Сегодня по-разному вспоминают о жизни в Советском Союзе: кто-то с чувством откровенного удовлетворения, что наконец-то избавился от его ограничений и запретов, кто-то равнодушно, но всё же большинство людей старшего поколения - с чувством ностальгии и сожаления о прекращении существования великой и могучей страны, которая им многое дала. Ничего не попишешь - тут у каждого своя история и своя собственная истина!
Не стоит забывать, что жители города и деревни по-разному относились к жизни и нередко сталкивались с "разным" Советским Союзом. В первую очередь, это касается неоднородности в инфраструктуре, социально-бытовом обеспечении, вопросах пропитания и ценовых диапазонах...
При этом не скажешь, что деревенская жизнь была нищей и беспросветной, как утверждают некоторые скептики. Деревня испокон веков была трудоголиком, и советский период - не исключение. Труженики крепких колхозов-совхозов в 1970-ые неплохо зарабатывали, а если добавить сюда наличие огорода и личного подворья, то можно сказать, что жили вполне сытно и сносно. И могли себе позволить почти всё, что имели горожане. Даже более того - тот же самый пресловутый дефицит (бытовая техника, мотоциклы, велосипеды, ковры, импортная обувь и одежда) в сельских магазинах можно было встретить гораздо чаще.
Да и сами деревенские жители не были такими уж дремучими, как их часто преподносят! В те годы в каждой семье имелись телевизоры, многие выписывали с десяток газет и журналов, туристические поездки за границу не являлись такой уж редкостью, а уровень сельского школьного образования ничуть не уступал городскому.
Если старшее поколение деревенских ещё отличалось от городских манерой одеваться, то молодёжь стремилась впитывать все веяния тогдашней моды. Вот так ярко и разнообразно выглядели в те годы наши невестившиеся девчонки. Ну чем не деревенский подиум!
Особая песня - это деревенские свадьбы, проводы в армию и наиболее значимые праздники, будь то советские или православные! В такие дни доставали из запасников всё самое лучшее, и если уж гуляли, так отрывались по полной, поскольку знали - завтра снова ждёт тяжелая работа в поле и на колхозной ферме.
Бытует ещё одно предубеждение, что деревенская жизнь в СССР - это жизнь в вечной грязи и навозе. Казалось бы, так оно и должно было быть, учитывая характер труда в животноводстве-полеводстве и наличие многочисленной домашней живности. Однако редко можно было увидеть на улице неряшливо одетого местного жителя, в домах поддерживалась идеальная чистота, а в хлеву подстилка для скотина менялась чуть ли не ежедневно. Быть может, деревенские и были несколько простоваты, но зато максимально открыты и доброжелательны. Вот этого сейчас так не хватает современному обществу!
В очередной раз с приятной ностальгией пересматриваю свой деревенский фотоархив и вспоминаю колодкинских жителей из своего детства и юности, которые пришлись на 1960-1970-ые годы...
Поскольку родители вечно находились на работе, воспитанием детей и присмотром за ними (а их в каждой семье было не менее трёх-четырёх) занимались бабушки. Большинство из них так и не дождались с войны мужей, сумели поднять своих детей и позднее охотно отдавали всю нерастраченную любовь внукам.
В престольный деревенский праздник - Успениев день - каждая колодкинская семья (и так-то немаленькая!) разрасталась вдвое за счёт городской родни. За семейным столом звучали любимые песни, собравшимся было что вспомнить и о чём поговорить. А потом все дружно выходили на знакомую улицу, по которой бегали в детстве, и фотографировались...
С нашими добрыми соседями Черновыми, перебравшимися в Колодкино в своё время из соседней деревушки Оборино, мы долгое время прожили в ладу и согласии, помогая друг другу во всём. Глава семьи Иван работал местным конюхом, его жена в годы войны возглавляла льноводческую бригаду, потом работала в полеводстве. Дочь Шура, работавшая птичницей и телятницей, после смерти родителей тянула на себе всё хозяйство (корова, овцы). Так и не выйдя замуж и оставшись бездетной, она часто сидела с нами, соседскими детьми.
