Найти в Дзене
Про Мой Район

Новая старая жизнь Донского монастыря

Оглавление

Донской монастырь восстанавливается всем миром. В реставрации принимают участие и сам монастырь, и Москва. Направляются федеральные средства и личные пожертвования. Как идут работы, и почему реставрация так важна для нас сегодня? Об этом побеседовали с главным архитектором Донского монастыря, почётным реставратором Москвы Сергеем Васильевичем Демидовым и научным консультантом Татьяной Дмитриевной Бажутиной в подкасте «Про Большой город».

Донской монастырь. Фото: mos.ru
Донской монастырь. Фото: mos.ru

Чудесное спасение Москвы

Донской монастырь – один из самых больших и почитаемых в Москве. До 40-х годов прошлого века в этих местах не было многоэтажного строительства, и из монастыря, расположившегося высоко над Москвой-рекой, открывались очень красивые виды. Да и сам Донской был виден отовсюду.

Ансамбль Донского монастыря в начале ХХ века. Фото: pastvu.com
Ансамбль Донского монастыря в начале ХХ века. Фото: pastvu.com

Монастырь был основан по царскому указу в память о событиях лета 1591 года. Тогда крымские татары наступали на Москву, подошли совсем близко и внезапно бежали без боя до самого Бахчисарая. Это чудо приписывают заступничеству иконы Донской Божьей Матери. Когда-то она была подарена князю Дмитрию Донскому и находилась с ним на Куликовом поле.

Считается, что икона-спасительница написана Феофаном Греком. Но мнения исследователей расходятся. Есть версия, что ту икону, которая была с Дмитрием Донским, князь поставил в строящемся соборе в Коломне. Собор позже сгорел, а когда князь умер, его вдова княгиня Евдокия заказала Феофану Греку список с чудотворной иконы (сейчас этот образ находится в Третьяковской галерее).

Икона Донской Божьей Матери, хранящаяся в Третьяковской галерее. Фото: tretyakovgallery.ru
Икона Донской Божьей Матери, хранящаяся в Третьяковской галерее. Фото: tretyakovgallery.ru

А монастырский образ Донской Богоматери был написан специально, сама же обитель строилась под него. Оба собора, и Малый и Большой (иногда их называют Старый и Новый), освещены во имя иконы Донской Божией Матери.

Храм, которого на Руси не бывало

Так как монастырь строился по царскому заказу, то здесь, конечно, работали лучшие мастера.

Малый собор уникален своими ступенчатыми сводами, снаружи они декорированы нарядной пирамидой кокошников. Это решение, найденное зодчими 16-го века, вошло в русскую архитектурную традицию.

Малый собор Донского монастыря. Фото: Shutterstock
Малый собор Донского монастыря. Фото: Shutterstock

Большой собор Донского монастыря, построенный на сто лет позже, не имеет ни предшественников, ни повторений. Его история связана с царём Алексеем Михайловичем. Он затеял в своей усадьбе на Грузинах (сейчас на этом месте находится Московский зоопарк) строить храм. Да такой, какого на Руси не бывало.

Большой собор Донского монастыря.
Большой собор Донского монастыря.

Дело в том, что к этому времени политическая ситуация изменилась. Были присоединены украинские и белорусские земли – Великое княжество Московское стало государством. В Москву поехали белорусские, украинские художники, архитекторы, мастера, знакомые с западноевропейским искусством. Отправили на Украину и нашу экспедицию зодчих, художников для знакомства с «западным опытом». Возглавлял «делегацию» Карп Золотарёв. Это был человек ренессансного склада, иконописец, автор выдающихся иконостасов, некоторое время возглавлявший золотописную мастерскую Посольского приказа. Золотарёв сделал проект храма по заказу Алексея Михайловича, но тот к тому времени уже умер. Поэтому когда решили строить Большой собор, то за образец взяли неосуществлённый проект храма на Пресне.

В чём уникальность ансамбля монастыря

Монастырь сразу создавался как единый, цельный ансамбль, поэтому здесь практически не было временных сооружений. С конца 17-го века велось только каменное строительство. Помимо Большого и Малого соборов, в ансамбль входит ещё и больничный храм, в 19-м веке его перестроили под усыпальницу князей Голицыных. Кроме того, над Северными воротами находится храм Тихвинской иконы Богоматери, а над Западными – храм во имя праведников Захария и Елизаветы.

Донской монастырь: вид сверху. Фото: mos.ru
Донской монастырь: вид сверху. Фото: mos.ru

Уже в конце 18-го века, когда некрополь Донского монастыря стал местом упокоения для самых знатных дворянских родов, были построены небольшие храмы и усыпальницы. Например, усыпальница семейства Зубовых – церковь Александра Свирского, церковь Иоанна Лествичника. Одно из самых древних гражданских сооружений монастыря – здание бывшей монастырской канцелярии у Западных ворот. А дом наместника, построенный в 18-м веке у Северных ворот – редкое здание, не перестроенное после пожара Москвы в 1812 году.

Место заточения и обретения

Донской монастырь готовится к важному юбилею – 25 марта 2025 года будет отмечаться столетие кончины патриарха Тихона. Монастырь станет международным центром юбилейных событий. Здесь, в Донском, патриарх долгое время находился под домашним арестом.

Напомним, в 1917 году, после 200-летнего синодального периода (когда церковь управлялась чиновниками Священного Синода), в России было восстановлено патриаршество – и совпало это с одним из самых трагических и жестоких периодов отечественной истории. Главой церкви стал патриарх Тихон. Почти сразу он стал подвергаться преследованиям новой власти, отрицающей Бога. Местом заточения стал Донской монастырь, причём Патриарх Тихон сам выбрал это место – он хорошо его знал.

 Патриарх Московский и всея России Тихон
Патриарх Московский и всея России Тихон

Сохранилась келья, где жил патриарх. Реставраторы с любовью и благоговением её восстанавливают. В неплохом состоянии находятся рамы, которых касалась рука Святейшего, подлинные деревянные полы из широченных досок. Хуже дела обстоят с обстановкой – её попросту нет (все попытки верующих сохранить келью патриарха после его кончины ни к чему не привели). Зато есть подробные описания быта, оставленные людьми, которые были рядом с патриархом Тихоном.

Мощи патриарха Тихона в Донском монастыре. Фото: https://donskoi.org/
Мощи патриарха Тихона в Донском монастыре. Фото: https://donskoi.org/

Уже в наши дни удалось найти захоронение Святейшего. Было известно, что патриарх Тихон похоронен в Малом соборе, но долгое время считалось, что могила была разорена. Поисковые работы сначала зашли в тупик – буквально упёрлись в систему калориферного отопления, которой обогревался собор. Но патриарх Алексий дал благословение разобрать сооружение, под ним и нашли могилу Патриарха Тихона с мраморной доской «Тихон патриарх Всероссийский». Патриаршее облачение было на нём.

Как работают реставраторы?

Приступая к реставрации Большого собора, специалисты гадали – удастся ли обнаружить следы полихромной, то есть многоцветной краски? Она была очень популярна при росписи церквей с середины 17-го века. И сейчас при реставрации храмов иногда удаётся обнаружить под поздними наслоениями ярчайшие и радующие глаз краски, но не всю роспись, а её остатки, иногда только искры.

Сергей Васильевич Демидов рассказывает: «Изначально боковые приделы Большого собора были ниже метра на три. И вокруг центрального объема, судя по всему, шёл декоративный яркий расписной пояс на золотом фоне. Это было как бы повторение пояса изразцового. Но когда боковые приделы были надстроены, то эти росписи пропали, их уже больше не возобновляли. Осталось только описание и фотофиксация, сделанная в 1960 году, и, увы, чёрно-белая».

Специалисты исследовали следы покраски на наличниках и других декоративных деталях. Изучали по крохам те красочные слои, которые были на стенах. И пришли к выводу – не пытаться это восстанавливать, оставить покраску второй половины 19-го века.

Донской монастырь до/после реставрации. Фото: mos.ru
Донской монастырь до/после реставрации. Фото: mos.ru

Одно из предложений реставраторов было – сделать собор светлым. Потому что до середины 19-го века Большой собор был именно таким. Но радикальное изменение цвета не утвердили. Среди аргументов: это может разрушить цельность восприятия. Тем более что на Большой собор ориентированы и более поздние постройки.

Вообще не просто ответить на вопрос: а какой именно облик восстанавливают реставраторы? Любой памятник за свою долгую историю претерпевает изменения. И практически ни один из них после реставрации не получает первоначального вида. Это всегда некая компиляция. Реставраторы сохраняют наиболее ценные элементы, как того требует 73-й федеральный закон «Об объектах культурного наследия».

Вот, к примеру, с какой задачей столкнулись реставраторы, когда работали в Малом соборе. Мастерам очень хотелось приблизить его к тому образу, каким он был в 16-м веке. Было сделано много открытий – порталы, старые декоративные карнизы из белого камня. Но что делать с главкой собора? Первоначально собор имел шлемовидное завершение, но в 19-м веке была сделана новая главка, которая сейчас тоже является предметом искусства. Её нельзя уничтожить. Поэтому сегодня храм внутри восстановлен по канонам 16-го века, а снаружи украшен главкой 19-го столетия.

Каким будет Донской монастырь в грядущие века? Это зависит и от нынешней реставрации и от всех нас – только память и совместные усилия помогают сохранить святыни.

Этот выпуск подкаста «Большой город» можно послушать на одной из платформ:

---------------------------------------------
Читайте также: