...каждую неделю студенты вместе с подавателями устраивают вечеринки, фотографируются в странных масках, придуманных художником Оскаром Шлеммером, маршируют с красными флагами и публично раскрашивают статуи Гете и Шиллера... Девушки коротко стригутся и носят брюки, а юноши, наоборот, отращивают волосы и одеваются как оборванцы.
Нет, нет, это не наркотики. Это БАУХАУС.
Баухаус, где всегда на повестке дня стояли десятки самых важных дел по украшению и совершенствованию окружающего мира (расшить сумку кельтскими узорами или выточить кулон из куска найденной во время прогулки железяки).
Началось все 25 апреля 1919 года в немецком городе Веймар - именно там была образована Высшая школа строительства и конструирования - БАУХАУС (Bauhaus в переводе с немецкого "Дом строительства").
Первым директором и идеологом школы стал немецкий архитектор Вальтер Гропиус, который сформулировал ее главный принцип так: "Мы хотим вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе: архитектура, скульптура, живопись, - здание, которое, подобно храмам, возносившимся в небо руками ремесленников, станет кристальным символом новой, грядущей веры".
Перевожу на русский язык: по мысли Гропиуса только новое конструктивное мышление, объединившее зодчество, живопись, градостроительство и социальные дисциплины, даст возможность создать Gesamtkunstwerk ("великое универсальное произведение искусства", по мысли Вагнера).
И в общем-то, в век пара и электричества, стремительной индустриализации, многообещающего технологического прогресса, именно Баухаус дает миру НОВЫЙ ЯЗЫК архитектуры.
Архитектуры, которая отказывается от декоративных элементов классической ордерной системы, но выставляет напоказ современные конструктивные приемы.
Романтики с большой дороги (художники и архитекторы Баухауса) свято верили, что окружающее человека пространство, созданное по законам искусства, должно поменять самого человека, воспитать новую личность (этакие отчаянные строители счастливого будущего для всего люда мирского).
Отсюда и такой жадный интерес к строительству массового, типового жилья, в котором высокие стандарты качества жизни будут доступны всем слоям населения.
Короче говоря, Икея родом из Баухауса.
В школе этой преподавали самые передовые авторы эпохи - Кандинский (живопись, фреска), Пауль Клее (витраж), Ласло Мохой-Надь (обработка металла)... благодаря Эль Лисицкому в Баухаусе узнали о супрематических композициях Малевича, а идеолог нидерландского авангарда Тео ван Дусбург читал лекции, в которых были изложены идеи группы "Де стиль" (совершенная архитектоника против хаоса природы, рационализм, функционализм, цвет и четвертое измерение / "Я живу в будущем, где нет места искусству, так как искусство есть там, где не хватает красоты" (Тео ван Дусбург)).
О методе обучения - историю искусства в Баухаусе намеренно преподавали как можно позже, дабы предотвратить копирование и стилистические заимствования (однако, грамотно-с).
Обучение начиналось с подготовительного курса - изучали теорию цвета и фактуры, создавали трехмерные структуры из всего, что попадало под руку. На старших курсах играли спектакли из геометрических фигур (благодаря Оскару Шлеммеру - родоначальнику геометрического театра, благополучно преподававшему в Баухаусе), самостоятельно производили мебель для обустройства классов и строили дома для преподавателей (вассал моего вассала не мой вассал, но мой).
Отдельно выделю прелюбопытнейшую персону - швейцарского художника, буддиста и мистика Йоганнеса Иттена, который разработал авторский подготовительный полугодовой курс для студентов Баухауза. Он брил голову, носил почти монашеское одеяние и начинал лекции с дыхательных упражнений и медитаций (практиковалось рисование с закрытыми глазами и рисование обеими руками).
В 1925 году школе пришлось переехать из Веймера в Дессау. Новое здание проектировал сам маэстро Вальтер Гропиус и оно стало своего рода манифестом раннего Баухауса.
Иначе говоря, манифестом ФУНКЦИОНАЛИЗМУ.
