Найти тему
ЮРГПУ(НПИ )

ДПИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: «ДА ЗДРАВСТВУЮТ СТУДЕНТЫ-ДОБРОВОЛЬЦЫ!»

Ровно 110 лет назад, 1 августа 1914 года Россия вступила в Первую Мировую войну. В русскую армию на защиту своей Родины самоотверженно шли и студенты Донского политехнического института, многие из которых не смогли завершить обучение… Как жил наш Политех в роковые годы одной из самых кровопролитных мировых трагедий, читайте подробнее в этом материале.

Специфической чертой ДПИ (одного из 5 политехнических институтов России наряду с Киевским, Петербургским, Варшавским и Рижским) было формирование контингента студентов на паритетных началах – 50% из числа донских казаков и 50% – из иногородних. Первый набор абитуриентов в 1907 г. составил 150 человек. К началу первой мировой войны в ДПИ обучалось 835 человек, работали 61 профессор, доцент и преподаватель на 18 кафедрах пяти факультетов: горного, инженерно-мелиоративного, сельскохозяйственного, механического и химического. К 1918 г. число сотрудников университета возросло до 202 человек, т.к. Новочеркасск стал одним из центров эвакуации учебных заведений западных губерний России.

За 1907-1917 гг. в ДПИ были приняты 2028 студентов, а окончили вуз всего 297 человек. В связи с разразившееся войной большинство студентов не смогли завершить обучение.

С началом Великой войны на страницах «Донских областных ведомостей» опубликовали следующее обращение: «Вы, гг. студенты! Родина зовет Вас на ратный подвиг!.. Идите по примеру многих Ваших товарищей добровольно в военные училища и в школы прапорщиков, подготовьтесь там основательно к офицерскому званию и затем, разумно направляя наших храбрых солдат, сокрушите врага и освободите нашу Родину и весь славянский мир от дерзкого германца. Да здравствуют студенты-добровольцы!».

Следуя патриотическим чувствам, сотни студентов ДПИ (преимущественно младших курсов) прерывали своё обучение и поступали в ряды русской армии. В отличие от студентов классических университетов, в составе которых мобилизации подлежали студенты-медики, политехники пополняли непосредственно боевые подразделения. Острая потребность в младших офицерах привела к тому, что уже с осени 1914 г. переменные штаты Новочеркасского казачьего Алексеевского училища были увеличены до двух сотен юнкеров. В училище принимали донских казаков с правами вольноопределяющихся первого разряда (не меньше 6 классов средней школы). Юнкера проходили ускоренный курс строевой и теоретической подготовки (от 4 до 6 месяцев в зависимости от нужд фронта) и выпускались с производством в чин прапорщика. Именно по этому пути пошли многие политехники. Среди них – прапорщик Донского казачьего полка Владимир Зиновьевич Желтухин (студент ДПИ, доброволец), который 22 июля 1915 г. был ранен осколком тяжелого немецкого снаряда, а 6 августа скончался.

По данным донского историка А.Г. Сизенко, на 1 января 1915 г. в русской действующей армии было 74 955 донских казаков, а всего под ружье поставлено более 100 тысяч. Среди них – более 300 студентов и сотрудников ДПИ. Георгиевских наград были удостоены 193 донских офицера и более 37 тысяч казаков, в том числе выпускники, студенты и сотрудники Алексеевского донского политехнического института: поручик 1-го броневого автомобильного дивизиона Александр Ильич Одишелидзе (18__-1933), добровольцы Вадим Иванович Сагацкий (1898-1920), Петр Михайлович Поляков (1899-1974), Григорий Михайлович Ледковский (1900-1969), кавалер ордена Св. Анны 4 степени подпоручик Петр Александрович Ренсков (1895-__) и многие другие.

Февральская революция 1917 г. в корне изменила систему высшего образования в стране. Начался активный процесс демократизации высшей школы, введение выборности ректоров и самостоятельности университетов, отмена ограничений для абитуриентов и студентов. В начале марта 1917 г. в ДПИ был отстранен от должности назначенный министерством ректор И.Ф. Юпатов и его обязанности перешли к Н.М. Абрамову, как к старшему из профессоров института. Восьмого марта он телеграфировал в Петроград министру торговли и промышленности: «Вследствие требования Донского Исполнительного Комитета от 7 марта за № 39 ректор института 8 сего марта передал мне, как старшему из профессоров, исполнение своих обязанностей впредь до Вашего распоряжения ˂…˃ имею честь просить ради скорейшего успокоения учащего и учащегося персонала ДПИ и установления в нём нормальных условий жизни в соответствии с переживаемым временем о скорейшей отмене примечания и временных правил об управлении Институтом по назначении выборов Ректора Института». На следующий день, 9 марта экстренное заседание профессоров доверило Н.М. Абрамову исполнять обязанности ректора. Уже 21 марта на общем собрании всего преподавательского состава института при участии одного представителя от служащих новым ректором ДПИ большинством голосов (за – 74, против – 5) был избран профессор П.П. Сущинский. Именно на долю этого ректора выпало руководство институтом в бурном 1917 г.

