Найти в Дзене
Историк-технарь

Версальский договор 1919г –унижение Германии или разумный компромисс?

Оглавление

В 2024 году невозможно избежать темы Великой войны, потому как исполняется 110 лет с начала этой мировой бойни, и 105, соответственно, Версальскому мирному договору, положившему конец Первой мировой. И хотя следующая за ней Вторая мировая во многом затмила свою предшественницу, перекроив карту Европы снова, до сих пор тема данного мирного договора всплывает как в историографии, так и в политике. Вызывает споры насколько он был справедлив для потерпевшей поражение стороны, не он ли посеял семена другой великой катастрофы 1939-1945 года. Отдельно стоит отметить, что России вообще вся тема Первой мировой войны рассматривалась исключительно через призму «империалистическая война, окончательно показавшая всю гнилую сущность царизма». Это же и касалось Версальского договора, из которого наша страна была исключена своими бывшими союзниками (на что были вполне объективные причины). Давайте попробуем непредвзято рассмотреть историю подготовки этого договора и разобраться, настолько ли он был тяжел для Германии, как зачастую принято считать.

Контекст

В каких условиях для Германии принимался данный договор

· Заключено Компьенское перемирие, де факто фиксирующее поражение Германии в Первой мировой войне; вооруженная борьба окончена

· Войска Антанты с 1 декабря 1918 года вступили на территорию Германии, не встречая вооруженного сопротивления со стороны немецкой армии, немецкие войска дезорганизованы и заражены революционной пропагандой

· Император Вильгельм 2 сбежал в Нидерланды, отрекшись от императорской короны, в стране вспыхивают революционные мятежи.

· Германской империи, потерявшей огромное количество солдат на полях сражений и истощенной континентальной блокадой, грозит голод (даже несмотря на оккупацию Западных территорий бывшей Российской империи)

· Остальные союзники из блока Центральных держав также вышли из войны, на территории главного из них уже образовываются новые независимые государства в том числе и с территориальными претензиями к Германии

Состав мирной конференции

Основные представители победивших держав на конференции: США – президент Вудро Вильсон, Франция – премьер-министр Жорж Клемансо и фельдмаршал Фердинанд Фош, Англия – премьер-министр Ллойд Джордж, Италия –премьер-министр Витторио Орландо. От Германии - граф Брокдорф-Ранцау.

Под документом в итоге подписались Главные союзные державы, а именно: Соединенные Штаты Америки, Британская империя, Франция, Италия и Япония, также были Объединившиеся державы: возглавляли Бельгия, Португалия и Румыния. И остальные – страны, объявившие войну Германии: Боливия, Бразилия, Китай, Куба, Эквадор, Греция, Гватемала, Гаити, Хиджаз, Гондурас, Либерия, Никарагуа, Панама, Перу, Польша, Королевство сербов, хорватов и словенцев (Югославия), Сиам, Чехословакия и Уругвай.Некотырые из них находились в войне с Германией пару дней и не потеряли ни одного человека. При этом от России не было никого
Дэвид Ллойд Джордж, Витторио Орландо, Жорж Клемансо и Вудро Вильсон на Парижской мирной конференции
Дэвид Ллойд Джордж, Витторио Орландо, Жорж Клемансо и Вудро Вильсон на Парижской мирной конференции

Ход конференции

Начало мирной конференции было назначено на 18 января 1919 г. И выбрана она не случайно: в этот день в 1870 г. под торжественные речи о возрождении нации было объявлено о создании Германской империи. Местом проведения выбрали Париж.

Интересный факт: чтобы сделать немецких делегатов более сговорчивыми, Франция настаивала на сохранении блокады итак уже задыхающейся Германии.

Сразу стоит отметить, что уже с самого начала среди держав-победительниц, которые по логике должны были выступать единым фронтом против проигравшей Германии, не было единения. Например, одним из предметов разногласий между союзниками стали бывшие колонии Германии, которые никто не собирался возвращать. Было решено ввести систему мандатов Лиги Наций и раздать эти мандаты победившим державам.

Лига Наций – международная организация, призванная разрешать общий проблемы мирным путем и включавшая представителей от государств планеты. Молодая Советская республика, как и Германия, изначально в ней представлена не была. Создана по инициативе Вудро Висльсона, ее Устав формировался также в течение Парижской конференции.