То была школа-фабрика, которая объединила учебные классы, ремесленные мастерские, столовые и кабинеты. Студенты не просто создавали эскизы будущих функциональных вещей, а производили эти вещи. Для этого была разработана система мастерских: гончарной, текстильной, витражной, металлической, класс сценографии. Кроме того, студентов учили создавать настенную живопись, гравюру по дереву, экспериментировать с фотографией.
Каждая зона имела свое объемно-пространственное решение и без труда определялась по внешнему виду (функций в едином комплексе было много, поскольку в Баухаусе студенты и жили, и работали... по уикендам играли странную музыку и купались нагишом по ночам).
Общежитие располагалось в многоэтажном корпусе-башне, для преподавателей были построены отдельные дома. Мебель, утварь, рисунки тканей делали сами студенты и преподаватели. Во всем подчеркивались чистые геометризированные формы; стены, мебель, бытовые предметы были основных цветов спектра - красного, синего и желтого (некоторые помещения легко трансформировались: перегородка убиралась, и столовая превращалась в танцплощадку).
Баухаус просуществовал 14 лет до 1933 года: с приходом к власти национал-социалистов школа была, понятное дело, закрыта, а ее идеи и творения были признаны дегенеративными, зловредными и ментально вырожденческими.
Время такое было, если ты не идешь к фюреру, то фюрер идет к тебе.
На самом деле, все основные тренды/бренды XXI века родом из Баухауса: дизайн мебели, текстиля, одежды, но, в первую очередь, новации в архитектуре.
Функциональное планирование означало проектирование "изнутри наружу": в первую очередь архитектор должен был продумать внутреннее пространство, удобное размещение жилых, общественных и хозяйственных зон. Отсюда и эти сложные композиции разноэтажных объемов, разнообразные формы оконных проемов (квадратные, ленточные, Г-образные).
Облик здания был продиктован особенностями внутренней планировки и назначением помещений.
***Такое дело. Тель-Авив в 30-ые был хаотично застроенным, неудобным и по меркам времени совершенно некрасивым городом (эклектика европейская + местные традиции). После прихода к власти нацистов в Палестину переехали около 250 тысяч евреев, среди которых было много архитекторов, учившихся аккурат в Баухаусе: Шломо Беренштейн, Арье Шарон, Шмуэль Мистечкин. Так в период между 1931 и 1937 годом в Тель-Авиве было возведено более 3000 зданий, в которых последовательно воплощалась доктрина Баухауса. Архитекторы любовно учли местные климатические условия: из-за постоянного солнца и изнуряющей жары вкупе с высокой влажностью от широких полос ленточных окон благополучно отказались. Зато стали использовать приемы, традиционные для строительной практики Ближнего Востока - внутренние дворы-колодцы, патио, аркады, вентиляционные люки, машрабии (вентиляционное окно)). То был сказ про доступ свежего воздуха и дополнительную тень.
Любое украшательство считалось недопустимым и даже безнравственным приемом. Истиной считался лишь путь очищения и тотального упрощения дизайна.
Так рождался интернациональный стиль, массово известный по его американизированной версии - спасибо нацистам, спровоцировавшим повальную эмиграцию в США Вальтера Гропиуса (преподавал в Гарварде), Марселя Брейера (открыл собственное бюро в Нью-Йорке), Ласло Мохой-Надя (основал "Новый Баухаус" в Чикаго).
Главным адептом интернационального стиля стал третий директор школы Баухаус - Людвиг Мис ван дер Роэ (самые знаменитые его работы - павильон Германии в Барселоне (1929), дом Эдит Фарнсуорт ("Стеклянный дом", 1951), небоскреб Сигрем-билдинг в Нью-Йорке (1958)).
В каждой стеклянной коробке любого офисного здания по всему миру узнается его наследие. Ван дер Роэ буквально создал пространства тишины, воплощая свой главный принцип, ставший архитектурным кредо для тысячи архитекторов и дизайнеров XX века: "Меньше значит больше".