Поварская улица довольно протяжённая: она соединяет Арбат с Садовым кольцом. Зданий здесь много и все они, без исключения, очень красивы. Многие из них – просто роскошны.
Дом, о котором пойдёт речь, довольно скромен на их фоне, но вполне заслуживает нашего внимания. Владельцем здания в первой половине 19 века был Алексей Васильевич Шереметев.
Двухэтажный особняк, классический фасад которого декорирован в стиле ампир, – типичный образец постройки послепожарной Москвы. Его левая часть была построена в 1818, но в основе – флигель 1808 года, допожарный.
Правая половина дома и портик с фронтоном, тремя красивыми арочными окнами и парадным входом – постройки 1833 года. В центральном ризалите (выступающей части) когда-то находилась проездная арка. Позднее вместо арки сделали парадный вход. Под фронтоном – лепной фриз с маскаронами:
Всё, что связано в Москве с этой фамилией, мне интересно. Шереметевы, по роду службы и благодаря близости ко двору много времени проводившие в Петербурге, были москвичами, любили Москву, много здесь работали, много сделали для Москвы. И Москва платила им тем же.
Алексей Васильевич относился к московской ветви рода Шереметевых. Мы хорошо знаем потомков графской ветви, Бориса Петровича – это и Пётр Борисович, создавший Кусково, и Николай Петрович, построивший Странноприимный дом, и Дмитрий Николаевич, рано оставшийся без родителей, но ставший достойным продолжателем славного рода.
Но Шереметевых в Москве было много. Пётр Васильевич Большой Шереметев, видный военный и государственный деятель и воевода, имел трёх сыновей.
После того, как его старший сын Борис Петрович (знаменитый фельдмаршал) получил титул графа, дворянский род Шереметевых условно разделился на три ветви:
- графская ветвь (потомки фельдмаршала),
- нетитулованная, московская ветвь (потомки его брата Владимира),
- нижегородская (потомки его брата Василия).
Алексей Васильевич, владелец особняка на Поварской, принадлежал второй, московской ветви рода Шереметевых.
- По отцу он был праправнуком Владимира Петровича Шереметева, младшего брата фельдмаршала Бориса Петровича, сподвижника Петра I.
- По матери был двоюродным братом поэта Фёдора Ивановича Тютчева.
Он получил домашнее образование, а в 1816 стал слушателем Московского училища колонновожатых. Колонновожатые – это юнкера, готовящиеся стать офицерами Генерального штаба. Готовило училище не просто хороших военных, но людей культурных и всесторонне образованных.
После окончания училища А.В. Шереметьев поступил на службу в лейбгвардии конную артиллерию. Там, в Петербурге он познакомился с А.С. Пушкиным. Алексей Васильевич любил поэзию и сам писал стихи – наверное, это их и сблизило. Александр Сергеевич посвятил ему строки в поэме Братья-разбойники:
...и с ленью праздной везде кочующий цыган.
Шереметев был смуглым, вероятно, поэтому А.С. Пушкин назвал его цыганом.
В доме А.В. Шереметева на Поварской в декабре 1828 Пушкин впервые читал свою поэму Полтава:
Внук А.В. Шереметева, Владимир Мусин-Пушкин, не раз слышал рассказы о дружбе его деда с Пушкиным от своей матери, В.А. Мусиной-Пушкиной, урождённой Шереметевой:
Так, помню рассказ о том, что Пушкин поцеловал раз деда в лоб в благодарность за удачно подобранную рифму, которая ему долго не давалась.
Со своим двоюродным братом, Фёдором Ивановичем Тютчевым, Алексей Васильевич также был дружен. Он навестил его осенью 1829 в Мюнхене. Тютчев был тогда сверхштатным чиновником русской дипломатической миссии в Баварии. После отъезда Шереметева в письме к своей тётушке Тютчев писал:
Я полагаю, что Алексей Васильевич теперь с вами, и от всего сердца, любезнейшая тётушка, поздравляю вас с его приездом. Благодаря этим шести неделям, что он провел с нами, легко вообразить, как утешительно должно быть для вас его присутствие ...
С его редкими душевными свойствами, с его прекраснейшим характером ему везде легко будет найти искреннюю сердечную приязнь и оставить по себе добрую любезную память.
В 1831 Алексей Васильевич женился на своей троюродной сестре Екатерине Сергеевне Шереметевой. Её старшая сестра Анна Сергеевна была супругой Дмитрия Николаевича (сына Николая Петровича Шереметева и Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой).
Алексей Васильевич был членом Союза благоденствия, участвовал в подготовке восстания в Москве. Он не был 14 декабря на Сенатской площади. Вместе с И.Д. Якушкиным и М.А. Фонвизиным пытался поднять московский гарнизон в помощь восставшим в Петербурге. Попытка не удалась.
Алексей Васильевич Шереметев в чине штабс-капитана был уволен в отставку и выслан в своё имение Покровское, где прожил до своей смерти в 1857.
Послание к А.В. Шереметеву
Насилу добрый гений твой,
Мой брат по крови и по лени,
Увел тебя под кров родной
От всех маневров и учений,
Казарм, тревог и заточений,
От жизни мирно-боевой.
В кругу своих, в халате, дома,
И с службой согласив покой,
Ты праздный меч повесил свой
В саду героя-агронома…
Фёдор Тютчев
В 1826 Московское училище колонновожатых по высочайшему повелению было упразднено в связи с тем, что 13 его выпускников были осуждены по делу декабристов.
После А.В. Шереметева владельцами дома были сначала – статский советник Н.И. Орлов, затем – купец Золотарёв.
Сейчас дом похож на необитаемый. Одно время его занимал Русско-Германский торговый банк. Затем там был хостел. На стене фасада остался след от снятой таблички. Новую пока не повесили.
Адрес: ул. Поварская, д. 27.