Зеркало истины. Глава 16.
С началом первой мировой войны жизнь в Далматово ухудшилась. Из-за мобилизации в селах остались только женщины, дети и старики.
Резко уменьшились размеры посевных площадей, крестьяне вынуждены были сдавать в аренду свои земельные наделы. Люди говорят: «Кому война, кому мать родна», семья Даши от войны совсем не пострадала.
Набравший силу Степан, её отец, вел крупную торговлю, имел большую усадьбу, состоящую из большого каменного дома, двух магазинов рядом, кладовой и доходного дома, который был построен для сдачи квартир в аренду. Отец торговал различными товарами от галантереи до швейных и сельскохозяйственных машин, держал приказчиков, и сам часто выходил в торговый зал, принимал заказы от населения, привозил по заказам швейные машинки, продавал их в кредит.
Муж Даши увлекся племенным коневодством, во дворе их дома были конюшни для племенных жеребцов и продолжал ветеринарное дело. Не без помощи отца отстроили они с мужем дом, в который она забрала подаренное когда-то мужем зеркало и жизнь казалась тихой и безмятежной, но что-то тревожило женщину, особенно тревожными были сны, полные трескучего огня и черного дыма. Просыпаясь посреди ночи, она резко садилась на кровати и успокаивалась лишь, увидев спящего мужа рядом.
Сама Даша продолжала учительствовать, оставив годовалого сына, Сашеньку, матери. Белоголовый сынок рос здоровеньким и крепким, жаль, что Акулина не увидела внука, преставившись под Рождество, и, хотя прошло много времени с её ухода, пролетела весна и лето, Ксения и Даша продолжали скучать по ней.
Женщины спешили домой, проходя мимо лавки торговца рыбой Василия Андреевича Волосяников по прозвищу «Рыбник», столкнувшись с ним прямо у ворот. Хозяин с помощниками готовил подвалы, находившимися под его кладовыми для льда, так называемые ледники. Лед для них заготавливался зимой на Исети. Он нарезался большими кусками, которые называли в народе «кабанами». Глыбы льда клались на хранение в погреба, засыпались опилками, а затем продавались весь год до следующей зимы.
- Разрешите вас поприветствовать, барышни –обратился он к Ксении и Даше, - Волостников слыл человеком образованным, обходительным, но имел непослушного сына, часто пропускавшего школьные занятия.
-Готовишься к кабанчикам, Василий Андреевич, - откликнулась Ксения, - так ведь до льда ещё далеко.
- Готовь сани летом, а телегу зимой, - ещё дед мой говаривал, жить в бедности не стыдно, а в грязи – позорно, вот и наводим с помощниками порядок. Как Степан Епифанович себя чувствует, жив ли, здоров? –задал он традиционный вопрос.
-Какое там, - махнула рукой Ксения, - спину сорвал, мешки в магазине ворочал.
-Непорядок это! А что же помощников у него на то не имеется?
-Как не имеется? Все в наличии, вы вот почто сами подвалы готовите Василий Андреевич, али хороший помощников не имеете?
-Уела так уела, Ксения Петровна, что есть, то есть, так ведь без хозяйского контроля и хорошие люди портятся.
-А вот скажите, Василий Андреевич, отчего ваш Матвей школу не посещает? - прервала их разлюбезный разговор Дарья. И намедни не был и давеча?
-Грешен, Дарья Степановна, признаю, намерено сына дома держу, пора ему к отцовскому делу приобщаться, вот, помогает мне в подвалах. Матвей, -позвал он сына и гордо улыбнулся, когда его измазанная белилами мордашка появилась в низком оконце.
-Звал, тятя? –откликнулся мальчик и тут же засмущался, увидев учительницу.
-Ругает нас Дарья Степановна за школу-то, так что завтрева с утра собирайся на занятия!
-А подвалы что ж? –огорченно спросил мальчика.
-Без тебя управимся! –махнул рукой отец, спешно прощаясь с женщинами:
-Не обессудьте, барышни, погутарил бы с вами чуток, но работа зовёт, Степану Епифановичу нижайший поклон и скорейшего выздоровления, - сказал он, заходя в ворота.
Тихий октябрь желтил листья и расцвечивал по утрам тонким льдом лужи. День Покрова знаменовал собой переход от лета к зиме. Считалось, что с этого дня наступают холода и скоро выпадет снег. К Покрову заканчивались расчеты по летним работам, вносились платежи за аренду, оживлялись осенние торги.
Далматовцы переходили на зимнее житье в свои избы, утепляли перед грядущими морозами завалинки, вставляли в окна двойные рамы, приводили в порядок подполья и сараи для скота, мыли в домах, готовясь к длинной зиме. К этому дню старались убрать урожай капусты: «Не жди Покров – секи капусту», вот и собирались помочи из родственников по засолке капусты. Скот переводили на зимнее содержание, закармливали скотину пожинальным (последним) снопом.
Для молодых покровское гуляние было последним игрищем в году. «Покров – конец хороводам, начало посиделкам». С этого дня начинали играть свадьбы. Вместе со снегом приходила в город тяжелая и одновременно радостная пора, морозы, метели и ярмарки, торжки, катание со снежных гор, а там, глядишь и до весны недалеко.