Мандаты Лиги Наций включали определенные условия: в Африке и на Тихом океане строго предписывалось бороться с работорговлей. Территория Турции, кстати, тоже была распределена в соответствии с этой системой. Франция получала Сирию и Ливан, Британия – Месопотамию (Ирак) и Палестину, в северной части которой пообещала создать национальное еврейское государство. Южную Африку отблагодарили за помощь союзникам мандатом на управление Германской Юго- Западной Африкой. Камерун и Того поделили между Британией и Францией. В Тихом океане Япония получила мандат на управление Марианскими, Каролинскими и Маршалловыми островами, Новая Зеландия – Самоа, а Австралия – Новой Гвинеей. Богатый фосфатами остров Науру, на который претендовали Австралия, Новая Зеландия и даже Британия, стал подмандатной территорией Британской империи.

Некоторые победители остались недовольны. Бельгию лишили территорий в Германской Восточной Африке, которые она оккупировала и на которые претендовала, и взамен отдали изолированные африканские земли в Руанде и Бурунди. Италия просила свободы торговли в Абиссинии, но это была не германская территория, и просьбу отклонили. Не удовлетворили также претензии Италии в Северной и Восточной Африке, поскольку сделать это можно было только за счет Франции и Британии. В результате раздела немецких колоний и Османской империи наибольшую выгоду получила Британия.

Что касалось возмещения материальных убытков,25 января на мирной конференции была образована комиссия по возмещению ущерба. Комиссии предстояло определить, сколько каждое из проигравших государств «должно выплатить» победителям в качестве репараций за ущерб, нанесенный во время войны. Представители Франции, Британии и Италии настаивали на своем праве претендовать на возмещение всех военных потерь. Затем дискуссия о репарациях немного утихла: ущерб будет оцениваться по прошествии двух лет. Это, как впоследствии объяснил Ллойд Джордж, «позволит страстям остынуть. Это также снизит базу для оценки, дав время раздутым инфляцией военным ценам немного приблизиться к нормальным».

Смягчившийся подход к размерам репараций и решение, что полная сумма должна быть выплачена до 1 мая 1961 г. – хотя 1 миллиард фунтов предстояло выплатить до 1 мая 1921 г., – не принесли немцам видимого облегчения. Они считали неприемлемой саму идею репараций – преамбула к статьям о возмещении ущерба прямо указывала, что Германия не только должна заплатить за неудачу на поле боя, но и понести наказание за развязывание войны. Формула союзников, которую немцы сократили до нескольких слов, «вина за развязывание войны», гласила: «Германия признает, что Германия и ее союзники ответственны за причинение всех потерь и всех убытков, понесенных Союзными и Объединившимися Правительствами и их гражданами вследствие войны, которая была им навязана нападением Германии и ее союзников».

В своей речи на открытии конференции в Версале глава немецкой делегации граф Брокдорф-Ранцау заявил: «От нас требуют признания, что в войне виноваты мы одни; такое признание с моей стороны было бы ложью». В итоге немецкую делегацию вообще не допустили до обсуждения условий договора, они им были предъявлены уже фактически на подпись только в мае 1919 года"

Британский представитель начал сомневаться в разумности тех жестких условий, на которых настаивали французы, и 25 марта он на один день уехал в Фонтенбло для выработки своей позиции по данному вопросу. В подготовленном меморандуме Ллойд Джордж заявлял, что хочет установить мир на все времена, а не только на тридцать лет, ведь жесткие ограничения толкнут немцев в объятия Советской России, которая получит «подарок в виде самых успешных в мире организаторов национальных ресурсов». Кроме того, не следует навязывать немцам власть чужеземцев – в противном случае «вся Европа превратится в Эльзас и Лотарингию», то есть многомилионные представители различных наций окажутся в границах других стран

