Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Константин Великий: набожный христианин или умный прагматик?

Оглавление

Константин Великий сделал Рим христианским, но искренность его веры часто подвергается сомнению. Взгляд на более широкие изменения в римском обществе может лучше объяснить его противоречивую веру.

Хи-Ро из римско-британской виллы , IV в. н. э.; с монетой, изображающей Константина и Sol Invictus, 316 г. н. э.; и мраморной портретной головой Константина Великого, 325–70 гг. н. э.
Хи-Ро из римско-британской виллы , IV в. н. э.; с монетой, изображающей Константина и Sol Invictus, 316 г. н. э.; и мраморной портретной головой Константина Великого, 325–70 гг. н. э.

Константин Великий был одним из самых эффективных правителей Рима. Он также является одним из самых важных людей в истории Европы, потому что его правление привело к возникновению Римско-католической церкви. Хотя его поддержка христианства изменила жизни миллионов, многие историки сомневаются в искренности его убеждений. Почему так много людей до сих пор сомневаются в истинной вере Константина и преданности христианской религии, и имеют ли они на это право?

Мифы о Константине

Хи-Ро из римско-британской виллы , IV в. н. э., из Британского музея, Лондон
Хи-Ро из римско-британской виллы , IV в. н. э., из Британского музея, Лондон

В 312 году нашей эры Константин сразился у Мильвийского моста с Максенцием. Много лет спустя христианский епископ Евсевий будет утверждать, что император сказал ему, что у него было видение христианского креста над солнцем, как раз перед битвой.  Под крестом были слова «В этом знаке победи». Во сне той же ночью Иисус якобы подтвердил послание императору.

Существует несколько различных версий этой истории, но в одной из версий его войскам было приказано нарисовать на своих щитах Хризму — христианский символ, представляющий первые две буквы имени Иисуса на греческом языке.

Хризма или хрисмон (Хи-Ро), ☧ — монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ)

Большинство современных людей по природе своей недоверчивы к чудесам, поэтому неудивительно, что большинство людей отвергают эту историю. Другие утверждают, что, возможно, Константин Великий либо имел подлинный религиозный опыт, либо видел что-то, что он интерпретировал как религиозное предзнаменование. Многие предполагают, что Константин видел редкое природное явление, такое как солнечное гало.

Гало — оптическое явление, во время которого вокруг Солнца или Луны возникает светящееся кольцо.

Независимо от того, правда ли, что у Константина было видение, в первые годы после его победы он, по-видимому, позиционировал себя не как христианин, а как приверженец бога Солнца.

Непобедимое Солнце (лат. Sol Invictus) — официальный римский бог Солнца солнечного культа, созданного императором Аврелианом в 274 году н. э.

Константин и Сол Непобедимый

Монета с изображением Константина и Сола Непобедимого, 316 г. н.э., Британский музей, Лондон
Монета с изображением Константина и Сола Непобедимого, 316 г. н.э., Британский музей, Лондон

После 312 г. н.э. Константин Великий немедленно прекратил преследование христиан, и на протяжении всего своего правления он оказывал им финансовую и политическую поддержку. Во время его правления было построено много церквей, а некоторые языческие храмы были ограничены.

Несмотря на это, не очевидно, что император Константин был ярым христианином, и он продолжал почитать бога солнца, Sol Invictus, большую часть первой половины своего правления.

Римские императоры довольно часто выбирали себе любимого бога, с которым они отождествляли себя в своей иконографии, и Sol Invictus, то есть непобедимое солнце, было широко почитаемым солнечным божеством ко времени правления Константина Великого.

Даже в 324 году нашей эры монеты с изображением бога солнца все еще чеканились, спустя двенадцать лет после его предполагаемого обращения! У нас даже есть фрагмент письма, восхваляющий Константина, в котором утверждается, что императору было видение бога солнца Аполлона, гарантирующее ему тридцатилетнее правление. Это было далеко от версии событий Евсевия.

