дождь. Шанкар предложил публике сет из трех композиций, включая инструментальную Tabla Solo In Jhaptal.
Мелани Сафка
Одна из трех женщин, выступавших в Вудстоке - Мелани Сафка - исполнила свои собственные композиции, включая Beautiful People, а также кавер на песню Боба Дилана Mr. Tambourine Man.
Арло Гатри
В сет Арло Гатри на Вудстоке вошла версия христианского гимна Amazing Grace, а также несколько повествовательных шутливых историй.
Джоан Баез
Знаменитая фолк-певица закрыла несколько хаотичный первый день Вудстока во время продолжавшегося проливного дождя.
Джоан исполнила I Shall Be Released, классику Грэма Парсонса Hickory Wind, завершив плейлист традиционной Swing Low, Sweet Chariot и гимном за гражданские права We Shall Overcome. Первый день Вудстока завершился около 2 часов ночи.
День второй: суббота, 16 августа
QUILL
Братья из Бостона, Джон и Дэн Коул, открыли второй день фестиваля в 12:15.
Кантри Джо Макдональд
К началу 30-минутного сета Макдональда в Вудстоке уже собралось около полумиллиона зрителей, и вся эта толпа радостно подпевала Джо.
SANTANA
Группа под руководством гитариста и автора песен Карлоса Сантаны была единственной группой в Вудстоке, у которой на текущий момент не было выпущено ещё ни одной пластинки.
45-минутное выступление включало абсолютно блестящую версию Soul Sacrifice и в одночасье сделало их звездами.
Их сет стал одним из самых ярких моментов как фестиваля, так и документального фильма 1970 года Woodstock, снятого Майклом Уодли с Мартином Скорсезе в роли монтажера. Woodstock получил премию «Оскар» в номинации лучший документальный фильм.
Джон Б Себастьян
Группа Джона Б Себастьяна THE LOVIN’ SPOONFUL распалась и он решил стать сольным исполнителем. Он отыграл в Вудстоке сет из пяти песен.
Исполнив Rainbows All Over Your Blues, Себастьян сказал: «Просто любите всех вокруг и уберите немного мусора, когда пойдете домой, и все будет хорошо».
KEEF HARTLEY BAND
После того, как Ринго Старр присоединился к THE BEATLES, никто иной, как Кит «Киф» Хартли, родившийся в британском городе Престон, заменил его в THE HURRICANES.
А затем Хартли основал свою собственную группу. В их 45-минутный сет в Вудстоке входила самая известная их песня Too Much Thinking.
THE INCREDIBLE STRING BAND
Они решили не выступать в пятницу из-за сильного дождя, но вышли на сцену на день позже, в 6 вечера. В их 30-минутный акустический сет вошли When You Find Out Who You Are и The Eyes Of Fate.
Canned Heat
Блюз-рокеры из Лос-Анджелеса завершили свой зажигательный часовой сет мощным исполнением On The Road Again, а фирменный вокал большого человека Алана Уилсона и его игра на губной гармошке, отлично передали настроение свободы и оптимизма, что очень понравилось зрителям.
MOUNTAIN
Одним из самых ярких моментов сета MOUNTAIN стала очень эмоциональная версия блюзовой классики Ти-Боуна Уокера Stormy Monday. Группа вышла на сцену после получасового перерыва в 9 вечера, и хард-рокеры с нью-йоркского Лонг-Айленда, во главе с вокалистом и гитаристом «Человеком-горой» Лесли Уэстом, сыграли отлично принятый публикой часовой сет.
GRATEFUL DEAD
90-минутный сет GRATEFUL DEAD был прерван в пять минут первого ночи во время песни Turn On Your Love Light из-за того, что перегрелись усилители на сцене.
«Мы играли в Вудстоке просто ужасно», - сказал в интервью вокалист Джерри Гарсия. «Мы играли ночью. Там были эти огромные прожекторы с очень ярким белым светом на башнях в 300 футах от нас, и со сцены было не видно людей в зале. Сама сцена была сделана из металла, шел дождь, на сцене то и дело вспыхивали электрические разряды, за моими усилителями стояли люди, огромная толпа, и кто-то кричал: «Сцена рухнет!». В такой обстановке мы себя чувствовали, как насекомые под микроскопом. Просто ужасно. Настоящий кошмар, но всем остальным всё это нравилось, они отлично провели время, а мы не могли дождаться, чтобы поскорее уйти оттуда».