В это время ДПИ состоял из пяти факультетов: горного, инженерно-мелиоративного, сельскохозяйственного, механического и химического. Кроме специальных дисциплин в институте преподавали: богословие, законоведение, счетоводство, болотоведение, молочное хозяйство, пчеловодство, черчение, рисование и иностранные языки, а также различные общеобразовательные и технические предметы.

С образованием в 1918 г. Всевеликого Войска Донского (ВВД) изменилась ведомственная подчиненность вуза. ДПИ перешел в подчинение отдела народного просвещения ВВД. Вероятно, этим обстоятельством следует объяснить и смену руководства института, который в мае 1918 г. возглавил профессор Н.С. Успенский. По настоянию Управляющего отделом народного просвещения ВВД 16 мая 1918 г. Совет ДПИ избрал председателем профессора Н.С. Успенского, а в качестве его заместителя профессора П.Н. Лащенко. Члены Войскового Круга периодически проводили осмотр учебно-вспомогательных учреждений института, все преподаватели были зарегистрированы в управлении Черкасского округа. Решением Большого Войскового Круга и приказом Донского Атамана № 898 от 5 сентября 1918 г. ДПИ именовался впредь Донским политехническим Институтом имени Войскового Атамана Алексея Максимовича Каледина.

Развернувшаяся гражданская война привела к серьезным изменениям в деятельности института. Некоторые структурные подразделения стали работать на оборону. Однако ходатайство ректора Н.С. Успенского о признании всего института учреждением, работающим на оборону, было отклонено Окружным Комитетом. От мобилизации освобождались лишь служащие тех учреждений, которые фактически работали на оборону. В течение трех месяцев ректор вел упорные переговоры с военным ведомством и добился того, что педагогический персонал вуза до особого распоряжения мобилизации не подлежал. Институт работал в режиме постоянной готовности к эвакуации, для этого были проведены соответствующие мероприятия: составлены поименные списки эвакуирующихся, собраны необходимые документы, подготовлено оборудование и пр.

-2
-3

Причём число студентов по сравнению с дореволюционным периодом даже удвоилось: если на 1 января 1917 г. их было 613, то на 1 января 1919 г. уже 1450, а ещё через год – 1668 человек. Это связано с тем, что в ДПИ наблюдался массовый переход студентов из других высших учебных заведений. В 1917 г. было принято до 3000 студентов из Петроградских и Московских вузов, что свидетельствует о возможностях института продолжать учебный процесс на необходимом уровне. И если в 1918-1919 гг. в Новочеркасск прибывали обучаться сторонники белого движения, то в 1920 г. советская власть стала активно использовать высокий профессиональный уровень коллектива. Так Комитет по ускоренному выпуску инженеров и агрономов при ДПИ сообщал, что с первых чисел сентября 1920 г. началась переброска в Новочеркасск студентов из закрывшихся Екатеринославского горного института и Уральского политехникума и число студентов в ближайшее время превысит 1500 человек. Дело в том, что в ДПИ во многом удалось сохранить квалифицированные кадры: в 1921 г. в состав штата института входили 229 сотрудников (профессора, преподаватели, ассистенты, метеорологи-наблюдатели, хранители кабинетов, механики при кабинетах и лабораториях, помощники зав. опытными участками, стипендиаты, препараторы).

Многие преподаватели, работавшие в ДПИ при бело-казачьей власти, остались в Новочеркасске несмотря на первоначальное желание эвакуироваться. Мотивация была различной: некоторые не имели средств для выезда; кто-то хотел эвакуироваться сам; другие отправляли только семьи; были те, кто не считал в этом крайней необходимости. Значительная часть сотрудников изменили свое первоначальное мнение, среди них профессора С.П. Вологдин, П.П. Сущинский, Н.И. Чирвинский и др.

Однако людских потерь среди преподавателей ДПИ избежать не удалось. Только за 1919-1920 гг. скончались доценты: Н.П. Чирвинский (71 год), П.Д. Гребнев (42 года), Л.П. Сокальский (47 лет); преподаватели: отец Т. Донецкий (49 лет), Я.И. Коротченков (44 года), Л.П. Семянников (55 лет). В период гражданской войны в штате ДПИ появились первые женщины: ассистент при кабинете зоологии К.И. Путилина, хранитель геологического кабинета А.И. Шишкина и помощник библиотекаря Ю.А. Морозенкова.

