Обе эти битвы начались в 1942 году, а закончились в 1943-м. Тогда-то и произошел перелом в Великой Отечественной войне. Оба сражения имели невероятно важное значение. Наши солдаты и командиры поняли, что есть сила, есть дух, есть возможность одолеть немцев, погнать их по всей Европе до самого Берлина. И там уже добиться от военного преступника Гитлера капитуляции.
Конечно, это всё было сделать не так просто, как написано. Миллионы советских людей отдали свои жизни за Родину. Десятки миллионов. Каждый год 22 июня, 9 мая и в другие дни мы вспоминаем Героев, которые не допустили, чтобы немцы и их союзники захватили Советский Союз, вошли в Москву. Наши предки отстояли Родину.
Что касается двух битв. То в сознании, конечно же, Сталинград выходит на первое место. Именно это сражение называют переломным. А как всё воспринимали немцы?
Ржев
Немецкий ветеран Фриц Ланганке вспоминал, что под Ржевом была «война в своем страшном и ужасном обличье». Многие выжившие гитлеровцы именно так отзывались о Ржевском сражении.
Однако командир 6-й пехотной дивизии вермахта, генерал-лейтенант Хорст Гросманн говорил, что немцам пришлось отступить из-под Ржева, но это был не побег. Гитлеровцы оставляли позиции организованно, без паники, без чрезмерных потерь.
Модель организовал прекрасную оборону, которую Красной армии так и не удалось взломать.
Немцы, хорошо проанализировав ситуацию, решили отступить. Наверное, на «более выгодные позиции».
И все же под Ржевом гитлеровцы осознали, что Красная армия уже совсем не такая, какой она была летом 1941 года. Немцы понимали, что за каждый клочок своей земли русские будут биться.
Собственно, это было ясно и летом 1941 года. И осенью советские войска доказали, что ни при каких условиях не сдадут Москву. Каждый солдат был готов отдать жизнь за столицу Родины. И ведь отдавали. Потери были у нас огромные. Впрочем, у немцев тоже.
Сталинград
На Волге немцам было тяжелее, чем под Ржевом.
О Сталинграде немецкие ветераны писали: «кровавый ад», «кошмар», «мясорубка». Потери с каждой стороны доходили до миллиона. Не все – безвозвратные. Раненых тоже считали. И пропавших без вести. Данные есть разные. В некоторых источниках указано, что безвозвратные и санитарные потери гитлеровцев перевалили к 1943 году за 1,5 млн. человек.
Хайнц Шретер в книге «Сталинград. Великая битва глазами военного корреспондента. 1942 – 1943 годы» писал, что именно в ходе сражений за город на Волге немецкие солдаты очень хорошо почувствовали превосходство русских. И ранее иллюзий ни у кого не было. «Унтерменши», как наших называли гитлеровцы, очень четко выполняли приказы, были выносливыми, неприхотливыми. Но именно в Сталинграде гитлеровцы увидели, что такое «русский дух». Вот тогда-то в голове, наверное, многих немецких солдат зародилась мысль о том, что эту страну не победить, этот народ не сломить.
Таким образом, несомненно, Сталинградская битва для немцев была намного серьезнее и страшнее. Именно в городе на Волге гитлеровцы прочувствовали все «прелести» войны с русскими. Уличные бои, холод и голод – все это было в Сталинграде. Как и: героизм, самоотверженность русского солдата. Там где для немцев условия были совершенно непригодными для жизни, наши бойцы чувствовали себя более менее терпимо.
Я, меж тем, хочу, чтобы вы помнили и про другие важные сражения Великой Отечественной. Красная армия самоотверженно сражалась ведь не только на Волге, но и в Крыму, на Курской дуге, под Воронежем, на Кольском полуострове и много где ещё. Везде шли ожесточенные бои. Везде русский солдат проявлял героизм.
Если бы немцев не смогли остановить в 1941 году под Москвой, то и не было бы Сталинграда. Не было бы Курской дуги. Не смогли бы освободить Белгород, Харьков и Киев.
Поэтому каждое сражение Великой Отечественной войны было важно. В каждой битве русские солдаты проявляли героизм, прекрасно понимали, что сражаются за свою землю, что необходимо дать отпор захватчикам.