Купец слово своё сдержал, и Матвей снова появился в школе, огорченный тем, что вольница закончилась. Если говорить об образовании того времени, то для простого народа существовала тогда система элементарного образования, которая состояла из начальных школ различных ступеней и типов.
А вот для тех, у кого денежки водились имелась система средних и высших учебных заведений, в свою очередь подразделявшихся на мужские и женские школы. При желании и наличии средств можно было продолжить образование в них и, хотя, формально, в целом, школа была объявлена бессословной, т. е. в нее принимались учащиеся без различия сословия и звания, но фактически в средней и высшей школе преобладали дети дворян и чиновников.
В одноклассном начальном училище, где преподавала Дарья, занятия велись по следующим предметам: закон божий, русский язык, арифметика и пение. На уроках русского языка в порядке объяснительного чтения сообщались элементарные сведения по природоведению, истории России и физической географии.
Даша была увлеченным педагогом и не без помощи настоятеля местного монастыря организовала при школе огород и заложила сад, чтобы больше проводить практических занятий с детьми. Помещения школы отапливались печами, стоящими в каждом кабинете и в больших коридорах.
На дровах экономили и в помещениях зимой было прохладно, хотя не это являлось частой проблемой пропусков уроков, всё те же, годами существовавшие проблемы: бедность нехватка одежды, занятость в хозяйственных делах, не давали возможность получать детям полноценное образование. Да и многие горожане считали, что грамота их детям ни к чему, а уж что необходимо им знать по хозяйству они сами в состоянии научить.
Матвей крутился на месте, жесткая деревянная скамейка впивалась в худые ноги, проголодавшийся желудок противно ныл. Уроку арифметики не было ни конца, ни края, он пропустивший несколько дней занятий с трудом включился в процесс, да и мысли мальчика были о другом.
Сегодня его отец собрал помочи по засолке капусты, а это куда интереснее урока. Мальчишка делал вид, что слушает Дарью Степановну, а сам, поджав ноги в новеньких, тесных сапогах мечтал вспоминал о том, как в прошлом году они рубили капусту.
Как только начинались первые слабые морозы, капустные вилки, выращенные на огородах далматовцев «свёртывались круче», как говорили старожилы и становились более твёрдыми. Вот тогда и начиналась рубка капусты и её засолка.
Все дворы были завалены ею, у иных до двадцать возов бело-зеленой, рубить не перерубить, тут уж без помочей никак не обойтись. Собирались как правило родственники или соседи на так называемые помочи, когда платы за работу не полагалось, но хозяева накрывали щедрый стол.
В определенный день все собирались во дворе хозяина, того кто проводил помочи. Одни парили кадки под капусту, вторые сортировали кочаны, отделяя листья на жесткие зеленые и нежные белые, их называли ещё молочные. Зеленые листья с горчинкой, покрепче в закваске получались, с особым духом, молочные же –слаще, их больше любили женщины и дети.
Третьи в больших деревянных корытах рубили отсортированные листья сечками – ножами полумесяцем для рубки, одетыми на пест. И что интересно, для рубки капусты в каждом доме имелось особое корыто, которое ни для чего иного не употреблялось. Оно использовалось для измельчения только одного продукта. В капустное корыто никогда не закладывали грибы или мясо. Четвертые натирали морковь и мыли яблоки.
Квашение в кадках происходило под наблюдением хозяйки, у каждой были свои секреты, передающиеся от матери к дочери. Иногда капусту солили вместе с огурцами, перекладывали кусочками тыквы или морковью. Часто использовали анис и укроп. Добавляли ржаную муку, чтобы капуста хорошо заквасилась, а, чтобы была сладкой – рассол от пареных капустных кочерыжек или свекольный сок.
Дно кадушки выстилали крупными капустными листьями, далее шёл слой шинкованной капусты с тертой морковью, пересыпали слои каменной солью (на каждые десять килограмм капусты, двести грамм соли и пятьсот грамм моркови), дальше слой яблок, снова капуста с морковью, а поверх всех слоёв небольшие кочаны, разрезанные на четыре части. Далее опять слой капусты, яблоки, морковь.
Прижимали капусту гнетом и убирали в прохладное место, чтобы каждый день утром и вечером её протыкать, до самого дна, длинной деревянной палочкой, а гнет мыли, чтобы убирать лишнюю плесень. Потом кадушку хранили в сенях, ведь она морозов не боится или отпускали в подвал, яму, ледник у кого что было.
Занятие это было шумным, веселым, и помочи перемещались от двора к двору, где по-родственному, а где по-соседски помогая друг другу. Матвей вздохнул. Рубка капусты была истинным праздником для всех детей.
Секрет их радости был прост - кочерыжки, которые можно грызть сколько хочешь. Во время рубки капусты мальчишки по целым дням не отходили от матерей, а те занимали их хозяйскими делами, а девочки получали возможность приобщиться к женскому миру.
-А теперь, дети, я попрошу внимания, -мальчик вернулся в реальность и навострил уши, Дарья Степановна постучала указкой по столу.
-Я знаю, что сегодня в ваших домах началась рубка капусты, поэтому отпускаю вас с уроков пораньше. Не успела она договорить, как ребятня сорвались со своих мест и с веселым улюканьем рванула из класса.
"Пожарку" мою прочли? Приглашаю перечитать "Звездочку"
Помните, всё, что я написала, есть в подборках!