Османская историография оценивает своих султанов, в основном, как хороших парней – достойных правителей, радевших за благо управляемого ими государства. Это хорошая точка зрения, тем более, что современные моральные нормы к ним не применимы. Ведь они жили в куда более суровом и сложном мире, в котором тяжелые, но необходимые стране решения принимали все монархи, независимо от их культуры и религиозной принадлежности. Тем не менее, были те, кого даже их собственные современники считали злыми и опасными людьми – об этом мы сейчас и расскажем.
Хорошим кандидатом является Мехмед Завоеватель, как человек, издавший указ, предписывающим султанам избавляться от своих братьев и всех родственников мужского пола. Ранее османские султаны иногда отправляли на небо своих дядьев, братьев и даже сыновей, но он сделал это законом и получил соответствующее предписание от шейх-уль-ислама – главы мусульманского культа. В полном соответствии с этим правилом он приговорил своего двухлетнего брата, чтобы заранее защитить себя от восстания.
Мехмед III был не так плох, однако он отличался подозрительностью. При восхождении на престол он отдал приказ ликвидировать 19 своих братьев. Это вызвало столь сильное возмущение среди народа, что впоследствии привело к отмене подобной практики. Также, он избавился от своего сына, которого подозревал в мятеже и то же самое сделал с его ни в чем не повинными слугами. После подавления восстания джелали, которое подняло недовольное своим положением полукочевое тюркское население, султан лично наблюдал, как в столице обезглавливали повстанцев.
Ибрагим Безумный свою юность провел запертым во дворце, а когда его брат умер, и царедворцы пришли сажать шехзаде на престол, он царапался и лягался, думая, что его хотят лишить жизни. Из-за нервного срыва позже у него часто бывали приступы бешенства, когда султан становился опасен для окружающих. Как-то раз он повелел бросить в море 280 своих наложниц по одному голословному обвинению в измене.
Тем не менее, поступки всех предшествующих представителей османской династии меркнут по сравнению с делами Селима I, который заслужил от потомков прозвище Явуз. В турецком языке это слово имеет двойственное значение. С одной стороны, оно может переводиться, как «плохой», с другой – означать нечто среднее, между «суровый», «злой», «жестокий». По аналогии с русским правителем со сходными моральными принципами мы его по традиции называем Селимом Грозным, тогда как в англоязычной историографии утвердился перевод Селим Мрачный.
Еще будучи шехзаде он избавился от двух своих братьев. Причем, один из них являлся бездетным, потому не имел особых прав на престол и стал верным союзником Селима. После этого он отправил в ссылку, а возможно, что и тайно лишил жизни собственного отца. Он приказал избавиться от своих племянников, к которым послал немых палачей.
Но это было, так сказать, вступление. За его восьмилетнее правление султан расправился с семью своими великими визирями, которые вызвали его гнев по тем или иным основаниям. В народе ходило популярное проклятие того времени: «Чтоб тебе быть визирем у султана Селима!»
Падишах тяжелой дланью покарал шиитов и алевитов Восточной и Центральной Анатолии, которые в духовном плане ориентировались на государство Сефевидов. Пока его армия шла на восток, на небо отправились десятки тысяч мужчин из этих конфессий в возрасте от 6-ти до 60-ти лет. По крайней мере, о таких репрессиях по отношению к ним упоминают авторы того времени.
Когда его армия разгромила иранцев в Чалдыранской битве 1514-го года, лишились жизней все солдаты и офицеры, которых османская армия взяла в плен. А тех послов, что были направлены к нему с целью обсудить условия мира, Селим Грозный приказал утопить. За исключением двух главных жен, были проданы в рабство все женщины из гарема Исмаила Сефеви, равно как и их дети. Везде, где ни прошел с боями Селим, рубили головы царям, феодалам и простолюдинам.