Найти тему

Действительно ли ездить на велосипеде опаснее, чем на автомобиле?

Самые частые вопросы от автомобилистов, которые мне приходится слышать, намекают на чрезмерную опасность езды на велосипеде по дорогам: «Тебе не страшно?», «Жить надоело?», «Ты что, бессмертный?».

Ну про страх я не буду, это вопрос психологический; страх зачастую иррационален и не имеет отношения к реальным опасностям (некоторые, скажем, панически боятся совершенно безобидных паучков).

А почему, собственно, «коробочники» считают, что ездить на велосипеде опаснее, чем на авто? Для меня это не так уж и очевидно. Автотранспорт далеко не эталон безопасности. Ежедневно приходится читать в новостях о летальных авариях. По заявлению Минздрава – ДТП самая частая причина смерти мужчин до 50 лет.

Прибегнем к помощи интуиции. Нет, лучше не надо. Интуиция очень плохо работает, когда речь идёт о вероятностях и статистике. К примеру, есть люди, которые очень бояться летать на самолётах, при этом спокойно разъезжают на авто. А ведь доказано, что вероятность погибнуть при авиаперелёте на два порядка ниже, чем при поездке на автомобиле.

Статистика для сравнения опасности езды на велосипеде и авто, тоже вряд ли поможет. Хоть, по данным ООН, велосипед и является самым распространённым транспортным средством, но большинство этих велосипедов, скорее всего, используется не слишком активно. Велосипедистов же, которые серьёзно катают по дорогам и имеют значительные пробеги – куда меньше. Конкретно по ним данных нет.

Остаётся только логика. В преимущества, в плане безопасности, автомобиля нужно занести наличие железного ящика, который способен, отчасти, поглотить энергию удара. К недостаткам – высокую скорость. Напомню, что при увеличении скорости вдвое кинетическая энергия объекта возрастает в четыре раза. К тому же высокая скорость требует и очень быстрой реакции водителя.

Во многие ситуации, в которых оказывается автомобилист, велосипедист просто никогда не попадёт.

Возьмём, допустим, самую частую причину тяжёлых ДТП. На трассе, кто-то начинает обгон, не убедившись в достаточном пространстве для завершения манёвра. В результате - влетает во встречный транспорт. Как итог – несколько трупов.

Может ли велосипедист попасть в такую ситуацию? Конечно может, но только в роли встречного транспорта. Более того, я сам попадал в них, но без всяких последствий – ведь я еду по самому краю проезжей части и без проблем разминаюсь с «торопыгой» несущемся по встречке. А ехал бы на авто – трагедии было бы не избежать.

Или другая причина фатальных ДТП. Автомобилист слишком разгоняется, не справляется с управлением и врезается в дерево/дом или вылетает с дороги. Может ли велосипедист разогнаться настолько сильно, чтобы потерять управление? Сомневаюсь. Впрочем, даже если он вылетит с дороги или куда-нибудь врежется, то, скорее всего, отделается лишь синяками и царапинам (особенно, если он использует шлем).

Далее. Водитель устал и заснул в дальней дороге. Последствия могут быть самими печальными. Может ли велосипедист заснуть в пути? Всё что угодно – только не это!

Естественно, мои примеры не описывают всего многообразия дорожных ситуаций. Это лишь иллюстрация того, что вопросы из начала заметки вполне можно задать и автолюбителю. Железный ящик даёт лишь иллюзию безопасности. А электронные помощники, вроде ABS и ESP, могут сыграть дурную шутку с водителем, который начнёт слишком на них полагаться – но они бессильны против законов физики.

Велосипедист же сталкивается с несколько другими опасностями на дороге. Так что напрямую сравнивать безопасность этих двух видов транспорта невозможно. Она зависит от множества факторов: видимости, времени суток, качества дороги. Но и от самого водителя/велосипедиста тоже зависит немало: нужно соблюдать ПДД, обеспечить собственную заметность, использовать ремни безопасности/шлем, выбирать более безопасный маршрут, даже если он чуть длиннее. И, конечно, не забывать о правиле ДДД (дай дорогу дураку) – будет неважно, кто виноват, если сами «отправитесь на небеса».

Друзья, будьте осторожны, берегите себя! Неважно, каким вы пользуетесь транспортом – на дороге никто не может быть в полной безопасности: ни автоводители, ни велосипедисты, ни пешеходы.

Авто
5,66 млн интересуются