Фабрика «Большевичка», выпускающая классические мужские костюмы, открылась 95 лет назад. Предприятие выстояло, продолжая работать даже в самые тяжёлые времена. О том, как его удалось сохранить, а также о секретах высокого портновского искусства поговорили с Владимиром Гуровым, членом совета директоров компании «Большевичка», а в недавнем прошлом – директором фабрики, в подкасте «Про Большой город».
Одеть рядового гражданина
«Москвашвея!» – выкрикивал булгаковский Шариков. Примета времени стала мемом. Да, в 1929 году прошлого века возникло Главное управление швейной промышленности Москвы, та самая легендарная «Москвашвея», и среди прочих фабрик в него входила и «Большевичка». Располагалось предприятие на Каланчёвской улице, на бывшей чаеразвесочной фабрике Перлова. После революции это здание стало биржей труда. Оно и сейчас поражает красотой и считается памятником промышленной архитектуры.
Почему производством одежды занялись на самом высоком уровне? В те годы был колоссальный дефицит товаров народного потребления (он сохранялся до последних лет советской власти). Нужно было одевать людей. И если сейчас джинсы и футболка решают проблему гардероба, то в те годы главной одеждой советского человека был костюм. Посмотрите советские фильмы! В «Верных друзьях» приятели путешествуют по реке на плоту в костюмах. В брюках и пиджаке ходили и в гости, и на работу, и за грибами. И даже трансляции КВН в 60-е годы это подтверждают: все болельщики в зале (не говоря уже и об игроках) одеты в костюмы.
Некоторые интересуются, почему у фабрики, которая шьет для мужчин, было женское имя? Ну, во-первых, все сотрудницы предприятия были женщины. А во-вторых, в Москве уже был «Большевик» – знаменитая кондитерская фабрика. В годы перестройки руководство предприятия приложило большие усилия, чтобы сохранить историческое название.
Высокие технологии
С самого начала на «Большевичке» шили классические мужские костюмы. Причём были цехи ВК и ОК – высшего качества и обычного качества.
Специалисты знают: мужской классический костюм – это вершина портновского искусства. Здесь много ручного труда, сложных технологий, различных операций. Отличие цехов ВК и ОК было как раз в технологиях. Оверлочить карманы брюк или окантовывать? Борта пиджака проклеить или простегать? Второе, разумеется, дороже, но и костюм становится качественнее.
С самого начала на фабрике возникло конструкторское бюро, специалисты которого знали, как «посадить» костюм по фигуре. В помощь КБ «Большевички» был специальный научный институт швейной промышленности, где изучали антропометрию людей. Проще говоря, особенности фигуры советского человека. Возник и экспериментальный цех. В 70-80-е годы фабрика прославилась своими куртками из кожзаменителя, кримпленовыми, джинсовыми и вельветовыми костюмами, за которыми «охотилась» вся Москва.
Уже позже в помощь конструкторам были внедрены системы автоматического проектирования. А потом стали приобретать лицензии на пошив у французских, а позднее итальянских компаний.
Если же говорить об особенностях фигуры, то здесь есть принципиальный момент, который специалисты называют «полнота». В магазинах покупатель обычно ориентируется на привычный размер и рост. Но в случае костюма, если не учитывать «полноту» покупателя, костюм на фигуру просто не «сядет». Людей средней полноты – 50-60%, а остальные 40% имеют особенности фигуры. В магазинах предлагают, конечно, подогнать костюм. Но подбирая и ушивая, нарушают сложную конструкцию, и в результате костюм всё равно сидит плохо. При этом продавцам невыгодно предлагать покупателю всю линейку для полных на каждый размер – при нынешних ценах на торговые площадки невозможно держать столько костюмов. А магазины «Большевички» этим и отличаются от других – они предлагают костюмы всех фасонов и размеров.
От костюмов к военной форме
Во время Великой Отечественной войны предприятие было эвакуировано в Омск, где шило форму для военных – бушлаты, шинели. Существует легенда, согласно которой на «Большевичке» шили форму для парада Победы.
Даже после победы у фабрики оставался мобилизационный план – они были у всех производств. На «Большевичке» шили форму для танкистов. Под это выделялись средства и оборудование.
Ещё один знаменитый заказ на фабрике – форма для мужской делегации на Олимпийских играх — 1980 в Москве. Шили светло-бежевые не то куртки, не то блузоны. Для фабрики это был экстремальный опыт – пришлось перестраивать производство, при том, что план никто не снижал. Но заказ выполнили и команду одели.
Плохой костюм – это нонсенс
Времена изменились. Сейчас брюки и пиджак не играют такой важно роли в жизни обычного человека, как раньше. Зачастую при нашей любви к джинсам и футболкам, единственным костюмом мужчины оказывается свадебный. Но классика никуда не ушла, а стала показателем статуса. Как говорит Владимир Гуров: «Плохой костюм – это нонсенс, потому что он понижает статус человека. Если человек не может позволить себе хороший костюм, лучше его просто не покупать и не носить».
Да, есть массовый рынок, и он частично покрывает потребность в одежде такого рода. Правда, носится она недолго. Но костюмы из дорогой качественной ткани по хорошим лекалам – это высший класс. Когда речь заходит о престиже, люди не считают денег, выбирают хорошие ткани и уделяют большое внимание качеству. На «Большевичке» это точно знают – капризный клиент может не просто купить, но и заказать здесь костюм. Фактически речь идёт об индивидуальном пошиве. За счёт сроков исполнения и более низкой цены компания обыгрывает иностранных конкурентов.
Дожить до ста лет
У Владимира Эдуардовича Гурова – уникальный опыт. В 1987-м он стал во главе фабрики. Страна стояла на пороге потрясений. Сегодняшнему члену совета директоров, а тогда просто директору, удалось провести фабрику через все штормы последних десятилетий. Началось всё при Андропове, когда опытных специалистов меняли на некомпетентных людей. В министерстве легкой промышленности (напомним, что в те годы основные деньги в бюджет приносили легпром и вино-водочная продукция) посадили практически всех начальников главков, министра. «Но тогда возможность манёвра для руководителя предприятия была больше», – говорит Владимир Эдуардович, – потому что оставалась централизованная система управления и распределения ресурсов». Государство выделяло валюту для покупки запчастей. В 1989-м всё это прекратилось, надо было «вертеться». В 1992 году разрешили конвертацию рубля – фабрика стала работать по заказам иностранцев (это называется «давальческая схема»), пошла валюта, стал копиться капитал. Но «Большевичка», поняв, что на её продукцию есть спрос у иностранцев, не осталась на «давальческой схеме», а продолжала выпускать свои костюмы. И это спасло фабрику при дальнейших экономических штормах – многие предприятия, которые работали по иностранным заказам, потеряли капитал. А «Большевичка», ориентированная на внутренний рынок, устояла.
Пережив ковид, который привёл к резкому сокращению производства, фабрика сразу же столкнулась с санкциями, которые обрушили всю архитектуру взаимодействия с зарубежными партнёрами (мало кто знает, что хорошая шерсть для костюмов в стране всегда закупалась – у нас своей тонкой костюмной шерсти нет). В этом году «Большевичке» исполнилось 95 лет. И на вопрос, как будете отмечать столетие производства, Владимир Эдуардович Гуров говорит: «Дожить бы. Сейчас каждый год в копилку идёт».
Этот выпуск подкаста «Большой город» можно послушать на одной из платформ:
---------------------------------------------
Смотрите также: