Панк-рок и прог-рок долгое время позиционировались как диаметрально противоположные жанры. Это очень далеко от истины
Пионеры британского панк-движения SHAM 69 и классики прога YES
Десятилетиями бесконечно повторялись концепции о том, что панки и прог-рокеры - смертельные враги...
А что, если это ерунда с самого начала?
1976-й. Британская пресса, как обычно, раздувала всё, что хоть как-то раздувалось, в том числе высказывания панков о нулевом годе (1976-м) и адептов Новой волны о том, что хиппи - это не они.
Однако на самом деле на передовой рок-революции конца 70-х было немало и поклонников прога. И между этими двумя мирами было гораздо больше общего, чем кто-то пытался представить.
Но, возможно, по-другому, чем случилось, не могло быть. Чтобы панкам первого поколения достичь хотя бы половины своих целей, им, вероятно, пришлось смотреть на прошлое рока с позиции сжигания мостов и вытаптывания получившегося пепла своими культовыми ботинками фирмы Dr. Martens, и объявить текущее музыкальное полотно полностью свободным от предыстории. У них просто не было другого выбора.
Но это вовсе не означало, что так было на самом деле.
Кампания неприятия панками прог-музыки началась очень быстро. Одним из наиболее привлекающих внимание предметов одежды Джона Лайдона в первые дни SEX PISTOLS была футболка группы PINK FLOYD, на которой он сам нашкрябал вступление «Я ненавижу…».
Прошли десятки лет, ставки за это время упали, и однажды он признался в интервью британскому вебзину The Quietus: «Нужно быть тупым, как щетка, чтобы сказать, что вам не нравятся PINK FLOYD. Они сделали очень много хорошего».
Ещё один участник SEX PISTOLS Джонни Роттен даже был на волосок от того, чтобы спеть с ними. «Когда они приехали в Лос-Анджелес», - рассказывает он - «они спросили меня, не могу ли я прийти и немного попеть с ними Dark Side Of The Moon, и эта идея меня тогда безумно взволновала... Я был очень близок к тому, чтобы сделать это».
VAN DER GRAAF GENERATOR
Даже во времена расцвета PISTOLS Лайдон открыто говорил о своих взаимоотношениях с прогом.
В интервью 1977 года он расхвалил Питера Хэммилла из VAN DER GRAAF GENERATOR. «Он великолепен», - заметил Лайдон. «Настоящий оригинал, он мне нравился на протяжении многих лет... Мне нравится все его творчество». Со своей стороны, Хэммилл довольно убедительно предвосхитил панк альбомом Nadir’s Big Chance 1975 года, можно вполне оценить его, как подготовку почвы для Pistols, что, вероятно, и понравилось Лайдону. И в 1979 году, когда Лайдон занялся уже совсем другим с PUBLIC IMAGE LTD, Хэммилл рассказывал рок-журналу Trouser Press: «Знаете, когда началась вся эта новая волна, я долго подмигивал себе в зеркало».
Джелло Биафра из THE DEAD KENNEDYS также был неравнодушен к VAN DER GRAAF GENERATOR. Он рассказывал для The Word: «Они были темной стороной прога. Зубастые ребята… Мне всегда нравился хороший прог, космический рок. И я до сих пор люблю MAGMA и HAWKWIND». Последние, кстати, оказали немалое влияние на формирование стиля гитариста PISTOLS Стива Джонса.
Панк и прог в Британии
THE DAMNED обошли SEX PISTOLS в 70-х, став первыми британскими панками, выпустившими пластинку - сингл New Rose в 1976 году.
И они зашли так далеко, что пригласили барабанщика FLOYD Ника Мейсона для продюсирования своего второго LP, Music for Pleasure. Гитарист Брайан Джеймс рассказал: «Я слушал альбомы FLOYD, и они звучали так, что я понял, этот человек хорошо знает, как работать в студии». Мейсон научил их хорошим манерам, и в 1980 году THE DAMNED уже выпустили прогрессивные эпические хиты, как, например 17-минутная Curtain Call.
STRANGLERS принадлежали к ранней британской панк-сцене, но были немного старше остальных по возрасту. Так что они успели впитать в себя ауру арт-рока начала 70-х и гаражно-психоделическоее звучание предыдущего десятилетия.
Уже на первом своём альбоме они вовсю раскручивали такие треки, как длинная прог-панк-сюита Down in the Sewer, а слишком олдскульный звук клавиш Дэйва Гринфилда был знаменательным с самого начала. Басист STRANGLERS Дж. Дж. Бернел рассказывал: «Дэйв ничего не слышал о DOORS. Зато он был прог-рокером и увлекался такими группами, как YES. Так что играть, как клавишник DOORS Рэй Манзарек, было для него хотя и странным, но естественным».
Пост-панки MAGAZINE, сформировавшиеся в результате преобразований BUZZCOCKS, на своем первом альбоме также оказались почти что на волосок от прога. Такие песни, как как Burst, The Great Beautician in the Sky и Parade, длились более пяти минут и звучали скорее ближе к винтажной музыке ROXY MUSIC, чем к тому, что выпускали их коллеги.
