Адописная икона — именно так называли икону, под красочным слоем, левкасом или окладом которой были помещены изображения дьявола (чёрта). Также к образу святого могли быть пририсованы рога, скрытые под красочным слоем.
Термин "адописная икона" происходит от древнерусского слова "адо", что означает "ад". Таким образом, адописные иконы - это иконы, "написанные в аду".
При этом изображения дьявола (чертей) присутствуют на канонических православных иконах при изображении сцен ада, Страшного суда и других апокалиптических эпизодов, а также различных чудес.
Впервые про адописную икону сообщает житие Василия Блаженного: на глазах изумлённой толпы святой кинул камень в образ Богородицы на Варварских воротах, а затем показал всем, что под краской было скрыто изображение чёрта.
"Схватили юродивого и бить стали. А он кричит: поскребите ее, поскребите! Обидчики стали разглядывать разбитую камнем икону. И под ликом Богородицы увидели вторую краску. Черным по красному изображены черти и дьявол", — повествует житие святого.
Считается, что создание адописных икон на Руси было разновидностью чёрной магии. Этнографические описания сообщают: "некоторые богомазы на загрунтованной доске пишут сперва изображение дьявола, и когда это изображение высохнет, снова загрунтовывают и уже на этом втором грунте изображают угодника". Как итог, молящийся обращается не к Богу, а к сатане, и молитва приобретает обратный эффект.
Согласно народным повериям, подобные иконы зачастую писал сам дьявол, но рукой мастера. Это наглядно иллюстрирует одна из фресок Рождественского собора в Ярославле.
Вполне вероятно, что такие образы распространяли ревнивые почитатели старинной русской иконописи — старообрядцы, не признававшие работ, созданных после XVII века. Они, по словам писателя Николая Лескова, хотели "оторвать народ от поклонения образам нового фряжского (западноевропейского) письма".
Однако Н. Лесков объяснял адописные иконы мошенническими махинациями иконоторговцев. Практика коммерческой адописи упомянута автором в повести "Запечатленный ангел" (1872), а также описана в статье для журнала "Русский мир". В погоне за наживой иконщик заказывает образа с чёртиками на левкасе и везёт на продажу. Следом едет его подельник и разоблачает страшный подлог: "открывает изумлённым крестьянам дьяволенков по всем их иконам" и заставляет покупать настоящие образа.
Называли таких торговцев офенями. В XVI веке в окрестностях Владимира возникло необычное явление. Отметим, что в городе протекало множество рек, которые служили основными транспортными артериями страны. И потому места подходили для ярмарок, куда съезжались крестьяне, чтобы продать или купить товары. Вот только приезжая на ярмарку, крестьянин часто совмещал бизнес с заботой о спасении души, отчего религиозные товары пользовались повышенным спросом.
Однако иконы, написанные в монастырях, были многим не по карману. Образовавшуюся нишу как раз и заняли жители окрестных деревень (но писать иконы, по-видимому, их научили монахи местного Троицкого монастыря). Довольно быстро эти иконописцы пришли к мысли, что одними ярмарками сыт не будешь, и они начали ходить по деревням, чтобы там сбывать иконы. И именно офеней иногда обвиняли в продаже адописных икон.
В середине 60-х годов XIX века в некоторых российских губерниях прошли массовые волнения. Вооруженные люди врывались в дома, выносили иконы и тщательно осматривали их. Если обнаруживали какую-либо трещину или потертость, то образ бросали в костер.
"В селе Стецовке Херсонской губернии местное духовенство потребовало, чтобы все имеющиеся фольговые иконы удостоверились в "годности" с помощью поднятия картона. Местные жители уверяют, будто бы нашли около пяти дьявольских изображений", — писала тогда газета "Московские ведомости".
Подобные события положили начало массовой охоте на адописные иконы. Нескончаемые истории о том, что у какого-то жителя облупилась краска на иконе, а там проступило изображение нечисти, печатали регулярно. Такую икону владельцы уничтожали немедленно, ведь могли заподозрить в демонопоклонничестве.
Из разных городов поступали свидетельства очевидцев, которые уверяли, будто бы видели иконы, написанные сажей из "сатанинского пекла" или "кровью самого дьявола".
Возможно, появление таких икон было и чьей-то злой шуткой. Например, писатель Максим Горький признавался, что во время своей недолгой работы в иконописной мастерской он то и дело подбивал иконописцев нарисовать рожки, за что и получил прозвище "дьяволенок".
Когда же его уволили, один из иконописцев на прощание подарил специально созданную для него икону с изображением дьявола. Писателю Илье Сургучеву он позже признавался: "Я никогда не мог с ней расстаться. Даже в Петропавловской крепости вместе со мной был. Все вещи отобрали, а его оставили".
Некоторые исследователи считают, что за подобную дьявольщину неграмотные крестьяне могли принять вполне обычные иконы, на которых были изображены адские создания – в сюжетах искушения святых, страшного суда или адских мук.
Также за адописные могли приниматься редкосюжетные иконы как, например, изображение Святого мученика Христофора, который в православной традиции изображается с песьей головой.
Однако современные исследователи считают адописные иконы, скорее, народной фантазией, так как не сохранилось ни одного материального образца. В настоящее время слово "адопись" употребляется искусствоведами и реставраторами преимущественно как ироническое определение низкокачественной и непрофессиональной иконописи.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: