Кто-то до сих пор находит в карманах старых курток и пальто опостылевшие когда-то маски, но коронавирус из самых страшных бед давно перешёл в разряд сезонных заболеваний. Вот только другие вирусы не дремлют.
Впервые об оспе обезьян (Monkeypox или Mpox) заговорили в 1958 году в Африке. Как болезнь её определили в 1970 Долгое время недуг не покидал пределы континента, но в мае 2003 года отправился погостить в США, где учинил эпидемиологические беспорядки.
А в сентябре 2018 года добрался до Великобритании. И отправился путешествовать дальше. Тогда-то с ВОЗ и случился первый приступ паники.
Считается, что на Туманный Альбион заразный гостинец привёз гражданин Нигерии. Спустя год аналогичная история произошла с нигерийцнм в Сингапуре.
А в мае 2024 года британцы обнаружили сразу три случая Monkeypox в одном домашнем хозяйстве.
В 2022 году стало не до шуток. Случаи Monkeypox выявили сразу во многих странах мира. Причём в двух вариантах.
Глава Всемирной организации здравоохранения Тедрос Адханом Гебрейесус объявил чрезвычайную ситуацию в области здравоохранения. На тот момент речь шла о 16 тысячах случаях заболевания. А 29 июля 2022 году в Бразилии зафиксировали первую смерть.
С чем связана новая волна паники по Monkeypox
Накануне ВОЗ снова объявила чрезвычайную ситуацию в области здравоохранения, виновником обращения стала оспа обезьян и её мутировавший штамм Clade 1b.
Очевидно, что для прекращения этих вспышек и спасения жизней необходимы скоординированные международные ответные меры.
— заявил Тедрос Гебрейесус в разговоре с Reuters.
В начале этого года гражданам Конго жизнь портил Clade I, но спустя некоторое время ему на смену пришёл тот самый мутировавший Clade 1b. Медики убеждены, что проблем от нового варианта может быть куда больше. Представители ВОЗ утверждают, что эта угроза более смертоносна: с начала года в Конго заболели свыше 15 тысяч, скончались из них 537 человек.
Clade 1b терроризирует не только Республику Конго. Его заметили в Бурунди, Кении, Руанде и Уганде. Центр по контролю и профилактике заболеваний Африки сообщил неделей ранее, что недуг циркулирует как минимум в 13 африканских странах, а смертность, в сравнении с прошлым годом, выросла на 19%. Впрочем, цифры эти крайне приблизительны, так как речь идёт об Африке, где протестировать всё население — задача непростая.
Какие симптомы у оспы обезьян
ВОЗ говорит, что Monkeypox легко спутать на первых порах с ветряной оспой, чесоткой, сифилисом, корью, любой другой кожной инфекцией или вовсе с аллергией.
В числе симптомов Monkeypox:
- увеличение лимфоузлов,
- болезненные ощущения в мышцах всего тела,
- боль в горле,
- головная боль,
- тянущие ощущения в спине,
- слабость,
- сыпь,
- лихорадка.
Но самая яркая отличительная черта — сыпь в виде крупных шишек по всему телу.
Начинается всё с головной боли, слабости и лихорадки. Та самая сыпь появляется спустя несколько дней.
Как передаётся оспа обезьян
Заразиться Monkeypox можно через банальное рукопожатие с больным. Кроме того, она распространяется воздушно-капельным путём и половым.
Есть ли смысл бояться оспы обезьян в России
Роспотребнадзор по этому поводу абсолютно спокоен. Ссылается на усиленный санитарно-карантинный контроль и современные тест-системы.Но просит на всякий случай не трогать обезьян или хотя бы мыть руки.
В России в достаточном количестве имеются высокотехнологичные современные тест-системы. Они позволяют в кратчайшие сроки выявить вирус оспы обезьян и могут использоваться во внелабораторных условиях.
— говорят в ведомстве.
Здесь стоит отметить, что после марша коронавируса по планете специалисты-вирусологи всё чаще пророчат новую пандемию, позабористей предыдущей.
Впрочем, пока что главным кандидатом на главную роль в глазах учёных был мутировавший птичий грипп. Нет, такого грозного птичьего гриппа сейчас не существует, но прогнозы говорят, что он может возникнуть.
Судить же о настоящей грозности Monkeypox пока сложно. Однако мозг сразу рисует картины закрытых границ, масок локдаунов, да каких-то ограничений, наносящий малому бизнесу финальный удар под дых.
Остаётся надеяться, что Роспотребнадзор прав, нам бояться нечего, а Африка перестанет болеть этой неприятной вещью, ну или, по крайней мере, возьмёт ситуацию под контроль.