Дорогие читатели, эта статья является продолжением рассказа о святом Киевском князе Владимире Святославиче – правителе Древней Руси, приложившем невероятные усилия к тому, чтобы с помощью новой религии объединить разрозненные племена славян, в те далекие годы населявших необозримые земли нашего Отечества.
Подробнее о том, почему этот князь решил крестить Русь можно прочитать в первой части рассказа о нем: св. ВЛАДИМИР - князь, решивший объединить русские племена с помощью новой религии | Незримая помощь | Дзен (dzen.ru)
А эта статья посвящена многочисленным изображением князя-подвижника, лик которого православные люди стали запечатлевать на иконах еще задолго до времен монгольского нашествия.
КАК ИЗОБРАЖАЛИ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА В ДРЕВНЕЙ РУСИ?
Достоверных сведений об иконах князя, созданных в домонгольский период, на сегодняшний день не существует.
Есть лишь предположения исследователей, что его образ находился в Спасо-Преображенской церкви в Нередице и во Владимирском Успенском соборе. Однако, из-за плохого состояния фресок, этого нельзя утверждать с достаточной определенностью.
Также имеется вполне вероятное предположение советского ученого С.А. Высоцкого, исследователя фресок Софийского собора в Киеве, о существовавшем здесь некогда изображении князя Владимира в составе ктиторской композиции в западной части собора. К сожалению, это изображение тоже не очень хорошо сохранилось до наших дней.
Изображения на монетах
Хотя не сохранились древние фрески, все же до настоящего времени дошли изображения князя на монетах, отчеканенных в период его правления на рубеже Х-XI веков. Причем вызывает интерес то обстоятельство, что на некоторых златниках и сребрениках его изображали с нимбом вокруг головы, подобно святым угодникам.
КАК ИЗОБРАЖАЛИ КНЯЗЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА?
Самое раннее из сохранивших изображений князя Владимира находится в церкви святителя Николы на Липне недалеко от Новгорода.
Это изображение датируется XIII-м веком. Князь изображен здесь в виде старца в синей тунике и в красном плаще. Но, к сожалению, данная фреска уже настолько повреждена, что едва ли не считается утраченной.
К концу XIV-го столетия сложились основные типы иконографии, описанные впоследствии в иконописных подлинниках так:
«Образом и брадою аки Иоанн Богослов, а власы на главе кудреваты, аки Минины» (Иконописный подлинник новгородской редакции конца XVI-го века).
В этот период выделились два направления иконографии Киевского князя: Московское и Новгородское.
На новгородских иконах равноапостольного Владимира всегда изображали в княжеской шапке, как, например, на фреске церкви вмч. Феодора Стратилата на Ручью или на миниатюрах Сильвестровского сборника и Радзивиловской летописи.
Для икон Московской школы более характерным было изображение равноапостольного князя в царском венце, уподобляющем его византийским императорам:
В XVI-XVII веках все больше появляется совместных изображений князя с его святыми сыновьями - страстотерпцами Борисом и Глебом, а также с императором Константином Великим, провозгласившим себя в начале IV-го столетия покровителем Христианства.
БОЛЕЕ ПОЗДНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА
В XVIII—XIX веках изображения князя стали почти обязательными при росписи больших соборов. Создавались они ведущими русскими живописцами. Например, знаменитый Владимирский собор в Киеве украшен росписями, выполненными художником Виктором Михайловичем Васнецовым.
Вместе с тем, наряду с иконописными изображениями, получили широкое распространение и изображения скульптурные, такие как бронзовая статуя этого святого в северном портике Казанского собора в Санкт-Петербурге.
Одно из наиболее известных изображений князя прошлого столетия – его образ на иконе работы монахини Иулиании (Соколовой) «Все святые, в земле Российской просиявшие». Эту икону подвижница писала более 10 лет и завершила в 1934 году:
Для современной иконографии характерно обращение к средневековым традициям. Князя обычно изображают в русском костюме, с княжеской шапкой или венцом на голове.
СОВМЕСТНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА И КНЯГИНИ ОЛЬГИ
Одним из наиболее древних совместных изображений князя Владимира и княгини Ольги, дошедших до наших дней, является икона «Походная церковь», написанная в 70-х годах XVI-го столетия и хранящаяся ныне в Тверской областной картинной галерее.
Также к числу древнейших относятся их образы в элементах храмовой росписи Рождественского собора в Суздале, возведенного в 1636 году.
Изображения святых Владимира и Ольги находятся на столпах Благовещенского собора в Кремле, где они сопоставлены другим известным ревнителям христианства: равноапостольным царю Константину и царице Елене, и восстановителям иконопочитания императору Михаилу и его супруге Феодоре.
Изображения князя и княгини есть в росписях Архангельского Кремлевского собора: равноапостольный князь изображен с воздетыми к небу руками, молящийся за свой новообращенный народ. Рядом с ним – княгиня Ольга.
В росписи собора московского Новоспасского монастыря (1689 год) присутствует изображение Владимира и Ольги, поливающих родословное древо с образами государей-Рюриковичей.
Подобные изображения появились после того, как во времена Иоанна Грозного обязательным убранством строящихся в Москве храмов стали иконы, подчеркивающие генеалогическую связь московских правителей со святыми князьями Киевской Руси, что, в свою очередь, подчеркивало избранность царствующего рода Рюриковичей. Впоследствии эту традицию переняли представители династии Романовых, ведущие род от первой супруги Иоанна IV царицы Анастасии Романовны.
Совместное изображение святых Владимира и Ольги присутствовало в молельной комнате царевны Марии Алексеевны, единокровной сестры Петра I.
Равноапостольные князь и княгиня, вместе с прочими святыми покровителями династии Романовых, изображены во 2-м ряду главного иконостаса Исаакиевского собора, а в храме Христа Спасителя они вместе присутствуют в горельефах.
Из более близких нашему времени произведений можно выделить икону «Крещение Руси» работы архимандрита Зинона, созданную в 1988 году. На ней князь и княгиня стоят по сторонам от апостола Андрея, воздвигающего крест на Киевских горах, а чуть ниже – древнерусские святые и сцена крещения народа: