Найти в Дзене
Горы. Камни. Люди

Рудник средь чистого поля

Я продолжаю свой рассказ о вольфрамовых рудниках Восточно-Уральского радиационного следа. Ранее я уже писал о Боёвском руднике и о заброшенном посёлке Горный, который возник вокруг Юго-Конёвского рудника. Сегодня же речь пойдет о Пороховском руднике – самом южном месторождении Шилово-Конёвской гранитной интрузии. В связи с небольшим объёмом как исторического, так и фактического материала, который мне удалось собрать, данная публикация будет сравнительно небольшой, однако без неё рассказ об этих местах всё же был бы неполным...

Как я уже писал в одной из прошлых публикаций, каждый из четырёх рудников бывшего Юго-Коневского вольфрамового рудоуправления расположен в своём уникальном природном ландшафте: Боёвский – на высоком скалистом берегу Багаряка, Карасьеозерский – на болотах близ умирающего озера Карасье, Конёвский – в прозрачном сосновом бору, а Пороховской – посреди чистого поля. Действительно, пейзаж здесь типично среднерусский. Насколько хватает взгляда простираются бесконечные поля: кое-где – с колосящейся рожью, кое-где – с обычным разнотравьем. Лишь изредка они перемежаются берёзовыми да осиновыми колками. Рельеф тоже почти не выражен: уральских кряжей не видно даже на горизонте, и лишь к северо-востоку угадывается небольшое понижение – там протекает река Синара. Сложно представить, что здесь могут иметься залежи вольфрамовой руды.

Вот так выглядит окрестный пейзаж неподалёку от Пороховского рудника. Как говорится, ничего не предвещает...
Вот так выглядит окрестный пейзаж неподалёку от Пороховского рудника. Как говорится, ничего не предвещает...

Пороховской рудник, названный так по близлежащему озеру Пороховому и одноименной деревушке, стоящей на его западном берегу – самый “молодой" из всех упомянутых выше месторождений. Если история разработок на Боёвском руднике уходит корнями вглубь XIX века, то близ озера Порохового рудник заложили в годы Великой Отечественной войны, в 1942 году, когда на Конёвском руднике были налажены разведочные работы по поиску новых вольфрамовых жил. Таким образом, разработка рудника активно велась на протяжении всего лишь 15 лет – до 1957 года, когда его закрыли после радиационной аварии на комбинате “Маяк”. Сразу же оговорюсь, что сам рудник не попал в зону радиационного заражения, граница которой прошла примерно в 1,5 км к северу от него по речке Топкой. Его закрытие было обусловлено прежде всего закрытием обогатительной фабрики, действовавшей в поселке Горный, который в зону серьёзного заражения как раз таки попал.

Интересная архивная фотография. Начальник соседнего Карасьевского рудника Фёдор Фёдорович Артёмов на Пороховском руднике. Ориентировочно конец 1940-х годов. По материалам сайта "Рудники Урала" (https://uralmines.ru/porohovskoj-rudnik/)
Интересная архивная фотография. Начальник соседнего Карасьевского рудника Фёдор Фёдорович Артёмов на Пороховском руднике. Ориентировочно конец 1940-х годов. По материалам сайта "Рудники Урала" (https://uralmines.ru/porohovskoj-rudnik/)

За пятнадцать лет активной работы на руднике прошли одну шахту на несколько горизонтов, а буквально за пару месяцев до злополучной аварии даже заложили ствол второй, но эти работы вынужденно пришлось свернуть. Вокруг рудника возник небольшой посёлок, который так и называли – Пороховской рудник, ну или просто Рудник. Ныне месторасположение бывшего рудника легко идентифицируется прямо с дороги, ведущей к селу Юшково. Eгo выдают заметные издалека валы глины – последствия последней геологоразведки, которая проводилась здесь в 2021 году по инициативе Кировградского завода твёрдых сплавов, имеющего виды на данное месторождение. От асфальтовой дороги до рудника – что-то около километра полевой дороги. В сухую погоду она проезжая для любой техники, но мы всё же решили прогуляться пешком.

Вкрапления флюорита в породе, брошенной на обочине полевой дороги
Вкрапления флюорита в породе, брошенной на обочине полевой дороги

Первые следы бывшей разработки встречаются нам примерно на полпути. Слева от дороги свалена груда камней. Издалека кажется, что это обычный гранитный бой, но при ближайшем рассмотрении практически в каждом камне попадаются вкрапления вольфрамита и флюорита. Похоже, это руда, которую по какой-то неизвестной причине бросили здесь. Судя по внешнему виду, произошло это гораздо позднее аварии на “Маяке” – вполне возможно, уже в XXI веке. Объём породы примерно соответствует кузову “КАМАЗа”. На многих камнях встречаются характерные фрагменты проходческих шпуров.

Примерно так выглядит вся территория Пороховского рудника после недавней геологоразведки
Примерно так выглядит вся территория Пороховского рудника после недавней геологоразведки

Сам рудник после очередной геологоразведки выглядит крайне неуютно и непрезентабельно. Вся его территория испещрена параллельными разведочными траншеями шириной 5-10 метров и примерно такой же глубины, которые протянулись условно с востока на запад на несколько сотен метров. Извлеченный грунт – сплошь рыже-красная глина. Уж не знаю, докопались ли здесь до коренной породы: после последних дождей на дне траншей стоит вода,а их борта уже заплыли глиной, и ничего интересного, кроме блесток слюды да отдельных зернышек кварца, здесь не видно.

Фрагменты проходческих шпуров в породе из старых отвалов
Фрагменты проходческих шпуров в породе из старых отвалов

Во всем этом беспорядке не сразу удаётся отыскать старую часть рудника. Отвалы пустой породы, извлечённые из шахты в 50-е годы прошлого века, уже поросли лесом. Они едва возвышаются на фоне окружающей местности, резко контрастируя с горами отвалов других посещенных нами рудников – Конёвского, Боёвского и Карасьеозёрского. Можно подумать, что незначительный объём отвалов косвенно свидетельствует о небольших объёмах добычи, но это было бы заблуждением. По словам местных жителей, раньше отвалы здесь были ничуть не менее “эпичными”, чем, скажем, в Горном, но почти все они пошли на отсыпку дороги при строительстве асфальтового шоссе от Булзей через Пороховое и Юшково на Огнёвское. Неподалеку от отвалов обнаруживается и ствол шахты. Точнее, то место, где он должен быть. В Интернете можно найти фотографии, на которых он вскрыт, но сейчас его то ли снова засыпали, то ли он обвалился, то ли просто заплыл глиной после дождей.

Ствол старой шахты, вскрытый при проведении разведки в 2021 году. Фотография пользователя Megaslon69 с сайта "Webmineral.ru" (https://webmineral.ru/deposits/photo.php?id=5158)
Ствол старой шахты, вскрытый при проведении разведки в 2021 году. Фотография пользователя Megaslon69 с сайта "Webmineral.ru" (https://webmineral.ru/deposits/photo.php?id=5158)

Собственно, от старого рудника кроме отвалов ничего не осталось. Говорят, где-то неподалёку ещё можно отыскать остатки посёлка, который возник при руднике, а в небольшом перелеске подле него – маленькое кладбище. Но делать это лучше весной или поздней осенью: в отличие от того же Горного, все строения здесь были деревянными, и теперь от них остались лишь фундаменты, которые проблематично отыскать посреди лета в зарослях травы высотой в человеческий рост.

Следы человеческой деятельности средь старых отвалов: навскидку напоминает большое кострище, но, скорее всего, просто кто-то что-то раскапывал
Следы человеческой деятельности средь старых отвалов: навскидку напоминает большое кострище, но, скорее всего, просто кто-то что-то раскапывал

Полазив по отвалам, можно найти симпатичные образцы кварца, флюорита, конгломераты слюды. Встречаются минералы меди и железа, которые на других местных рудниках нам до этого ни разу не попадались – лимонит, азурит и даже вкрапления малахита. Согласно геологическим отчётам коренные породы здесь представлены в основном известняками, в которых простираются кварцевые жилы с вольфрамитом и шеелитом. Содержание вольфрамита в породе не превышает 1%, но, судя по всему, этого вполне достаточно, чтобы в настоящее время месторождение представляло интерес для дальнейшего освоения. Пороховской рудник никогда не слыл особенно богатым, однако, как ни крути, не был отработан полностью – и по сей день месторождение официально считается законсервированным. Так что, вполне возможно, работы здесь ещё когда-нибудь возобновятся.

В тексте статьи вам уже встретились ссылки на некоторые другие публикации этого цикла, но я на всякий случай ещё раз продублирую их здесь – проходите по ним, если статья вас заинтересовала! Вот здесь, например, я рассказывал о Боёвском месторождении – самом "заслуженном" руднике, стоявшем на балансе Юго-Конёвского вольфрамового рудоуправления. Писал я и непосредственно про Юго-Конёво – огромное село, ликвидированное после аварии на комбинате "Маяк". Ну и, конечно же, я рассказывал о Юго-Конёвском руднике и посёлке Горный, который возник вокруг него. Как вы уже могли понять из текста статьи, этот рудник вместе с посёлком также был ликвидирован из-за последствий радиационной аварии...