По мере того, как продолжалось правление Константина, его использование солнечных образов начало сходить на нет в пользу христианских символов. Он также был чрезвычайно благосклонен к церкви с самого начала. Константин был крещен незадолго до своей смерти, хотя позднее крещение было обычным явлением в древнем мире, поэтому это ничего не говорит нам о том, когда он фактически обратился.

Некоторые предполагают, что его предполагаемое обращение в христианство было изобретением пропаганды и рассчитанным политическим ходом . Другие, что он просто обратился позже в жизни. Как лучше всего разобраться в запутанном виде христианства Константина?

Религиозная революция

Римское серебряное изделие, посвященное Солнцу Непобедимому , 3 век н.э., из Британского музея, Лондон
Римское серебряное изделие, посвященное Солнцу Непобедимому , 3 век н.э., из Британского музея, Лондон

Дело в том, что римская религиозная революция предшествовала правлению Константина Великого, и ее главной темой было не христианство.

Оценки историков относительно числа христиан во время правления Константина различаются, но они, как правило, колеблются между менее чем 5% и максимум 10% населения. Христиане до этого момента были сильно преследуемой группой, особенно при императоре Диоклетиане . Если поддержка Константином христианской религии была прагматичным выбором, это не могло быть связано с тем, что христианство внезапно стало крупнейшей религией.

Широко распространено мнение, что христианство распространялось в первую очередь среди бедных, рабов и женщин, прежде чем оно зацепило римскую аристократию. Вера Иисуса в то, что об угнетенных следует заботиться, была частью его привлекательности для различных групп бесправных людей.

С другой стороны, хотя христианская религия, вероятно, еще не была массовой, мистические культы и иностранные религии молниеносно вытесняли традиционный пантеизм.

Это было отчасти связано с философским движением, называемым неоплатонизмом . Начиная с 3 -го века эта школа философии в основном не встречала сопротивления и вытеснила все остальные. Традиционное философское образование для аристократического населения поздней Римской империи часто подразумевало обучение у ног одного из многочисленных философов-неоплатоников.

Эта школа очень важна для понимания поздней римской культуры и религии. Ее философская система учила, что даже если есть другие богоподобные существа, в первую очередь есть одно всеобъемлющее невыразимое Божество, которое связано с божественным интеллектом. Они также были обеспокоены статусом души человека в божественной иерархии. Эти идеи были, по сути, религиозной интерпретацией Платона .

Некоторые из самых ранних примеров пропаганды Константина фактически ссылаются на этот абстрактный « Божественный разум », популярный в позднеримской философии.

Статуя Митры, убивающего быка , II в. н. э., Британский музей,Лондон
Статуя Митры, убивающего быка , II в. н. э., Британский музей,Лондон

Эта влиятельная философская идея была либо отражена, либо находилась под влиянием роста все более философских иностранных религий, которые были весьма отличны от традиционного римского пантеизма . Популярные иностранные импорты, как правило, были более философскими, имели более абстрактную концепцию Бога и часто имели в своей основе повествование о «спасении души».

Митраизм , синоним поклонения солнцу, был одним из таких импортов, а христианство было другим. Ранний церковный писатель, Иустин Мученик, на самом деле жаловался, что митраизм и христианство были подозрительно похожи. Распространение и влияние этих новых религий росли медленно, но к 4 веку представления о Боге или богах довольно сильно изменились.

Вера в одно всеобъемлющее и невыразимое верховное божество, которое может иметь или не иметь множество различных низших проявлений, оказала огромное влияние на народную религию. Солнечные божества были одним из проявлений этого. В 3 веке два императора, Элагабал и Аврелиан, уже присоединились к различным версиям бога солнца в своей пропаганде.

Эта тенденция продолжалась довольно долго после смерти императора Константина, хотя в конечном итоге победителем оказалось христианство. В одном особенно известном примере конца IV века епископ Святой Августин был приверженцем манихейства , формы гностицизма из древней Персии , прежде чем он стал христианским епископом.

Поздние языческие мыслители после Константина Великого, включая императора Юлиана и философа Прокла, продолжали отдавать предпочтение солнцу как высшему выражению божественного источника. Вдумчивые, мистические, квазимонотеистические религии были на подъеме.

