Сразу скажу – математик я никакой, от слова «совсем». Ну вот не люблю я считать, рассчитывать, измерять… Мне больше нравится спонтанный процесс, то есть «на глазок». За что постоянно и расплачиваюсь своим временем и энергией, затраченными на перевязы.
Раньше такое происходило постоянно. Количество связанных вещей, идеально попавших в размер с первой попытки, стремилось нулю. Сейчас, вместе с пониманием простой истины, что вязание – это своего рода искусство, которое не может существовать без геометрии, чисел, точных расчетов и математических закономерностей, видимо, наступил этап более осознанного вязания.
Так что, дорогие девочки-вязальщицы, как оказалось, без скучной математики никак не обойтись. Многие из нас вяжут по готовым схемам и описаниям, не задумываясь о математических расчетах, которые стоят за этими узорами. Тем не менее, все-таки придется вспомнить кое-какие формулы и скучные уроки из школьной программы.
Арифметика и математические расчеты
Любой проект мы начинаем с подсчета петель с учетом размера спиц, плотности вязания и даже типа пряжи. Чтобы не получился, как когда-то у меня, вместо уютного пледа огромный коврик. А всего лишь была допущена ошибка в расчетах. А дальше более сложные математические расчеты: прибавки, убавки, расчеты для вывязывания пройм и горловин, создание симметричных узоров, понимание принципов построения раппорта.
Геометрия в вязании
Треугольники, квадраты, ромбы – все эти фигуры мы с легкостью создаем с помощью спиц и крючка! 📐 А вязание по кругу – это же настоящая ода окружности! ⭕️ Вот, например, задумывались ли вы когда-нибудь, как правильно рассчитать количество петель для создания идеального квадрата или круга? 🟪🟠
Без понимания геометрии ответить на этот вопрос или связать сложный, и даже простой узор, сложно. Наглядный пример с использованием уроков по геометрии – популярный и любимый многими «бабушкин» квадрат. Чтобы получить идеальную форму квадрата, который мы вяжем по кругу от центра, нужно добавлять петли особым образом.
Фракталы и вязание 🌿
Фракталы – это сложные, завораживающие геометрические фигуры, которые повторяются в разных масштабах. При создании многих потрясающих узоров для вязания используются именно принципы фракталов. ❄️Например, знаменитые снежинки, узоры в стиле «пэчворк», узор «лепесток папоротника».
Симметрия и асимметрия 🔄
В вязальной моде присутствуют не только строго симметричные вещи, связанные узорами, построенными на принципах симметрии, но и ассиметричные модели по форме или связанные ассиметричными узорами. Выглядят они оригинально, а необычная форма порой придает им особый шарм.
Последовательность Фибоначчи 🌀
Знаменитая последовательность Фибоначчи – ещё один математический принцип, который можно найти в вязании. Этот числовой ряд (1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21...), где каждое следующее число равно сумме двух предыдущих, часто используется для создания гармоничных и пропорциональных узоров. Например, можно связать шарф по принципу Фибоначчи, чередуя цвета в последовательности этих чисел.
На самом деле, в каждом вязальном проекте скрыто огромное количество математических тайн и загадок. Когда вовлекаешься в этот процесс, как будто постоянно решаешь какую-то задачку или головоломку. Но цель этих усилий – не просто желание найти правильный ответ, а создание гармоничной красивой вещи своими руками.
Более того, строгая математика не любит невнимательных и нетерпеливых. В процессе вязания также потребуется логика, терпение и внимательность. Одна пропущенная петелька, неправильно рассчитанная убавка – и вся работа пойдет насмарку.
Вот и получается, что скучная математика и творческий вязальный процесс очень даже тесно связаны. И в их связи нет ничего странного и необычного. Напротив, математика помогает вязальщицам, интуитивно осознающим эти математические связи, понять, что с помощью несложных расчетов можно придумывать и создавать новые узоры, корректировать готовые схемы под свои нужды, вязать изделия без выкройки, просто используя математические закономерности.
Удивительно, но я, никогда не любившая этот предмет в школе, стала относиться к математике с большим почтением и уважением.
Жизненное наблюдение: рукодельницы, которые «дружат» с математикой при создании своих работ, более успешны. Их изделия более совершенны, гармоничны и точны. Но это всего лишь мое мнение.
И более того, как выяснилось, не только математика помогает вязанию, но и вязание помогает решать сложнейшие математические задачи, над которыми десятки лет бились ученые.
Пример непосредственной связи между вязанием и математикой – Дайна Тайминя, математик, виртуозно владеющая крючком. Она объясняла своим студентам суть гиперболической геометрии при помощи крючка и пряжи.
И не только объясняла, но и смогла визуализировать гиперболические плоскости, которые были открыты математиками еще в XIX веке, однако, как их показать, они не понимали. А Дайна, которая вязала крючком, поняла. Так любовь к математике и вязанию помогли ей решить столетнюю задачу из неэвклидовой геометрии.
После этого ученый-математик связала крючком множество моделей с гиперболической плоскостью и написала книгу «Вязальные приключения с гиперболическими плоскостями».
Современные рукодельницы, работающие в технике фриформ – искусство вязаных импровизаций – с удовольствием применяют идеи и волшебные формулы Дайны.
А как вы используете при создании своих вязальных шедевров математику? Помогает ли вам знание математических закономерностей?
✅ Подписывайтесь на мои каналы ▶ тут и ▶ тут, чтобы не пропустить новые интересные посты, а также делитесь полезной информацией с друзьями! 👍 И спасибо вам, дорогие читатели, за лайки и комментарии!