CREEDENCE CLEAWATER REVIVAL
Выступление CCR в Вудстоке порой упускают из виду из-за отсутствия их сета в документальном фильме и саундтреке. Однако реально это было одно из самых ярких событий тех трех выходных. CCR были одними из немногих в Вудстоке, кто уже зарекомендовал себя в чартах, имея в своём багаже к тому моменту популярнейшие хиты Proud Mary, Bad Moon Rising и Green River. Их фирменный хриплый свомп-рок выделил группу на фоне общей волны психоделического рока и понравился тем зрителям, которые все еще не спали в 1:20 ночи, когда закончился сет CREEDENCE.
Дженис Джоплин
Дженис Джоплин при поддержке группы под названием THE KOZMIC BLUES BAND отыграла в Вудстоке часовой сет, в который вошли популярные To Love Somebody и Piece of My Heart.
SLY AND THE FAMILY STONE
Несмотря на то, что было уже 3:30 ночи, когда SLY AND THE FAMILY STONE начали свое выступление в Вудстоке, группа отыграла очень энергично, включив в сет свои лучшие треки You Can Make It If You Try, I Want To Take You Higher и Dance To The Music.
THE WHO
По словам Роджера Долтри, это был тяжелый концерт для THE WHO. «Полный хаос. Мы должны были выступать вечером, но к четырем утра следующего дня мы все еще торчали в ожидании на грязном поле за кулисами». Долтри сказал, что за кулисами не было еды, а только напитки. «Были даже кубики льда», - добавил он. Группа отыграла 25 песен в своем бешеном сете (с укороченной версией My Generation).
JEFFERSON AIRPLANE
К тому времени, как аэропланы Джефферсона вышли на сцену для заключительного сета второго дня, было уже 8 утра воскресья, и их вокалистка Грейс Слик сказала зрителям, что их ждет «утренняя сумасшедшая музыка». Группа играла один час и 40 минут, и конечно же не могла не исполнить отличную версию White Rabbit.
Позже гитарист Йорма Кауконен вспоминал Вудсток: «Мы вышли на сцену с опозданием на 18 часов, это что-то уж совсем нелепое. Моя жена была там, но у меня была ещё подружка, которая тоже пришла, так что я очень беспокоился о том, как удержать их обеих подальше друг от друга. Моя жена потом сказала мне, что одна из причин, по которой я был на сцене так долго, состояла в том, что я боялся смотреть ей в глаза, когда сходил со сцены, и в этом есть доля правды».
День третий: воскресенье, 17 августа
THE GREASE BAND
Третий день Вудстока официально начался.
На сцену вышла группа поддержки Джо Кокера и предложила зрителям две инструментальные композиции - Rockhouse и Who Knows What Tomorrow May Bring.
Джимми Смит, великий джазовый органист с Blue Note Records, однажды похвалил их, сказав, что они играют душевно и звучат «очень жирно» (a lot of grease). Отсюда и взялось название для коллектива, гитарист которого Генри Маккалоу позже играл с Полом Маккартни в его группе WINGS.
Джо Кокер
Английский певец вышел на сцену в 14:00, присоединившись к только что отыгравшей группе. «Нам повезло, что мы вышли на сцену очень рано», - сказал он в 2013 году. «Потребовалось около половины сета, чтобы достучаться до всех. Море людей, и эти люди совсем не обязательно рады вам с самого начала. Мы исполнили Let’s Go Get Stoned Рэя Чарльза, она немного всех расшевелила, и мы выглядели в глазах публики довольно-таки хорошо в тот день. Многие другие музыканты вообще не получили удовольствия от своих выступлений». После сета Кокера, в который несомненно должна была войти его версия With A Little Help From My Friends, во многом определившая карьеру Джо, из-за грозы сделали перерыв на 40 минут.