Иисус, христианская религия и солнечные образы

Мозаика из Римской Британии, изображающая христианские и греческие мифологические образы, начало IV в. до н. э., из Британского музея, Лондон
Мозаика из Римской Британии, изображающая христианские и греческие мифологические образы, начало IV в. до н. э., из Британского музея, Лондон

Смешение христианской религии с поклонением солнцу, вероятно, еще не было спорным.  Римская система верований была синкретической; считалось, что один бог, которому поклонялась одна группа, имел множество различных проявлений. Например, греческий бог Гермес отождествлялся с египетским богом Тотом, а британский бог воды Сулис — с Минервой .

Ранний церковный писатель Тертуллиан упоминает, что многие люди считали христиан солнцепоклонниками из-за некоторых их поступков.  Иисус снова будет связан с солнцем после смерти Константина Великого. Святой Августин упоминает, что члены религиозной секты манихеев все еще путали Иисуса с физическим солнцем. Даже в V веке Папа Лев Великий жаловался, что некоторые христиане все еще кланяются солнцу, как это делали язычники.

Существует большая вероятность того, что так называемое «колебание» Константина между богом солнца и Христом на самом деле было широко принятой формой синкретизма. Еще лучше, будучи неопределенным и неконкретным, Константин мог продвигать себя среди широкой аудитории. Многогранный религиозный фронт, вероятно, был бы привлекателен для многих людей, и использование солнечной символики было бы беспроигрышным вариантом.

Константин в стиле Sol Invictus на монете, отчеканенной после его смерти , 337 г. н.э., через Британский музей, Лондон
Константин в стиле Sol Invictus на монете, отчеканенной после его смерти , 337 г. н.э., через Британский музей, Лондон

Народная религия, скорее всего, была далека от предписывающей формы христианства, которая погружена в теологические дебаты и опирается на писание. Обычные люди все еще выбирали из смешанного мешка религиозной символики.

Взгляд на греческие магические папирусы из Римского Египта обнаруживает ряд заклинаний и колдовств, посвященных персонажам из христианской и иудейской мифологии, которые упоминаются в том же контексте, что и Аполлон или Зевс. Аполлон или Гелиос и Яхве, по-видимому, являются синонимами в некоторых из этих писаний.

Возможно, в более поздние годы, после гораздо большего общения с важными христианскими епископами, Константин Великий принял более прямолинейную ортодоксальную систему верований. Он созвал Никейский собор в 325 году, который позволил Церкви изложить свои идеи в более конкретных терминах, и весьма вероятно, что он был чрезвычайно впечатлен этим собранием. Примечательно, что именно после этой даты он больше не пропагандировал Sol Invictus.

Поражение Константина над его соправителем Лицинием, произошедшее примерно в это же время, также могло способствовать его продвижению более строгой христианской религии, а не синкретического монотеизма.

Вера Константина Великого

Мраморный портрет головы Константина Великого , 325-70 гг. н.э., Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Мраморный портрет головы Константина Великого , 325-70 гг. н.э., Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Был ли Константин Великий настоящим христианином? Кажется весьма вероятным, что он был им, хотя мы, вероятно, никогда не узнаем наверняка. Его запутанная религиозная иконография кажется необычной только тогда, когда ее вырывают из контекста его времени.

Использование Sol Invictus в качестве замены широко монотеистическим образам, возможно, пошло на пользу образу Константина, но это также могло быть частью его изначального понимания христианской религии.  К концу его правления его христианские члены семьи, а также многие члены его двора, возможно, подтолкнули его к ортодоксальной форме христианства, или он, возможно, чувствовал себя достаточно уверенно как единоличный правитель, чтобы позиционировать себя как окончательного христианина.

С принятием христианства обществом посещаемость церкви значительно возросла, а императоры, правившие после Константина Великого, стали менее двусмысленными в своих религиозных взглядах.

#история #инвиктус #древность #константин #христиане #интересное #мрамор