Когда говорят о семитах, люди обычно вспоминают только евреев и арабов. Ну, некоторое число образованных граждан из современных семитский народов знают еще ассирийцев и мальтийцев. Большинство людей вовсе забывают о таком африканском этносе, как амхара, а ведь по своему языку это тоже семиты.
Причем, свое наречие они отнюдь не заимствовали у соседей в стародавние времена. Напротив, это потомки тех древних прасемитов, которые не стали уходить из Африки. Хотя, есть версия, что все же ушли, но затем вернулись с территории юной части Аравийского полуострова. Впоследствии этим регионом часто и подолгу владели различные эфиопские государства.
Кто же такие, эти амхара?
Амхара – это народ в Эфиопии, численность которого превышает 20 миллионов человек, что составляет более четверти от общего населения этой страны. Они проживают в ее северной части, географически это северо-запад Эфиопского нагорья. В основном, исповедуют православное христианство, хотя есть среди них небольшое количество последователей мусульманской религии.
Исторически они были здесь главенствующим племенем – все эфиопские императоры Соломоновой династии по происхождению были амхара. Их язык занимает положение лингва-франка, в качестве родного или второго языка им владеет куда большее количество местных жителей. Он относится к семитской (точнее, эфиопо-семитской) группе афразийских языков и является вторым по распространению после арабского.
История амхара насчитывает тысячи лет, но под современным названием народ стал известен относительно недавно. Только в 12-м столетии было принято их нынешнее имя, тогда как ранее они и ряд близкородственных племен были известны, как абиссинцы. Впрочем, так они в широком смысле величают себя по сей день.
Прежде термином Амхара называли лишь провинцию царства Аксум, и традиционно это слово переводят, как «приятные» или «любезные». Но по мере дефрагментации этого государства большее влияние приобрела его наиболее христианизированная северная часть.
В 1270-м году феодал по имени Йэкуно Амлак объявил себя императором, дав начало правящему роду, основателем которого считался легендарный сын царицы Савской и израильского царя Соломона. Основой его власти было собственное племя, которое позже настолько возвысилось и окрепло, что стало народом амхара.
Как это часто бывает, регион стал именем этноса. В то время многие соседние кланы приняли амхарскую идентичность и язык по мере своего обращения в христианскую веру. В конце концов, было ассимилировано почти все население северной части будущей Эфиопии.
В это общество были интегрированы даже рабы, которыми становились представители ближних и дальних нилотских и кушитских народов, прежде являвшиеся язычниками. В связи с этим внутри амхара сложилась сложная социальная стратификация из привилегированных и низкоранговых кланов, которая дополнялась сословиями ремесленников и невольников.
Веками амхара доминировали в Эфиопской империи и благодаря их усилиям она оставалась независимой как от арабов, так и от европейцев. Их культура и их язык были фактически языком и культурой всей страны. Но у них не было четкого понимания своей этничности, это племя или народ воспринималось, прежде всего, как царский клан.
Только итальянцы в годы своего недолгого господства в рамках политики «разделяй и властвуй» впервые в истории учредили в стране национальные округа. Это привело к дискуссиям: а кто же такие амхара? Во времена Второй мировой, наряду сопротивления колонизаторам, местные пытались ослабить гегемонию амхара.
После окончания гражданской войны и свержения монархии страна стала этнической федерацией. Первый установленный там памятник Пушкину остался в Эритрее после провозглашения ей независимости, наше всё теперь не эфиоп)). Правда, оба государства претендуют на пушкинское наследие, в разное время в каждом появились новые памятники.