COUNTRY JOE AND THE FISH
Американская психоделик-рок-группа, основанная Кантри Джо Макдональдом и Барри «The Fish» Мелтоном.
Они покорили Вудсток своим диалогом со зрителями, известным как «The Fish Cheer»: «Дайте мне F! Дайте мне U! Дайте мне C! Дайте мне K! Что это за заклинание?!»
«Мы даже не знали, будем ли выступать на Вудстоке, потому что, честно говоря, денег предложили маловато», - вспоминает Мелтон.
«Но когда идея начала обретать реальную форму, мы почувствовали, что будем там не смотря ни на что. В глазах многих людей Вудсток имеет гораздо больше значения, чем это было в то время, просто это был один из двух фестивалей той эпохи, который записали на пленку. Вторым был Monterey Pop Festival, и мы играли там тоже. В течение всего периода 1967-70 годов поп-фестивали стали огромным событием своего времени».
TEN YEARS AFTER
Ещё один прорыв Вудстока. I’m Going Home с фронтменом Элвином Ли заняла достойное место как в фильме, посвящённом Вудстоку, так и на альбоме саундтреков. Отлично прозвучала и Good Morning, School Girl, блюзовая песня, написанная Сонни Боем Уильямсоном.
THE BAND
Левон Хелм, Ричард Мануэль, Рик Данко, Робби Робертсон и Гарт Хадсон сыграли сет из 11 песен, в который вошел The Weight - хит с их дебютного альбома 1968 года Music From Big Pink. Они закончили свой сет в 22:50.
«К тому времени, как мы начали играть, публика была уже очень уставшей», - вспоминал Хелм.
Джонни Винтер
Очередные задержки, связанные с погодой, и техасский блюз-рок-певец и гитарист вышел на сцену в полночь. Он взял с собой своего брата-мультиинструменталиста Эдгара Винтера, чтобы исполнить три собственных композиции. И завершил сет зажигательной версией Johnny B Goode Чака Берри.
BLOOD, SWEAT AND TEARS
Очень эклектичная группа, на которую в немалой степени повлияли THE ROLLING STONES и Билли Холидей. В их 10-минутный сет вошла джазовая классика God Bless the Child.
CROSBY, STILLS, NASH AND YOUNG
Фолк-супер-группа вышла на сцену с 3 до 4 утра в понедельник утром и в итоге отыграла отдельно акустический и электрический сеты. Нил Янг пропустил большую часть акустического сета и как сообщили, был сильно недоволен, когда его снимали во время выступления. Они закончили акустическим энкором - песней Find The Cost Of Freedom.
PAUL BUTTERFIELD BLUES BAND
Звезда блюза Пол Баттерфилд вышел на сцену в 6 утра, и его 45-минутный сет вызвал восторг наиболее стойкой, оставшейся на фестивале части зрителей, особенно его виртуозная игра на губной гармошке в песнях Driftin’ и Everything’s Gonna Be Alright.
SHA NA NA
Недавно сформированная группа из Колумбийского университета вышла на сцену в 7:30 утра. Никто иной, как Джими Хендрикс предложил включить их в состав участников фестиваля.
«Мы были обязаны Джими за то, что он устроил нам этот концерт, и за то, что он обеспечил нам выход на сцену», - сказал вокалист «Джоко» Марчеллино.
Джими Хендрикс
Джими Хендрикс вышел на сцену в 9 утра и стал последним музыкантом, выступившим на фестивале. К тому времени осталось примерно около 25 000 зрителей. Его представили как THE JIMI HENDRIX EXPERIENCE, но сам он называл в микрофон свою группу поддержки Gypsy Sun And Rainbows и Sky Church. Во время исполнения 12-тактового блюза Red House у Хендрикса лопнула одна струна, и он закончил его на пяти струнах. 130-минутный сет завершили The Star-Spangled Banner и Purple Haze, а затем был энкор Hey Joe.
Поздно вечером в понедельник промоутер Вудстока Майкл Лэнг вылетел с закончившегося фестиваля на вертолете, и началась огромная работа по уборке мусора.
Читать также:
.
.
.