Ещё одни пост-панки ALTERNATIVE TV на своем втором альбоме Vibing Up the Senile Man 1979 года явно избегают отбойных молотков ради того, что можно назвать только как эксперименты с авангардным прогом. На сегодняшний день этот альбом везде классифицируется просто как прог-рок.
BLONDIE и прог
По ту сторону забора хватало старой гвардии, музыканты которой объединялись с новыми командами, и в выигрыше оказывались и те, и другие.
Так лидер KING CRIMSON Роберт Фрипп одолжил своё гитарное мастерство для Fade Away and Radiate группы BLONDIE с их чрезвычайно успешного альбома 1978 года Parallel Lines.
В 1980 году он рассказывал: «В Hammersmith Odeon Крис Стайн из BLONDIE сказал мне за пару минут до выхода: «Эй, слушай, Игги пришел, не хочешь сыграть Funtime с Игги?» (разговор шел об Игги Попе). А я ответил, что никогда не слышал эту песню, а как она звучит? Крис сказал: «Ну, си-бемоль, до-ре, и потом она переходит в ми пару раз», и мы вышли на сцену. Неважно, что я никогда не слышал эту песню, сыграли».
Стив Хиллидж
Питер Гэбриел уже впитал новые идеи от Новой волны для своих сольных работ конца 70-х. Затем он спродюсировал и стал соавтором Animals Have More Fun - сольного сингла Джимми Перси из группы SHAM 69.
И Перси внезапно зазвучал вдруг гораздо ближе к пост-панк-арт-роковой амальгаме Гэбриела, чем к пауэр-аккордовым песням своей старой группы.
Не менее яркий пример связи прога и панка относится к тому времени, когда Перси еще был человеком SHAM. В 1978 году организацией фестиваля Reading Rock впервые занимались панки и представители Новой волны. В первый день трехдневного фестиваля, помимо SHAM 69, выступали THE JAM, PENETRATION, ULTRAVOX, RADIO STARS и другие им подобные. Среди зрителей было немало скинхедов, которые задирались ко всем, кто им не нравился.
А Перси незадолго до этого подружился со Стивом Хиллиджем. Это произошло довольно-таки неожиданно. Одна из британских музыкальных газет собрала их вместе, рассчитывая привлечь читателей конфронтационным интервью представителей разных направлений. Но случилось обратное, беседа перешла во взаимное восхищение, а затем Перси пригласил Хиллиджа присоединиться к SHAM 69 для их предстоящего выступления на Reading. Соло-гитарист психоделических рокеров GONG - длинноволосый Хиллидж в шерстяной шапочке - был на сцене настолько хиппи, насколько это вообще возможно.
Поэтому когда он начал выдавать свои сольные фразы на фоне If the Kids are United группы SHAM 69, получилось громкое и четкое сообщение об объединении стилей.
Сложившаяся ситуация должна была бы покончить со всеми утками о панках против хиппи прямо в тот же момент, но ложь распространялась так долго, что ее было трудно мгновенно свернуть. Хиллидж продолжил в том же русле, спродюсировав множество записей для Новой волны, групп SIMPLE MINDS, REAL LIFE, Робина Хичкока и других. Десятилетия спустя он сказал для журнала Record Collector: «Я же понимал, что многие панк-музыканты вышли из психоделического бэкграунда, и я уважал то, что они делали. И это было взаимно. Например, когда я впервые встретил Джонни Роттена, он подошел и, указав на меня, сказал: Flying Teapot! (а это название нашего альбома), и показал мне большой палец вверх».
И к началу 80-х годов неизбежное начало происходить. Британские дети, которые выросли, слушая пластинки своих старших братьев и сестер - таких групп, как CAMEL и GENTLE GIANT - сформировали MARILLION, TWELFTH NIGHT и IQ, смешав прог с пост-панком и заявив таким образом о своем собственном куске пирога, просто потому что нео-прог стал поджанром, с которым пришлось считаться.
Но прочные связи существовали еще и до того, как появился панк. Вспомним хотя бы сольный дебют прото-панка Лу Рида 1972 года, когда ему помогали Рик Уэйкман и Стив Хоу из YES.
RAMONES и прог
А если вспомнить, что панк начался с рева RAMONES, которые, кстати, так и не отказались от своего длинноволосого имиджа, можно считать, что конфликт закончился, не успев начаться. Конечно, оригинальные трехаккордные песни группы, сыгранные ими в нью-йоркском клубе CBGB, не сопровождались клавишным инструментом Moog, но после смерти Джоуи Рамона всплыл ещё один интересный нюанс истории.
Личная коллекция записей Джоуи была выставлена на аукцион в 2013 году. В ней было около 100 пластинок. Даже очень постаравшись, мы не найдем там ничего из Новой волны или панка, зато там есть классика YES, GENESIS, EMERSON, LAKE & PALMER, и.... о, ужас! Goodbye Yellow Brick Road Элтона Джона и ещё ряд релизов арт-попа.
Представьте себе Джоуи, трясущего головой под Roundabout или дирижирующего оркестром в 11-минутной Funeral for a Friend/Love Lies Bleeding. Поклонникам панка, обманутым антипроговыми предубеждениями, это может не понравиться, но факты отрицать сложно, не так уж далеко от Tales from Topographic Oceans до Rockaway Beach.