Найти в Дзене

Летний дворец Петра I

Оглавление

29 барельефов Летнего дворца. 1 часть, Невский фасад

Летний дворец Петра I
Летний дворец Петра I

Основным источниками сюжетов для барельефов послужили «Метаморфозы» Овидия и древнегреческие мифы.

Гости прибывали на лодках по Неве, поворачивали в Фонтанку, затем попадали в Гаванец, где швартовались и поднимались по крыльцу. Завершали осмотр дворца у западной стены, уже гуляя по саду.

Невский фасад

Представим, что мы — гости Петра I, начинаем рассматривать дворец с северной стены, которая выходит на Неву. Все барельефы на этой стороне посвящены морю, без которого не может жить Пётр. А также намёкам на шведов и Северную войну, во времена которой была закончена постройка дворца.

Нереида на гиппокампе

Нереида на гиппокампе
Нереида на гиппокампе

Юная Нереида верхом на морском коне — гиппокампе, который несётся, едва погружаясь, по спокойной поверхности вод, очевидно, отсылает к успехам Петра I в ходе Северной войны.

Минерва и Зависть

Минерва и Зависть
Минерва и Зависть

Это сюжет из «Метаморфоз» Овидия, сцена, в которой Зависть выходит из своего логова и созерцает великолепную богиню войны и мудрости — Минерву. Всё это на фоне морских волн, которые в тексте Овидия никак не фигурируют. Просто сказано, что Зависть жила там, куда не проникал ветер.

Приглядитесь к Зависти. Pectora felle virent (лат.) – в переводе «грудь набухла желчью». Это художник постарался передать особенно наглядно. Намёк на зависть, которую должны были вызывать военные удачи Петра, у северных соседей.

Венера и Амур

Венера и Амур
Венера и Амур

Венера возносится на небеса из родной водной стихии. Снова геополитика и морские победы? Возможно. Но скорее всего этот сюжет связан с тем, что на север выходили окна хозяйских спален.

Превращение Ликийцев в лягушек

Превращение Ликийцев в лягушек
Превращение Ликийцев в лягушек

Это щё один сюжет из «Метаморфоз» Овидия: блуждая по засушливой Ликии, богиня Латона мучится жаждой. Она останавливается возле илистого озера, но негостеприимные ликийцы не дают ей напиться воды. Тогда Латона обращается к небу и превращает ликийцев в лягушек.

И снова на фоне море, которого нет в оригинале Овидия. Оно появляется на барельефе дворца для придания нужной геополитической метафорики: кара постигла тех, кто не давал русской армии выйти к Балтике.

Превращение Ликаона в волка

Превращение Ликаона в волка
Превращение Ликаона в волка

Тоже «Метаморфозы». Зевс он же Юпитер превращает вероломного и кровожадного Ликаона — Карла XII напавшего на Россию — в волка.

Аркадия, родина Ликаона, лишена выходов к морю, однако, для сочинителей аллегорий на актуальную в ходе Северной войны политическую тему — это не проблема.

Пан и Сиринга

Пан и Сиринга
Пан и Сиринга

Пан схватил нимфу Сирингу, превратившуюся в тростник. Читаем намёк на Карла XII, который пытался опереться на пана Мазепу, как Пан — на шаткий тростник.

Гиперболизированная фигура Пана, хитрый вид смеющихся амуров и — чтобы придать намёку полную ясность — точное до мелких деталей изображение европейской по виду крепости на скале, оставляют мало сомнений в аллегорическом смысле рельефа: подразумеваются неудачные попытки шведов захватить Финский залив, Неву и Ладогу.

Амур, сопровождающий слона

Амур, сопровождающий слона
Амур, сопровождающий слона

Амур, сопровождающий слона, отвлекает нас от геополитики и возвращает к альковной теме. Она уже появлялась в третьем барельефе Венера и Амур. А мы помним, что эту сторону выходили окна спальни Петра и Екатерины. Тема моря никуда не исчезает. Слон всё-таки морской.

Амур усмиряет льва

Амур усмиряет льва
Амур усмиряет льва

Львиная тема весьма популярный аллегорический сюжет, связанный с Северной войной, так как лев — символ шведской монархии. Амур — бог любви, а альковная тема на этом фасаде, хоть и вторая после морской, но все же активно присутствует.

Возможно этот рельеф можно трактовать, как «любимый Пётр усмиряет Швецию?..»

Амур борется с морским львом

Амур борется с морским львом
Амур борется с морским львом

Мастерски исполненный барочный рельеф, вероятно, продолжает тему предыдущего и завершает историю, которую рассказывает северная стена.

Подробнее об архитектуре дворца, барокко и рельефах в телеграм-экскурсии по ссылке.

Читайте статьи об остальных барельефах:

2 часть, Фасад вдоль Фонтанки.

3 часть, Южный фасад.

4 часть, Западный фасад.