-4

В период господства на Юге страны белого движения Донской политехнический институт поддерживал контакты с вузами Екатеринодара (ныне Краснодара), Екатеринослава, Харькова. Не прекращалась и научная работа. Например, известным ботаником, профессором В.М. Арциховским был разработан метод аэропоники, «воздушной культуры растений» – выращивание растений без почвы. Регулярно проводились публичные лекции, торжественные мероприятия, посвященные годовщинам важных событий научной жизни. Так на химическом факультете широко отмечали 50-летие открытия Д.И. Менделеевым периодического закона элементов. 28 апреля 1919 г. в большой аудитории нового химического павильона состоялось торжественное публичное заседание Совета ДПИ, на которое была приглашена вдова великого ученого – Анна Ивановна Менделеева (Попова) (1880-1942 гг.). Помнили политехники и о своих коллегах. Спустя полгода со дня кончины профессора М.М. Зайцева и в девятый день кончины преподавателя протоиерея Тихона Донецкого – 24 марта 1919 г. была совершена панихида. Господство на Дону Всевеликого Войска Донского привело к тому, что во время приёмной кампании лета 1918 г. на вакантные места в первую очередь зачисляли казаков, затем коренных жителей Дона, и лишь потом иногородних.

Многие преподаватели ДПИ вели активную общественную деятельность. Например, преподаватели Горного факультета в 1918 г. приняли активное участие в съезде Донских Горнопромышленников, а в 1919 г. они совместно с геологами Ростовского университета обсуждали вопрос об организации местного отделения Геологического Комитета – для составления геологической карты и наследования полезных ископаемых Юга-Востока России. Особую активность в общественно-политической деятельности проявлял профессор Н.М. Абрамов. В 1918 г. он был делегирован от ДПИ в Совет Финансов ВВД, где стал председателем. 31 октября 1918 г. Н.М. Абрамов был избран председателем от ДПИ в Краевой музей Промышленности и сельского хозяйства.

-5

В январе 1919 г. атаман П.Н. Краснов «за отличие по службе и особые труды по Совету Финансов» произвёл профессора ДПИ, статского советника Н.М. Абрамова в чин действительного статского советника.

Война привела к экономическому кризису, поэтому на заседаниях Совета ДПИ регулярно стали подниматься вопросы о заработной плате, но и в этих трудных условиях институт всячески помогал своим сотрудникам, используя собственные возможности: земельный фонд, орудия труда и рабочую силу. В 1919 г. правление института решило засеять около 40 дес. земли (засеяли только 25 дес. – авт.). Собранный урожай поступил для нужд служащих института по себестоимости с надбавкой 10% в пользу опытных учреждений. Кроме того сотрудникам института раздали участки по 200 кв.саж. из вспаханной огородной земли площадью около 30 дес. у гимназии Е.Д. Петровой. Другой формой помощи сотрудникам в продовольственном обеспечении стала продажа по льготной цене необходимых продуктов (особо нуждающимся и отличившимся сотрудникам). Гражданская война полностью не ликвидировала филантропические традиции казаков, которые по-прежнему оказывали поддержку учащейся молодежи. Согласно завещанию М.П. Косоротовой, часть средств доставалась ДПИ для учреждения двух стипендий бедным студентам.

Несмотря на трудности военного времени у руководства института было много далеко идущих планов. 23 марта 1919 г. ДПИ объявил конкурс на постройку дома в 8 верстах за Персиановкой, по дороге на Несветай (на сумму 40 тыс. руб.). 24 августа того же года обсуждали проект постройки двух жилых домов на 100 квартир для служащих института. Насколько все эти планы были фантастическими, может свидетельствовать тот факт, что в этот же день преподаватели делали заказы на приобретения за границей некоторых приборов и препаратов, недостающих для научно-учебного процесса. Заказы сделали Вологдин (электрические печи 2 по 800 руб., стеклянная посуда, микроскоп), Чирвинский («Канадский бальзам» по 20 руб.), Сударкин (2 шприца). Однако принятие нереальных проектов продолжалось и в декабре 1919 г. строительный комитет ДПИ объявил конкурс на строительство двух павильонов: биологического на сумму 767 092 руб., а также павильона сельхозмашин и орудий стоимостью 192 521 руб.

