Друзья, если вы катаетесь без шлема – то совершаете большую глупость! Обычно подобные утверждения начинают с вводной конструкции «никому не хочу навязывать своё мнение». Но нет – в данном случае своё мнение я хочу именно навязать. Потому что уверен – в определённых, пусть и редких, ситуациях, велосипедный шлем способен сохранить здоровье или даже жизнь.
Был бы депутатом Думы, то постарался бы внести в ПДД правки об обязательном использовании шлемов, причём касающиеся не только велосипедистов, но и электросамокатчиков, моноколёсников и других симеров.
Аргумент, что, мол, «всегда катался на велосипеде без шлема и всё было хорошо», считаю несостоятельным. Это, так называемая «ошибка выжившего»: ведь тот, кто катался и было «норм», но в один момент стало «не норм» зачастую уже ничего рассказать не может.
Может быть, просматривая старые трансляции, вы замечали, что в 20м веке некоторые профессиональные велогонщики ездили без шлемов. А сейчас это обязательно на всех соревнованиях, проводимых UCI. Увы, такое правило было введено лишь после трагедии, когда на Тур-де-Франс 2003г. погиб Андрей Кивилев. Шлем его бы спас, т.к. упав, он получил фатальный перелом черепа.
Конечно, велосипедист-любитель катается намного медленнее профика. Но даже скорости 20км/ч вполне достаточно чтобы получить серьёзную травму. Простите, даже пешеходы, поскользнувшись на льду, порой «зарабатывают» сотрясение мозга.
Езда вне потока автотранспорта тоже не избавляет от необходимости использовать шлем. На мой взгляд, поездки по проезжей части вообще более безопасны, чем по тротуару. Автомобилисты обычно более предсказуемы, чем пешеходы, особенно дети.
Во всяком случае, если проанализировать мои падения, которых было не так уж и мало, то все они, за исключением одного, никак не связаны с автотранспортом. Чаще всего падал из-за соскальзывания колеса. И несколько раз был очень рад, что на моей голове находился шлем.
Недавно протестировал свой шлем ещё раз. Спускался по лестнице. А перед этим лестницу помыли, она была ещё влажной. Подошва же велосипедных туфель, из-за металлического шипа, держит плохо. Поскользнулся - долбанулся лбом о перила. Судя по гулкому, «органному» звуку, разнёсшемуся по всему зданию, сила удара была приличной. Но на лбу не осталось ни синячка; никаких повреждений. Даже не хочу думать, что бы со мной случилось, если бы я спускался по лестнице без шлема. Мысленно поблагодарил продавца, который, во время покупки мною первого велосипеда, «втюхал» в комплекте ещё и шлем. Причём недешёвый - примерно в четверть от стоимости самого вела. Но я об этих затратах совершенно не жалею.
Вообще, самое нелепое обоснование отсутствию шлема – необходимость платить за него деньги. Почему вы так дёшево оцениваете своё здоровье? Топовый велосипедный шлем стоит около 40т.р. Даже несколько дней утери работоспособности приведут к куда большей дыре в бюджете. Но ведь последствия неудачного падения могут присутствовать на протяжении многих лет.
Травмы головы весьма опасны. К примеру, у меня знакомый получил в драке по башке – в результате стал плохо говорить – невнятно, не выговаривает окончания. Уж не знаю, восстановятся ли его голосовые способности когда-нибудь или уже нет.
Не обязательно брать самый дорогой шлем. Любой, даже самый простой, будет намного лучше отсутствия какого-либо. Хотя, на мой взгляд, шлем не та вещь, на которой стоит экономить. Лучше купить велосипед попроще, но шлем от солидного бренда.
Видел тут видосик: человек разбил кувалдой велосипедный шлем и рассказывал какое это бесполезное фуфло. Увы, уважаемый мамкин блоггер, совершенно не понимает принцип работы шлема. Его задача как раз сломаться, поглотив максимальное количество энергии удара. Он должен защитить голову ценою собственной целостности.
Аналогичный принцип используется и в автомобилях: имеются специальные зоны программируемой деформации. Современное авто в аварии искорёжиться намного сильнее, чем та же «Победа», но шансы выжить в нём намного выше.
И по этой же причине, рекомендуется менять шлем после каждого серьёзного удара по нему. Даже если он не раскололся, его внутренняя структура могла повредиться и в следующий раз он отработает уже не так, как предусмотрено. Я, кстати, свой шлем тоже собираюсь поменять в ближайшее время, т.к. он уже старенький и перенёс несколько ударов.
Кроме того, существует мнение, что шлемы теряют свои свойства с течением времени, типа рассыхаются. И это ещё одна причина, чтобы менять его раз в несколько лет.
И конечно, при езде на велосипеде, лучше использовать специальный велосипедный шлем. Ведь каждый тип шлемов разработан с учётом определённых условий. Какой-нибудь военный топфхельм хорошо защищает от ударов холодным оружием, но при падении он будет намного менее эффективен, чем велосипедный. И напротив – велошлем в сражении практически бесполезен.
Причём велосипедные шлемы различаются ещё и для разных дисциплин. И это не пустой маркетинг.
Так, шлем для шоссейных гонок имеет более аэродинамичную форму, у него лучше вентиляция: ведь шоссеры могут ехать по многу часов без остановки. Плюс шоссейные шлемы, по возможности, сделаны максимально лёгкими – обычно не более 300 грамм. Для МТБ-шных же шлемов эти качества не так критичны. Зато они имеют усиленную защиту в области затылка и боков, часто имеют съёмные козырьки. А вот шлемы для экстремальных дисциплин, вроде даунхилла, обычно выполнены по схеме full face, т.е. имеют защиту челюсти.
Ну и конечно, что бы шлем эффективно выполнял свои функции он должен быть вашего размера и правильно настроен.
Один подписчик как-то написал мне, что не использует шлем и велосипедный шмот, т.к. считает, что в таком виде его могут принять за лицо нетрадиционной ориентации. Я не шучу. Это какие же тараканы должны быть в голове, чтобы так думать? Причём это был не первокласник, а взрослый мужик. Хотя даже в детском саду уже давно ни у кого подобных мыслей не возникает. Страшно подумать, что с точки зрения данного товарища, должны думать о людях, по долгу службы, использующих профессиональную одежду: врачах, аквалангистах, пожарных и т.д.
Сам я катаю в велосипедной экипировке. Она реально удобная, что, собственно, неудивительно – ведь её специально разрабатывали для этих целей. Заезжаю, в том числе, в глухие деревеньки. И ни разу не сталкивался с какими-то косыми взглядами. Напротив, когда останавливаюсь у магазинчиков, чтобы пополнить запасы, иногда ко мне подходят любопытные сельские детишки и начинают меня расспрашивать откуда я приехал, о велосипеде. Смотря на меня, при этом, скорее с интересом и восхищением. Но никак не с подозрением.
Дорогие, берегите себя! Используйте шлем! И, кстати, в том же Питере, я замечаю, что доля велосипедистов, использующих шлем, с каждым годом увеличивается. Это не может не радовать.