Архитектурная критика. Памятник Христофору Колумбу, 1929, Константин Мельников
В 1923 году на конференции представителей латиноамериканских стран было принято решение о создании монумента в честь Христофора Колумба. Он считается первооткрывателем Америки.
В 1927 году США предоставили Доминиканской Республике заём на строительство монумента. Первый этап конкурса на лучший проект памятника состоялся в 1929 году. На конкурс было представлено 455 проектов из 48 стран мира. Из них были выбраны 10 финалистов.
Окончательное решение о победителе было принято в 1931 году в Рио-де-Жанейро. Им стал шотландский архитектор Джон Глив, который предложил сложную и оригинальную идею для монумента.
Актуальность проекта памятника Христофору Колумбу
Когда проект памятника Христофору Колумбу создавался, его актуальность могла быть обусловлена несколькими факторами:
- Признание значимости Христофора Колумба в истории: на тот момент Колумб был одной из самых известных и значимых исторических фигур, поэтому установка памятника в его честь могла восприниматься как признание его заслуг.
- Поддержка культурного наследия: проект памятника мог быть связан с желанием сохранить и увековечить культурное наследие, связанное с Христофором Колумбом и его открытием Нового Света.
- Развитие туризма: в то время туризм только начинал развиваться, и установка памятника могла способствовать привлечению туристов и развитию туристической индустрии.
В настоящее время актуальность проекта памятника Христофору Колумбу может быть обоснована следующими причинами:
- Признание вклада Колумба в мировую историю: Колумб является ключевой фигурой в истории открытия и колонизации Америки, и памятник ему служит напоминанием об этом событии.
- Поддержка культурного и исторического наследия: памятники историческим личностям и событиям помогают сохранять и передавать знания о прошлом, что является важным аспектом культуры и образования.
- Развитие туризма: памятники знаменитым личностям часто становятся популярными туристическими достопримечательностями, что способствует экономическому развитию региона и созданию рабочих мест в сфере туризма.
- Использование памятника как образовательной платформы: на памятнике могут быть размещены таблички с информацией об истории и достижениях Колумба, которые помогут людям узнать больше об этом историческом персонаже.
Уникальность проекта
Проект памятника Христофору Колумбу, созданный Константином Мельниковым, отличается своей оригинальностью и инновационным подходом. Мельников использовал необычные формы и материалы, чтобы создать уникальный и запоминающийся образ памятника.
Он также применил современные технологии и методы проектирования, чтобы сделать процесс создания памятника более эффективным и экономичным. Это позволяет считать проект памятника Христофору Колумбу примером того, как инновации и творческий подход могут помочь в создании уникальных и значимых произведений искусства.
Памятник Христофору Колумбу, созданный Константином Мельниковом, значительно отличается от окружающей его архитектуры и стиля своего времени. Он использует нестандартные формы и материалы, которые были необычны для того времени.
Кроме того, Мельников использовал современные технологии и методы проектирования, которые также были новыми для того времени. Это делает памятник уникальным и инновационным произведением искусства.
Мельников создал памятник-маяк Христофору Колумбу в виде огромного монумента высотой 300 метров, состоящего из двух соединённых вершинами конусов. На первых эскизах конусы соприкасались остриями вершин, а место их стыка было укреплено стеклянным цилиндром.
Однако в окончательном варианте памятника конусы врезаны друг в друга почти на треть своей высоты. Верхний из них вращается с помощью огромных треугольных плоскостей крыльев. Эти крылья окрашены в красный и чёрный цвета, и их вращение не только изменяет цветовую характеристику монумента, но и обеспечивает устойчивость всего сооружения.
Крылья вращаются под воздействием ветра и занимают такую позицию, в которой они максимально жёстко противостоят ветровым нагрузкам, разрезая ветер. Это позволяет обеспечить устойчивость всего сооружения.
К какому стилю/направлению относится проект?
Проект памятника Христофору Колумбу, созданный Константином Мельниковым, представляет собой яркий пример стиля конструктивизм. Этот стиль характеризуется использованием простых геометрических форм, минимализмом и функциональностью.
Кроме того, в проекте присутствуют элементы модернизма, такие как использование современных материалов и технологий. Это были смелые эксперименты в области совмещения формы и конструкции.
За 80 лет до Дэвида Фишера советский архитектор Константин Мельников предлагал создать динамичную архитектуру. В своих работах он выдвинул множество разнообразных новаторских конструктивных решений, включая первые проекты кинетической архитектуры.
Конструкция памятника-маяка Колумбу предполагала два совмещённых конуса. Основную проблему вызывал способ их соединения. Первоначально конусы соприкасались остриями вершин, их стык предполагалось укрепить цилиндрическим залом из стекла. Однако подобная конструкция оказалась невозможной, поэтому в окончательном проекте памятника-маяка конусы были сильно врезаны друг в друга.
Вращение верхнего конуса должно было осуществляться с помощью крыльев под воздействием ветра. Крылья, окрашенные в разные цвета, были сконструированы таким образом, что они максимально противостояли ветру и обеспечивали устойчивость всего сооружения.
Вращение крыльев меняло не только объёмно-пространственную композицию, но и цветовое решение монумента. В нижнем, неподвижном объёме маяка предполагался зал, в центре которого был небольшой прозрачный конус, где помещалась урна с прахом и статуя Колумба. Этот малый объём должен был омываться дождевой водой, падающей на него из верхнего конуса, как из воронки. Сброс воды мог регулироваться вращением крыльев, которые, находясь в определённом положении, передавали воду турбине, поворачивавшей статую под разными углами.
Глубина проработки проекта
Проект памятника Христофору Колумбу, созданный Константином Мельниковым, отличается высокой степенью детализации и проработки. Мельников тщательно проработал каждую деталь памятника, включая его форму, размеры, материалы и расположение. Он также учёл особенности местности, где будет установлен памятник, и создал проект, который гармонично впишется в окружающую среду.
Качество проработки проекта
Проект памятника Христофору Колумбу, разработанный Константином Мельниковым, отличается высоким качеством проработки. Все детали памятника были тщательно продуманы и реализованы с использованием современных технологий и материалов. Мельников уделил большое внимание эстетическим качествам памятника, чтобы он стал не только символом истории, но и украшением города.
Использование современных технологий в проекте
Памятник Христофору Колумбу, созданный Константином Мельниковым, стал одним из самых необычных проектов своего времени. В нём использовались передовые для того периода технологии, которые позволили создать не только красивое, но и прочное сооружение.
Мельников применил инновационные методы проектирования и современные строительные материалы, чтобы памятник не только выглядел эстетично, но и был надёжным и долговечным.
Проект памятника был настолько необычным, что ему посвятили сразу несколько разворотов. Это был практически объект современного искусства, который должен был взаимодействовать с окружающей средой и менять свою конфигурацию в зависимости от погодных условий.
Памятник представлял собой два огромных конуса с лопастями по бокам. По задумке автора, когда ветер дул в определённом направлении, а в верхней части конуса собиралось необходимое количество воды, она попадала на лопасти, и они начинали вращать монумент.
Таким образом, проект памятника Христофору Колумбу является примером того, как инновационный подход может помочь создать уникальные и значимые произведения искусства.
Общая оценка проекта
Памятник Христофору Колумбу, созданный архитектором Константином Мельниковым, заслуживает высокой оценки. Это уникальное и инновационное произведение искусства, которое сочетает в себе красоту, функциональность и историческую значимость.
Мельников использовал современные технологии и материалы для создания памятника, который будет стоять на протяжении многих лет. Оценка памятника может варьироваться в зависимости от точки зрения и вкусов каждого отдельного человека.
Однако можно выделить несколько ключевых аспектов, которые могут повлиять на общую оценку памятника:
1. Выразительность и скульптурное исполнение. Важным фактором являются технические навыки художника и его способность передать ощущение движения и энергии в памятнике.
2. Архитектурное и городское соответствие. Оценка памятника может зависеть от того, насколько гармонично он вписывается в общую композицию с окружающим пространством и архитектурой города или места, где находится.
3. Историческое значение и символика. Многие памятники имеют историческую значимость и символическую ценность. Памятник Христофору Колумбу может вызывать различные ассоциации у разных людей, что также может повлиять на общую оценку.
В целом, оценка памятника будет субъективной и зависеть от предпочтений и взглядов каждого отдельного человека.
Вопросы и замечания от критика
Критики утверждали, что произведения Мельникова фантастичны, хотя значительная часть его проектов была реализована. Они ссылались на неосуществлённые конкурсные проекты крупных общественных зданий, такие как:
- Дворец труда (1923);
- памятник Колумбу (1929);
- Дворец народов СССР (встречный проект конкурса на Дворец Советов, 1932);
Последний проект особенно часто подвергался критике как «фантастический». Необычное по форме здание Наркомтяжпрома казалось фантастическим из-за своего непривычного облика, хотя с технической точки зрения его строительство не должно было вызвать больше трудностей, чем реализация других конкурсных проектов с обилием колоннад и арок.
Новоселова А.Д., ИАиД
*. В проекте «Москва, которой не было» место расположения памятника Колумбу, созданного архитектором К. Мельниковым, было изменено с Доминиканской Республики на Россию. Это произошло после установки на виртуальном месте размещения реального памятника Колумбу, созданного З. Церетели.
Памятник был перенесён из Пуэрто-Рико в Москву и обрёл национальные особенности. Эти два события уравновешивают друг друга.
Также:
- Москва, которой не было — 1920—1970 — все серии мини-сериала