Здание Наркомата тяжелой промышленности на Красной площади, 1934 г., К.С. Мельников при участии Лебедева В.М., Транквилицкого Н.И., Хохрякова Н.К. / 3D модель
В 1934 году был объявлен конкурс на строительство Наркомата тяжелой промышленности.
В 1930-х годах произошёл мощнейший скачок развития тяжёлой промышленности в СССР. Народный комиссариат тяжёлой промышленности был в те годы одним из наиболее важных советских наркоматов и возглавлялся соратником Сталина — Серго Орджоникидзе. Именно эти факторы послужили причиной решения построить Дом Наркомата тяжёлой промышленности.
Место строительства было выбрано весьма незаурядное: Красная площадь. Здание Наркомтяжпрома планировалось построить на месте здания Верхних торговых рядов (современный ГУМ). Также строительство такого масштабного здания предполагало полную реконструкцию Красной площади с расширением её в сторону Китай-города и других прилегающих улиц и площадей. От этого местоположения достаточно быстро отказались, однако конкурсных проектов уже было сделано немало. Позже, в 1935 году, по утверждённому новому генплану Москвы, было выделено новое место строительства: район Зарядья на берегу Москвы-реки.
Все представленные на конкурс проекты предполагали строительство грандиозного по масштабу здания, любое из которых кардинально поменяло бы облик столицы, особенно учитывая его предполагаемое местоположение. Ни один из проектов так и не был осуществлён. Причиной отмены строительства Здания Наркомтяжпрома в 1937 году послужила кончина Орджоникидзе, после которой влияние Наркомата тяжёлой промышленности пошло на спад, а позже он и вовсе разделился на множество более мелких независимых наркоматов.
Константин Мельников ключевое место в своем проекте отвёл Генплану. Сама планировочно-объёмная концепция здания перекликается с Кремлёвскими стенами и Храмом Василия Блаженного. «Размещая новый объем в структуре Китай-города, Мельников, как и все участники, намечает реконструкцию его структуры, подчинённой композиции нового объёма».
Сам Мельников о своем творчестве писал так: «в наш век появления Конструктивизма, Рационализма, Функционализма и АРХИТЕКТУРЫ не стало… Что касается меня, я знал другое, и это другое — не один конструктивизм. Любую догму в своем творчестве я считал врагом, однако конструктивисты все в целом не достигли той остроты конструктивных возможностей, которые предвосхитил я на 100 лет».
В опубликованной пояснительной записке Мельников так охарактеризовал свой конкурсный проект Наркомтяжпрома: «База социализма — тяжелая промышленность. Это должно быть выражено в монументальном здании Наркомтяжпрома…
Проект решает объемно масштаб сооружения в виде развернутого периметра с подчинением главной оси — Красной площади… <продолжение>
А также:
- Москва, которой не было — 1920—1970