Найти тему
Биореактор

Грибы водке не друзья

На сайтах любителей грибов можно увидеть классификацию, согласно которой грибы делятся на съедобные, несъедобные и ядовитые. Первые две категории отлично дополняют друг друга, объединяясь в группу условно-съедобных грибов. Но раз так, почему нет условно-ядовитых?

Такие грибы есть. Герой сегодняшней заметки — навозник чернильно-чёрный, он же C. Atramentarius. Не будем останавливаться на скучных сведениях о том, где он растёт, как выглядит и когда его собирают. С точки зрения клинической токсикологии навозник будет интересен лишь в тот момент, когда окажется съеденным. К тому же, этот гриб тесно пересекается с бытовым криминалом, о котором написано во второй части заметки.

Для начала немного базы. Навозник содержит в себе вещество под названием коприн. Это N-(1-гидрокси-циклопропил)-L-глютамин. Пусть читатель не пугается таких длинных формул: это биохимия, где все молекулы огромные и состоят из множества структурных блоков. В организме коприн гидролизируется — грубо говоря, частично разрушается под воздействием воды. Получившийся L-аминоциклопропанол находит фермент альдегиддегидрогеназу и велит ей спать.

Казалось бы, к чему эта подводка? Всё просто. Альдегиддегидрогеназа участвует в нейтрализации альдегидов — гадости, которая образуется из этилового спирта. Следовательно, выключив этот самый фермент, коприн грубо нарушает метаболизм алкоголя.

Получается не самый приятный расклад. Ферменты разрушают молекулы спирта, производя «мусорный» ацетальдегид, он же альдегид уксусной кислоты, он же близкий родственник формалина. При этом альдегиддегидрогеназа, которая должна разбираться с ним, выпала из обоймы стараниями коприна.

Тот, кому доводилось вдыхать пары формалина, навсегда запоминает этот «чарующий» аромат. Легко представить, что происходит с человеком, в чьём кровотоке свободно гуляет похожая дрянь. Всё начинается с ощущения, что сердце вот-вот пробьёт грудную клетку. Потом к этому чувству добавляются головная боль, тошнота с изнурительной рвотой и психомоторное возбуждение с очень сильным страхом смерти. Впрочем, скоро резервы организма исчерпываются, и ведущими симптомокоплексами становятся нарушение работы ЦНС и острая сердечно-сосудистая недостаточность.

Как оно звучит по-русски? У человека, запившего навозник алкоголем, начинаются судороги с потерей сознания, провал в кому, непроизвольное отделение мочи и стула вместе с катастрофическим падением артериального давления. Без своевременной помощи эти состояния рискуют перейти в смерть.

Навозник испокон веков используется в народной медицине с антинародными целями. Одно время его охотно применяли жёны, стремясь отучить своих мужей от пьянства. Вероятно, дамы хотели выработать у них условный рефлекс: опрокинул стопку, закусил грибом — узнал на своей шкуре, что такое шок. Не тот шок, в котором Сергей Зверев, а токсический. Искусственное введение людей в терминальное состояние никогда не даёт хороших результатов. Так и получилось с навозником. Попытка закодировать пьяницу, сделанная через навозник, с большой долей вероятности заканчивается смертью подопытного и тюремным сроком для целительницы.

Быть может, навозник не настолько инфернален и жесток, как бледная поганка. В сети можно прочесть много историй от гурманов, которые откушали навозник и даже успели поделиться впечатлениями от блюда. Неужели эти люди не испытали отравления альдегидами? Можно ли есть навозник на трезвую голову?

Биореактор выступает решительно против. Этиловый спирт вырабатывается организмом как естественный метаболит. Его мало, но будучи переделанным в ацетальдегид, он может натворить весьма нехороших дел.

Токсикология занимается не только ядами, но и законами их взаимодействия. Забудьте Парацельса, лечившего «подобное — подобным». Яды в комбинации всегда сильнее, чем поодиночке. Минус на минус даёт не плюс, а могильный крест.

Источник:

1. МЕДИЦИНСКАЯ ТОКСИКОЛОГИЯ: НАЦИОНАЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО / Под ред. Е. А. Лужникова. — М.: ГЭОТАР, 2012.
2. Фото гриба: By James Lindsey at Ecology of Commanster

Автор: Никита Игнатенко