Найти в Дзене
Незримая помощь

св. ВЛАДИМИР - князь, решивший объединить русские племена с помощью новой религии

СВЯТОЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР Из древних летописей известно, что Владимир родился в 960 (или в 963) году в селении Бутутино недалеко от Пскова. Отцом его был киевский князь Святослав Игоревич, а матерью – Малуша, ключница княгини Ольги. Мальчик рос в доме своей бабушки, которая сама занималась воспитанием внуков. Из-за того, что он был незаконнорожденным, прочие братья, да и дворовые люди тоже, порой насмехались над ним, называя «рабьим сыном» — то есть сыном рабыни. Рано пришлось испытать Владимиру и ужасы войны. Когда ему было 9 лет, город осадили прибывшие из южных земель печенеги: начался великий голод, не было даже воды. На всю жизнь запечатлелись эти страшные события в памяти будущего владыки Земли Русской. После кончины княгини Ольги, отрока, которому исполнилось только 10 лет, отправили княжить в Новгород. А еще через 10 лет молодой князь вступил в борьбу с братьями за главный престол Руси. Профессор А.И. Осипов, преподаватель Московской Духовной академии, давая оценку тем историческим
святой равноапостольный князь Владимир
святой равноапостольный князь Владимир

СВЯТОЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР

Из древних летописей известно, что Владимир родился в 960 (или в 963) году в селении Бутутино недалеко от Пскова. Отцом его был киевский князь Святослав Игоревич, а матерью – Малуша, ключница княгини Ольги.

Мальчик рос в доме своей бабушки, которая сама занималась воспитанием внуков. Из-за того, что он был незаконнорожденным, прочие братья, да и дворовые люди тоже, порой насмехались над ним, называя «рабьим сыном» — то есть сыном рабыни.

Рано пришлось испытать Владимиру и ужасы войны. Когда ему было 9 лет, город осадили прибывшие из южных земель печенеги: начался великий голод, не было даже воды. На всю жизнь запечатлелись эти страшные события в памяти будущего владыки Земли Русской.

После кончины княгини Ольги, отрока, которому исполнилось только 10 лет, отправили княжить в Новгород. А еще через 10 лет молодой князь вступил в борьбу с братьями за главный престол Руси. Профессор А.И. Осипов, преподаватель Московской Духовной академии, давая оценку тем историческим событиям, характеризует их так:

«Религия, в которой был воспитан князь Владимир, предполагала и утверждала именно такой принцип отношения к получению власти. В то время это был естественный и законный, а не бессовестный принцип».

В 980 году, убив старшего брата Ярополка, Владимир получил вожделенную власть. И не только над Киевом, но и над всей Русью.

В ту пору Русь не была единым централизованным государством. Она состояла из нескольких разрозненных племен, то враждовавших друг с другом, то заключавших между собою союз. И Владимир очень отчетливо понимал, что одна только личность правителя, какой бы выдающейся она ни была, не может скреплять собой все государство. Объединить разрозненный народ сможет только единая религия.

И христианской Русь при нем стала отнюдь не сразу. Сначала он попытался выстроить на ее территории единый культ древних славянских богов. По велению князя рядом с его теремом установили статуи идолов во главе с громовержцем Перуном, которого Владимир в дни молодости считал своим покровителем, дарующим победу в ратных подвигах. Бывало, что этим идолам приносили человеческие жертвы.

-2
Сергей Ефошкин «Первые мученики на Руси»
Сергей Ефошкин «Первые мученики на Руси»

Идея создания общего пантеона идолов просуществовала недолго. Профессор А.И. Осипов по этому поводу объясняет:

«Вскоре князь обратился к поискам новой религии. Язычество не отвечало на главнейший вопрос человеческой жизни: «В чем смысл нашего существования?» Потому Владимир мог задуматься над этим важнейшим вопросом, и это подвигло его к поискам того, в какой же религии есть разумный ответ на данный вопрос».

В тот период князь, стремясь ввести Русь в число наиболее значимых мировых государств, решил заключить династический брак с византийской царевной Анной – родной сестрой двух византийских императоров-соправителей - Константина VIII и Василия Болгаробойца.

Однако он получил категоричный отказ. Царевна воспротивилась замужеству с грубым идолопоклонником. В ответ Владимир осадил византийский город Корсунь, лишив жителей продовольственных припасов и воды, и этот поступок вынудил гордых потомков патрициев согласиться на брачный союз.

-4
Виктор Васнецов «Крещение князя Владимира», XIX в.
Виктор Васнецов «Крещение князя Владимира», XIX в.

После Крещения князь совершенно изменился.

В своем тереме он стал принимать странников и бездомных, кормил нищих, амнистировал осужденных. Многочисленных жен, с которыми жил, будучи язычником, Владимир отпустил, испросив прощения. Некоторым из них он помог устроить личную жизнь.

Протоиерей Николай Соколов, настоятель московского храма святителя Николая в Толмачах, дает пояснение подобной перемене:

«Крещение освобождает человека от первородного греха. И, вместе с тем, если человек принимает его искренне, всем сердцем, то вся прошедшая жизнь со всеми негативными явлениями язычества уходит. Человек заново рождается для новой жизни».

Конечно, далеко не все жители сразу приняли Христианское Учение. Но Владимир всячески старался укоренить его на наших обширных землях: строил храмы и отправлял во все уголки Древней Руси проповедников.

Протоиерей Алексей Уминский на этот счет мудро поясняет:

«Для князя Владимира, объединителя разрозненных славянских племен воедино, идея Единого Бога была идеей единения народа, и она не могла его не увлечь».

А протоиерей Стефан Сломчинский к этому добавляет:

«Святая Церковь называет равноапостольного князя Владимира «апостолом Павлом на Руси». Именно так. Потому что он, действительно, своими трудами и своим подвигом совершил великое дело – открыл для нашего народа Веру Христову».

Скончался равноапостольный князь 28 июля (15 июля по старому стилю) 1015 года. Эта дата и стала днем памяти святого, а также Днем Крещения Руси.

О ЧЕМ ПРИНЯТО МОЛИТЬСЯ СВЯТОМУ КНЯЗЮ ВЛАДИМИРУ?

  • Равноапостольного князя Владимира просят о помощи в просвещении заблудших людей, не знающих Бога и не оставляющих неправедных деяний. Просят его ходатайства за них и наставления к благочестивой жизни.
  • Ему молятся об избавлении от нападения иноплеменных врагов, мятежей внутри страны и междоусобных раздоров.
  • Князя молят о процветании и беспрепятственном распространении Православия, о преодолении внутрицерковных ересей и расколов.
  • Памятуя о чуде, явленном в момент крещения князя, к нему обращаются с просьбами об исцелении глазных недугов.
-6