Аргументы британского премьер-министра встретили решительное сопротивление. 26 марта при обсуждении «меморандума Фонтенбло». Особенно возмутило Ллойд Джорджа замечание Клемансо, что Британия – «морская держава, не знавшая вторжений». На что он гневно возразил: «Францию больше всего заботит, чтобы немцы в Данциге были переданы полякам». Язвительные реплики свидетельствовали о растущих разногласиях между Британией и Францией. Клемансо, по-видимому, считал мирный договор наилучшим шансом для Франции защититься от Германии, вдвое превосходящей ее по численности населения, и это было в целом, на мой взгляд, обоснованно, ибо Франция пострадала едва ли не больше всех из стран Антанты от немецкого вторжения. Ллойд Джордж считал, что это заложит основы для будущего конфликта. Вернувшись в Париж из Фонтенбло, он тщетно возражал против передачи Польше всех земель с преобладающим немецким населением. Споры вызывали и территории Германии на Западе. Эльзас и Лотарингия возвращались Франции, с этим были согласны все. А вот по поводу Рейнской зоны разногласия присутствовали. Клемансо требовал отторгнуть этот промышленный край, богатый углем и прочими ресурсами от Германии и образовать независимую Рейнскую республику, которая бы подпадала под протекторат Франции. Взамен США и Великобритания продавили другое решение: левый берег Рейна и 50 километровая зона вдоль правого берега получили статус «демилитаризованных»

Тем не менее, текст договора был наконец составлен и представлен немецкой делегации. 29 мая она на конференции в Версале опубликовала меморандум с протестом против предложенных условий. Выражая желание разоружиться «раньше других народов», они призывали победителей отказаться от всеобщей воинской повинности и разоружиться «в такой же пропорции». Они были готовы отказаться от суверенного права Германии на Эльзас и Лотарингию, но хотели провести там плебисцит. Соглашаясь с необходимостью выплаты определенных репараций, они отвергали обвинение в развязывании войны и требовали беспристрастного расследования, чтобы выявить истинных виновников.

Далее 21 июня, зная, что немецкий флот, интернированный в Скапа-Флоу после заключения перемирия, будет, согласно договору, передан союзникам, командующий флотом вице-адмирал фонРойтер приказал затопить корабли. Уже 22 июня в Версале немецкая делегация согласилась подписать все статьи мирного договора за исключением той, в которой речь шла о вине в развязывании войны. Когда лидеры союзников готовились дать ответ на этот последний акт сопротивления, пришла новость о затоплении немецкого флота в Скапа-Флоу. Тут же было решено не только отвергнуть любые изменения в тексте договора, но и отвести немцам всего двадцать четыре часа на его подписание. Когда немецкие делегаты попросили дать им сорок восемь часов, Ллойд Джордж сказал коллегам, что, «тщательно все обдумав, пришел к выводу, что затопление немецких судов на Оркнейских островах склоняет его к необходимости отказа». Немецкую просьбу отклонили.

Далее немецкое правительство, не желая становиться предметом ненависти за то, что одобрило договор, подало в отставку. Президент молодой Германской республики, Фридрих Эберт, отказался ее принять. Затем он спросил Гинденбурга и Грёнера (преемника Людендорфа на должности начальника Генерального штаба), сможет ли Германия дать отпор, если союзники возобновят наступление. Гинденбург вышел из кабинета, не найдя в себе сил произнести эти слова: «Германия беззащитна». Грёнер остался и сказал президенту правду: на востоке положение «приемлемое», на западе – «безнадежное». В итоге за четыре часа до установленного союзниками срока правительство Германии согласилось подписать Версальский мирный договор. При этом немецкая делегация в последний раз выразила свой протест: «…уступая превосходящей силе, но не отказываясь от своего отношения к вопиющей несправедливости условий мира, правительство Германской республики заявляет о согласии подписать условия мирного договора, навязанные Союзными и Объединившимися державами». Когда представители союзников в Версале получили это бескомпромиссное заявление, тем не менее признававшее «капитуляцию», то приказали отпраздновать это событие пушечными залпами.

Основные положения договора, итоги для Германии

В итоге со всеми бюрократическими проволочками 28 июня 1919 г. был подписан Версальский договор между Германией и «Союзными и Объединившимися державами»:

Какими в итоге были условия для Германии:

- Она лишалась земель на востоке и на западе, Германия теряла восьмую часть территории (13,5% ее довоенной площади, если быть точным) с населением в 7.3 млн из которых 50% были этническими немцами(см. карту ниже)

- Рейнская зона объявлялась демилитаризованной, но оставалась частью Германии

- Немецкая армия, флот и авиация должны были быть распущены. Всеобщая воинская повинность отменялась, армия не должна была превышать 100 тыс. человек (из них 4 тысячи офицеров) и должна была комплектоваться на добровольной основе.

- Ответственность за развязывание войны выразилась в финансовых обязательствах – выплате репараций, особенно Франции и Бельгии. определение размеров репараций возлагалось на особую репарационную комиссию, которая должна была определить к 1 мая 1921 года сумму контрибуции, которую Германия обязана была покрыть в течение 30 лет. До 1 мая 1921 года Германия обязывалась выплатить союзникам 20 миллиардов марок золотом, товарами, судами и ценными бумагами.

- Статьи 42–44 запрещали Германии сооружать укрепления на Рейне и держать там войска

- Статья 80 запрещала объединяться с Австрией – это возможно только с «согласия Совета Лиги Наций». -

- Статьи 100–106 выводили порт Данциг из состава Германии и объявляли его вольным городом под защитой Лиги Наций

- Статьи 119 и 120 лишали Германию всех колониальных владений

- Статья 170 запрещала импорт оружия, боеприпасов и военных материалов

- Статья 191 запрещала строить и покупать подводные лодки. Статья 198 лишала Германию военной и морской авиации.

- Статья 231 мирного договора вынуждала ее признать, что она и ее союзники «ответственны» за потери и убытки, «понесенные» победителями «вследствие войны, которая была им навязана нападением Германии и ее союзников». Именно против этой статьи об ответственности за развязывание войны, служившей преамбулой к требованиям репараций, возражала немецкая делегация наиболее рьяно.

Карта территориальных потерь Германии по итогам ПМВ
Карта территориальных потерь Германии по итогам ПМВ

Кстати, 19 ноября 1919 г. сенат Соединенных Штатов отказался ратифицировать Версальский мирный договор. И это несмотря на то, что президент Вильсон был активным участником конференции и многие (если не все) решения принимались при непосредственном его участии

Горе побежденным?

Итак, насколько были тяжелыми условия мирного договора для Германии, если идти по пунктам.

Территориальные потери. Потеря любого количества территории это удар для страны. Но в данном случае и потери могли быть гораздо тяжелее(вспомним проект Рейнской республики) и страна могла вообще потерять государственность, попав под внешнее оккупационное управление.

Потеря возможности восстанавливать армию, развивать новые типы вооружений – да, с виду тоже тяжелый момент, но для страны, с ужасающими проблемами в экономике, революционными вспышками в разных частях страны армия явно не первый приоритет. В таких условиях все силы должны быть направлены на восстановление внутренней экономической и социальной составляющих, так что Германии итак было бы не до больших военных расходов в ближайшие послевоенные годы.

Репарации. Вот этот пункт действительно весомый опять же по причине тяжелейшей экономической ситуации в стране. И то нужно понимать, что на территории страны не велись военных действий. Если сравнивать с 1945, когда Германия была превращена в руины, то и тут в сравнении с этим можно говорить о том, что это было «подъемным» для страны с точки зрения экономики.

Потеря колоний. Больше удар по «престижу», потому что колониальные владения Германии в сравнении с победившими державами были не так велики а немецкая экономика не обладала критически важной зависимостью от них.

И пресловутая 231я статья, которая целиком и полностью возложила вину за войну на Германию и против которой она протестовала дольше всех. Если уж кто внес в максимальный вклад в то, что было названо «унижением Германии», то именно она. Не несущий никаких материальных или социальных выгод победившим державам пункт заронил в немцев тот самый комплекс неполноценности, поставил ее ниже остальных. И при этом на востоке и юге был создан ряд этнически неоднородных государств, в которых в составе была эта нация, которую официально заклеймили виновницей всех бед. Один пункт, который можно было не включать или включать в более мягкой форме и послужил в наибольшей степени фундаментом для взращивания нацизма на немецкой земле.

Итого, на мой взгляд, все условия Версальского договора для Германии могли быть намного тяжелее, а с учетом масштаба войны и жертв в ней, то наказание было вообще мягким. Унижение было скорее моральным и в основном за счет последней статьи, помноженной на немецкие амбиции. Тем не менее, и его возможно было купировать а не доводить до новой мировой войны, но это уже, что называется, совсем другая история.