Найти тему
Круто об искусстве

"Кто Пауль, кто Клее"

▪️Пауль Клее.
▪️Пауль Клее.

Герман Гессе в 1930 году написал роман "Паломничество в Страну Востока" - рассказ о путешествии вне времени и пространства к некоей внутренней стране детства, у которой нет точных пространственных координат. Зато есть реальные путешественники - члены придуманного Гессе Братства. В архиве этого братства числилась карточка и на имя художника Пауля Клее:

"Передо мной была пластина из золота с наведенным финифтью узором, по всей видимости необычайно старинная, на ней был изображен трилистник клевера, один из листочков которого представлял голубой кораблик под парусом, второй - рыбу в многоцветных чешуйках, а третий выглядел как формуляр телеграммы, и на ней читались слова:

Снегов голубее,

Кто Пауль, кто Клее".

▪️Пауль Клее.
▪️Пауль Клее.

В Баухаузе, где преподавал Клее, его называли Буддой, потому что он был светел, спокоен, немногословен и никогда и ни на кого не сердился (по крайней мере свирепо и нарочно).

Он (так и хочется сказать, что такого просто не может быть, но может) прожил всю жизнь с одной единственной женщиной, вечерами музицировал дуэтом с Кандинским (Клее - на скрипке, Василий Васильевич - на фортепиано), а во время Первой мировой войны не стрелял, а в тылу наносил камуфляжный рисунок на самолеты.

Цветные карандаши подсунула в руки ему его бабушка и позволяла изображать все что вздумается, обеими руками сразу. Этот трюк профессора Клее через много лет не раз будет поражать студентов Баухауза.

Итак, Пауль Клее.

▪️Пауль Клее.
▪️Пауль Клее.

Он родился в Швейцарии неподалеку от Берна, превосходно музицируя на скрипке в сельской глуши. Биография его не слишком богата событиями - отец был учителем музыки (немец из Баварии), мать окончила консерваторию по классу вокала (из Швейцарии), а сам Клее получил художественное образование в Мюнхенской академии и у Франца фон Штука. В 1901 году несколько месяцев он путешествовал по провинциям Италии... но морские обитатели аквариума сильнее таки запали ему в душу.

Потому что "я хочу быть как бы новорожденным, не знающим абсолютно ничего о Европе, не подозревающим о фактах и моде, почти примитивом" (Пауль Клее).

Клее будет восхищаться Редоном, Сезанном, Ван Гогом, Энсором и, конечно, Кандинским, но будет свободен от них, как и от любых сравнений его манеры с кем-либо из его современников. Не увенчаются успехом и любые попытки привязать его творчество к какому-то одному или нескольким направлениям.

Он - самородок.

И экспериментатор. Но эксперименты его совсем не в духе агрессивных и эпатажных реди-мейдов Дюшана. Чужд Клее и угрюмой авангардистской примитивизации, и социальной содержательности, и тем более не имеет ничего общего с фальсификациями гениального Сальвадора Дали.

Клее - это про мир, увиденный закрытыми глазами (цветовая симфония, пластическая лирика, поэтика бессознательных сфер, когда в багажнике любовно хранится очень богатый бэкграунд, но вся эта иконосфера есть лишь путь преодоления и выхода, но никак не входа).

▪️Пауль Клее. Сказка в духе Гофман, 1921. Метрополитен музей, Нью-Йорк
▪️Пауль Клее. Сказка в духе Гофман, 1921. Метрополитен музей, Нью-Йорк

▪️Пауль Клее. Престарелый Феникс, 1905. Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк
▪️Пауль Клее. Престарелый Феникс, 1905. Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк

▪️Пауль Клее. Фон в саду Марка, 1915. Ленбаххаус, Мюнхен
▪️Пауль Клее. Фон в саду Марка, 1915. Ленбаххаус, Мюнхен

Потому что:

Что такое реальность сюрреалистов? - материализация подсознательного. Абстракционистов? - преодоление материального. Экспрессионизма? - страсть и боль.

А у Пауля Клее реальность - это мифология души (Михаил Герман назвал это "картинным залом души").

Клее не играет в детское восприятие мира, он стремится к нему со всей страстью первооткрывателя - ищет самый важный и всеми забытый праязык. И, кажется, находит. И умело переводит его на понятный для нас диалект (именно Клее был первым художником, кто назвал рисунки детей и сумасшедших настоящим творчеством, а свои собственные найдет, бережно наклеит на картон, назовет и включит в каталог работ, который будет вести на протяжении всей жизни).

▪️Пауль Клее. Фреска из Храма Тоски, 1922. Метрополитен музей, Нью-Йорк
▪️Пауль Клее. Фреска из Храма Тоски, 1922. Метрополитен музей, Нью-Йорк

▪️Пауль Клее. Замок и солнце, 1928. Частная коллекция
▪️Пауль Клее. Замок и солнце, 1928. Частная коллекция
▪️Пауль Клее. Магия рыб, 1925. Художественный музей Филадельфии
▪️Пауль Клее. Магия рыб, 1925. Художественный музей Филадельфии

▪️Пауль Клее. Красный воздушный шар, 1922. Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк
▪️Пауль Клее. Красный воздушный шар, 1922. Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк

Потому что "искусство не отображает видимое, скорее, оно делает видимым" (Пауль Клее)

__________________________________________

Он побывает в Париже и Тунисе, вступит в художественное объединение "Синий всадник", навсегда попрощается с двумя своими товарищами, ушедшими на фронт Первой мировой - Август Макке (26 сентября 1914) и Франц Марк (4 марта 1916), станет преподавать в Баухаусе и напишет три книги:

в 1925 году в Мюнхене вышли "Педагогические эскизы" (Pädаgogisсhes Skizzenbuch), в 1945 в Берне была опубликована лекция "О современном искусстве" (Über die moderne Kunst), а в 1956, в Базеле и Штутгарте, появилась книга "Художественное мышление" (Das bildnerische Denken).

▪️Пауль Клее. Золотая рыбка, 1925. Гамбургский Кунстхалле, Гамбург
▪️Пауль Клее. Золотая рыбка, 1925. Гамбургский Кунстхалле, Гамбург

И вот его "Золотая рыбка" (1925), которая есть сразу все: и традиционный христианский мотив, и первобытная находка, и архаический монстр, и будущая добыча рыбака, и просто рыбка, увиденная детским взором мудреца... или пророка. Потому что есть этот красный глаз, застывший во мраке сине-черной плоскости холста.

Первая мировая война мутировала в мирную жизнь, "кости" страстались коряво, а душевные протезы приживались далеко не у всех... В 1923 году в одном из баров Мюнхена состоялся знаменитый пивной путч Гитлера и генерала Людендорфа, целью которого была попытка гос.переворота, состоявшаяся таки в 1933 году...

Время такое было, лихорадочное. Были большие надежды и большое сомнение.