В 1919 г. было разработано новое Положение о Донском Политехническом Институте имени Войскового Атамана А.М. Каледина, который изменил структуру управления вузом. С момента образования институт управлялся на основе положения, утвержденного министром торговли и промышленности 19 августа 1907 г. Современники отмечали две главные особенности нового учебного заведения: 1) Донской институт был наполовину казачьим, т.к. половина мест отводилась коренным жителям Области войска Донского; 2) Приём студентов производился не по конкурсу аттестатов и экзаменов, а по жребию. Кроме того, женщины для обучения в институт не допускались, а иногородние абитуриенты должны были иметь разрешение полиции на проживание в Новочеркасске. Обучение было платным и составляло 50 руб. за семестр. Первоначально запрещался также перевод студентов из других вузов. Таким образом правительство рассчитывало не допустить распространения революционных настроений студенчества на Дону. Ректор ДПИ назначался министром торговли и промышленности.

Фактически ДПИ был опытной площадкой для реализации административной модели вузовского управления, что вызывало естественное недовольство либерально настроенных политических деятелей и профессуры. В феврале 1909 г. депутат Государственной Думы М.С. Воронков добивался распространения на ДПИ устава Петербургского политехнического института, но его предложение было отклонено. Напротив, авторитарная модель управления получила дальнейшее распространение и в 1913 г. – ректор получил право самолично изменять временные правила управления институтом. В знак протеста ДПИ покинули 20 ведущих преподавателей. Среди них – профессора В.А. Ауэрбах, К.Г. Дементьев, А.Н. Динник, Л.М. Лилин и др. Только в начале 1916 г. министерство торговли и промышленности внесло в Госдуму проект нового положения о ДПИ. Из-за обострившейся политической ситуации в стране он не был утвержден.

Положение 1919 г. во многом так и осталось на бумаге, потому что уже в январе 1920 г. в Новочеркасск вошли передовые части Красной Армии. Таким образом в годы гражданской войны профессорский и преподавательский состав Донского политехнического института внёс большой вклад в сохранение политехнического образования на Юге России.

-6

Несмотря на многочисленные проблемы, руководству института удалось главное – сохранить научно-педагогический коллектив и материально-техническое оснащение, не прерывать учебный процесс. На 1921 г. в ДПИ числилось 1227 студентов, в том числе 184 студента ускоренных выпусков. За 1907-1921 гг. количество выпускников института составило: по Механическому факультету – 165; по Горному факультету – 98; по Инженерно-Мелиоративному факультету – 93; по Химическому факультету – 47; по Сельско-хозяйственному факультету – 23; по Металлургическому факультету – 2 (всего 428 человек).

Плодотворная учебно-научная деятельность факультетов ДПИ в значительной мере развивалась благодаря хорошему оборудованию кабинетов, лабораторий, библиотек и приспособленности для научно-исследовательской и учебно-методической работы. Так фундаментальная библиотека, занимавшая целый дом, насчитывала свыше 12 тыс. наименований книг, около 750 названий журналов, являлась одной из лучших библиотек по научно-техническим вопросам Юго-Востока России.

Кроме того, институт обладал 64 учебно-вспомогательными учреждениями, кабинетами, лабораториями, музеями и т.п. Общая стоимость инвентарного имущества достигла суммы свыше 750 тыс. рублей золотом. Эти учебно-вспомогательные учреждения были оборудованы лучше, чем соответствующие учреждения в других высших учебных заведениях страны. Например, Горный Институт в Екатеринославе имел лишь два кабинета по геологическим наукам, а ДПИ – три, в Киевском Политехническом институте был лишь один кабинет по ботанике, а в ДПИ их было два.

Как старейший в крае Донской Политехнический институт оказывал помощь более молодым вузам. В частности, была оказана помощь пожертвованиями дублетов минералогических и геологических коллекций, отдельных оттисков специальных брошюр и т.д. Тифлисскому и Кубанскому политехническим институтам, Ростовскому университету. Многие кабинеты института и находящиеся при них аудитории предоставлялись в распоряжение других вузов г. Новочеркасска – Донскому сельскохозяйственному институту, Донскому Внешкольному университету, Юго-Восточному техникуму. О высоком качестве работы Донского политехнического института свидетельствовал и тот факт, что в 1921 г. в нем числилось 223 студента, перешедших из других учебных заведений России, что составляло более 18% общей численности обучающихся.

26 ноября 2015 г. в ЮРГПУ(НПИ) состоялось открытие памятного обелиска «Донским политехникам – добровольцам Великой войны 1914-1918 гг.». На сегодняшний день известны 248 имён студентов и сотрудников ДПИ – добровольцев Великой войны. Список постоянно пополняется, каждую строчку которого новочеркасские политехники бережно хранят в вехах истории первого вуза Юга России.

Источник информации и фото: https://www.npi-tu.ru/university/about/history/first-world-war/

#юргпу_нпи #память_жива