Любопытно, что деревенский пожар 1951 года уничтожил все дома, располагавшиеся на одной линии до дома Черновых, а их загоревшийся дом всё-таки сумели отстоять всем миром. Однако в 2002 году (уже после смерти Шуры) ему всё же было суждено сгореть при очередном пожаре.
Здесь на фото - наш деревенский гармонист Константин Шмарёнков со своей дочерью Татьяной. Долгое время он работал шофёром в Конаковской МТС и в строительной бригаде местного совхоза. Его жена Клавдия (на верхнем фото справа) заведовала в Дмитровой Горе сельским магазином. Привычной картиной для деревенских было наблюдать, как она по вечерам у раскрытого окна пьёт чай из блюдечка. А с их сыном Александром мы были дружны в школьные годы и оба пытались освоить игру на гармошке. Замечу, что у меня это получалось куда успешнее...
Удивительный факт: несмотря на то, что в те годы в деревне было довольно много парней и девчат, их взаимоотношения так и не вылились в нечто серьёзное. Заканчивая местную школу, они разлетались по городам и весям, где и создавали семьи. Единственным исключением стал ваш покорный слуга, в 1984 году нашедший свою вторую половинку среди местных красавиц, с которой на днях отметил "рубиновую свадьбу".
В 1958 году наша семья переехала в Колодкино (родная деревня моего отца) из Бежецкого района Калининской области и некоторое время проживала в доме одинокой Тамары Шашиной (на верхнем фото), продавца местного сельмага. После того, как та вышла замуж и перебралась в город, дом был нами выкуплен. На нижнем фото - Тамара в деревенской компании (крайний слева - мой отец).
В одном из деревенских домов проживали незамужние сёстры Макеевы - Александра (Шура) и Мария (Маня), эвакуированные из Погорельского района в начале войны, впоследствии так и осевшие в Колодкино. Первая (она на нижнем фото) работала в колхозе дояркой и телятницей, являясь передовиком в районе, а вторая - полеводом и на местном сырзаводе в Дмитровой Горе. На верхнем фото сёстры в компании местной доярки Елизаветы Муницыной.
А вот и сама доярка Елизавета Муницына, награждённая за трудовые успехи орденом "Знак Почёта". Её муж Павел приехал в деревню после войны, здесь женился на ней (первый муж Елизаветы пропал без вести на фронте). Всю жизнь Павел проработал в колхозе молоковозом и кладовщиком. Местным ребятишкам он запомнился тем, что постоянно караулил их у колхозного склада, куда те время от времени забирались с целью поживиться семечками. Но тот был нерасторопный, поэтому ребятня успевала убежать с набитыми карманами...
На этом снимке у картофелехранилища в компании моего дядьки и местного фронтовика-инвалида запечатлена эстонка Эльма, работавшая в колхозе телятницей и дояркой. Местным она запомнилась не только необычным именем, но и тем, что постоянно ездила на мопеде и мастерски резала и разделывала домашнюю скотину. Ну и тем, что успела после войны сменить несколько мужей...
В 1960-1970-ые годы время от времени в деревне можно было увидеть наведывавшихся сюда бывших председателей местного колхоза "Красная нива" Елену Степанову (та возглавляла колхоз в довоенные годы и во время войны) и послевоенного председателя Василия Тихомирова. В своё время первая перебралась в подмосковную Дубну, а второй - в соседнюю Дмитрову Гору.
Все колодкинские парни проходили службу в Советской Армии и неизменно возвращались в родные пенаты вот такими возмужавшими и подтянутыми, как друзья-приятели Николай Козовков и Константин Давыдов. Правда, долго в деревне потом не задерживались, перебираясь в ближайшие города...
Для нас, деревенских подростков, деревня середины 1970-ых была родной и понятной. Такой она, собственно, и осталась! По крайней мере, в воспоминаниях...
Эта хлябь. Эта глушь. Пустыри.
Птичий звон. Комариные песни...
И такая тоска - хоть умри...
И такая любовь - хоть воскресни...
Читайте мои последние публикации на канале:
Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях